Всё действие представлено в форме допроса свидетелей. Таинственные дознаватели в черных костюмах и шляпах (Илья Сумбаташвили и Елена Руссу) рассказывают свою версию произошедшей трагедии, тем самым как бы отражая позицию автора инсценировки, дополняют историю лица, косвенно имеющего к этой трагедии отношение.
Особенность небольшого сценического пространства позволяет максимально глубоко погрузиться в действие, своими рассуждениями актеры, словно гамельнские крысоловы, уводят зрителя в мир, насыщенный хаосом, пороками и угнетением человеческой души.
По замыслу режиссера, главный герой – Евгений Иванович Иртенев (Никита Дидковский) – как бы освобождается «от внутренних конфликтов и безумия». Это бы выглядело так, если бы образ самого героя казался обаятельным и несколько наивным. Наоборот, внешность Никиты Дидковского сильно противоречит характеру его персонажа.
Не складывается единство, нет цельности, слияния, будто они существуют отдельно друг от друга. А попытка быть тем, кем ты не являешься, играть, не понимая задачи, сильно бросается в глаза. Дидковский сделал из своего персонажа человека слабого духом, жалкого, во многом отвратительного по своим установкам и убеждениям. В таком случае единственное освобождение, которое может произойти, – это освобождение мира от таких темных и слабых индивидуумов.
А вот состав второстепенных действующих лиц порадовал и, по сути, держал все внимание зала.
Отдельного рассмотрения заслуживает работа Ильи Сумбаташвили и Елены Руссу. Эти два артиста сумели быть разными в каждой роли и так легко перевоплощались, что даже казалось, будто актерский состав в два раза больше, чем тот, что вышел на поклоне.
Особо хочется отметить игру Евгении Ходыревой, исполнившей роль Марьи Павловны Иртеневой. Ее героиня такая трогательная и одновременно простодушная, от нее веет материнским теплом, заботой. И за сына она переживает как самый родной и близкий человек, оправдывает его, объясняет поступки. Это, конечно, не образ матери как земли русской, которая напоит и накормит, но в чем-то это напоминает образ матерей конца 80-х – начала 90-х годов прошлого века, когда любыми правдами и неправдами, надеждами и самовнушением мать будет защищать свое нерадивое чадо.
Ксения Рычкова – в целом само очарование, хрупкая, воздушная, однако то ли отрешенная от реальности, то ли несколько заторможенная. Ее игра забывается, а ведь она как раз-таки один из самых главных защитников главного героя. Но именно из-за некой поверхностности ее образ смывается и не остается в памяти.
Илья Сумбаташвили изначально схож с сатирическим амплуа Аркадия Райкина или как Бендер – «авантюрист, но самой высокой и лучшей марки». Ему подвластны любые иронические роли, он достраивает себя до героя, улавливает его манеры, тон, речь, пластику, уникальные особенности.
Елена Руссу – ошеломительная и яркая. Она может быть строгой и распущенной, но в ней всегда чувствуется стержень. Можно сказать, что весь внутренний потенциал актрисы богат и многогранен, он просто рвется наружу, и интересно получается, как в такой миниатюрной комплекции заключается мощь и сила.
Что касается сценографии и костюма, есть небольшие замечания, но скорее это обусловлено желанием режиссера оставить временную веху без изменения.
На самом деле, в спектакле всё получилось, все приемы и механизмы работают. Интересно посмотреть, какие изменения претерпит постановка спустя несколько месяцев или хотя бы год. Что же из всего этого получится…