Как живут и хранят свои традиции народы Урала

История, жизнь и национальная культура

Урал – это не только горный хребет, разделяющий Европу и Азию, это регион с богатой и разнообразной культурой. Здесь, на стыке разных миров, веками живут и сохраняют свою самобытность уральские народы. Каждый из них несет в себе богатство истории, языков и обычаев, отражающих их тесную связь с природой.

История, жизнь и национальная культура
Фото: Озгу Озден / unsplash.com

Ненцы

«Народ оленей», живут в тесном единстве с природой, основой их жизни является оленеводство, охота и рыбалка. Всюду, куда бродят олени, следуют и ненцы, сохраняя кочевой образ жизни. Мужчины охотятся на росомаху, песца, лисицу, глухаря, куропатку, а женщины занимаются рукоделием, выделкой кожи, приготовлением пищи и воспитанием детей.

Дети с раннего возраста приучаются к оленеводству: девочки играют с куклами из перьев, а мальчики учатся управлять оленями. Передвигаются ненцы на санях с оленьей упряжкой, причем существуют отдельные сани для женщин и мужчин – грузовые нарты используются для перевозки товаров, их запрягают двумя оленями и собирают в караваны.

Вот несколько важных традиций этого народа.

У ненцев не принято уходить раньше окончания трапезы. Если гости торопятся, хозяйка чума должна подержаться за край стола, иначе гости «унесут» с собой достаток ее семьи.

Дети в тундре играют клювами птиц. Традиционная ненецкая кукла нухуко сделана из клюва, который играет роль головы куклы, с пришитыми к нему разноцветными лоскутами сукна в качестве туловища. Куклы из утиного клюва – женщины, а из гусиного – мужчины. Традиционная игрушка ненецких мальчиков – оленьи рога. Они представляют, что это настоящие оленьи упряжки, и носятся друг за другом, изображая гонки.

Приехав в стойбище, надо обойти все чумы и в каждом из них по правилам гостеприимства принять угощение. Если гости не зашли в какой-то чум, хозяин может обидеться.

За столом нельзя петь. Примета гласит: «Все пропоешь».

Ханты

Коренные жители Сибири, представители угорской языковой группы, родственники манси. Их жизнь тесно связана с природой, а основными занятиями являются рыбалка, охота и скотоводство, разновидность которого зависит от местоположения конкретной группы хантов.

Северные ханты традиционно занимались собаководством, используя собак в упряжках для передвижения по снегу. Также они занимаются оленеводством и рыбалкой, которая является важной частью их питания и культуры. Ханты известны своей богатой культурой, в которой важную роль играют традиционные обряды, фольклор, ремесла и музыка. Их традиционная одежда отличается яркой вышивкой и орнаментами, символизирующими духов природы и жизнь хантов.

Особое место в их жизни занимает шаманство, которое сохраняет традиции предков и связь с духами природы. Интересный факт: ханты считаются мастерами изготовления лодок из бересты, которые являются традиционным транспортным средством и символом их культуры.

Год у хантов делился на два отдельных периода, как будто две половины жизни: летний, начинающийся с пробуждением природы весной, и зимний, приходящий с наступлением октября. Временем для хантов управляла луна, и каждый месяц имел свое уникальное имя, связанное с особыми событиями в природе:

● Февраль – месяц ленивого орла. Орел то летает, то сидит. По хантыйской легенде, он предвещает пробуждение солнца;

● Май – месяц ледохода, нереста рыбы, рождения оленят;

● Июнь – месяц высокой воды. В этот период подготавливали лодки, снасти к рыболовному промыслу;

● Сентябрь – месяц опадания листвы. Завершается летний полугодовой цикл. Начинается сезон охоты;

● Ноябрь – месяц застывания Оби. Начинаются морозы, земля покрывается толстым слоем снега, собаки не берут след животных;

● Декабрь – месяц большой темноты. Это период поддержания тепла в доме.

Марийцы

Народ с богатой историей и культурой, в основном марийцы проживают в Республике Марий Эл, где составляют почти половину населения. Эта республика является частью Приволжского федерального округа и имеет столицу в городе Йошкар-Ола. Марийцы расселены в зоне между реками Ветлуга и Вятка, но в зависимости от региона проживания выделяют четыре основные группы.

Северо-западные марийцы: живут за пределами республики, в Кировской и Нижегородской областях. Их язык отличается от традиционного марийского, и только в 2005 году появилась первая книга на их диалекте.

Горные марийцы: небольшая группа, проживающая в западной части республики Марий Эл, вдоль южного берега Волги. Их культура формировалась под влиянием чувашей и русских, и они имеют свой собственный язык и письменность.

Восточные марийцы: численная группа, которая переселилась из луговой части Волги в Приуралье и Башкортостан.

Луговые марийцы: самая многочисленная и влиятельная группа, проживающая в междуречье Волги и Вятки, в Республике Марий Эл.

Древние традиции марийцев наиболее ярко проявляются в свадебных и похоронных обрядах.

Свадебные традиции. Праздник всегда начинался с веселого выкупа невесты. Затем молодые отправлялись к месту венчания, сидя на телеге или санях, покрытых медвежьей шкурой. Всю дорогу жених щелкал хлыстом, отгоняя злых духов от своей невесты, а их руки были связаны полотенцем, символизируя их неразрывную связь. До сих пор сохранилась традиция печь блины для жениха утром после свадьбы.

Похоронные традиции. Умершего везли на погост на санях, независимо от времени года, и клали в гроб в зимней одежде, с необходимыми вещами для пути в загробный мир: льняное полотенце, чтобы спуститься в царство мертвых (отсюда выражение «скатертью дорога»). Ветки шиповника, чтобы отгонять злых духов. Ногти умершего, чтобы цепляться за скалы и горы на пути. Через сорок дней после смерти совершался необычный обряд: друг покойного одевался в его одежду и садился за один стол с близкими умершего. Его принимали за покойного и спрашивали о жизни в загробном мире, передавали приветы и новости. На праздниках поминовения также  вспоминали  о  покойных,  накрывая  для  них  отдельный  стол  с  угощениями.

Несмотря на свою уникальность и богатство культуры, представители этих народов сталкиваются с проблемами сохранения своей идентичности и традиций. Это связано с процессами индустриализации и урбанизации, которые привели к миграции населения из сельской местности в города. Кроме того, многие из этих народов испытывают проблемы с сохранением своего языка и традиционного образа жизни.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру