История создания
Композитор заинтересовался этим произведением еще на своем последнем году обучения в консерватории. Он хотел представить оперу как свою дипломную работу. Несмотря на то, что это предложение было отклонено, Ефрем Подгайца не оставил своей задумки.
Сложилось так, что он лично познакомился с Владимиром Орлом, на чье либретто в последующем и будет написана его опера. Они сразу нашли общий язык, так композитор отзывается о Владимире Орле:
«Он как бы человек «эпохи Возрождения», каждый раз, когда мы с ним встречались, я узнавал о нем что-то новое, он знал очень много языков, был всесторонне развит, для него было крайне важно, чтобы перевод был как можно ближе по смыслу к оригиналу. Поэтому, например, в опере представлены Тарарам и Тилибом вместо всем привычных Траляля и Труляля, его переводы кажутся более яркими».
Ефрем Подгайц приступил к работе, клавир был написан еще в 1977 году, но вся опера была готова только к 1983 году, тогда композитор еще не знал, что первая полноценная постановка по его произведению будет представлена почти через полвека.
Явные отличия
В сюжете оперы различия от оригинального произведения найдет только человек, хорошо знакомый с творчеством Кэрролла. Девочка Алиса все так же попадает в волшебную страну по ту сторону зеркала, знакомится с королем и королевой шахматного мира, проходит путь от маленькой пешки до самой белой королевы.
Но если чуть присмотреться, то можно заметить множество деталей, не столь очевидных на первый взгляд. Спектакль начинается с ссоры между девочкой и ее родными, перед зрителями сразу представлен конфликт: детского и взрослого мира, который будет одной из ведущих тем на протяжении всего спектакля.
В целом, все произведение строится на взрослении Алисы: то, как она отрицает мир взрослых, но и детский мир уже отказывается ее принимать, она остается на перепутье, у нее нет другого выхода, кроме как продолжать идти. После ссоры с родителями Алиса остается со своим котенком, начинает играть с ним.
Фраза «Давай поиграем» все повторяется и повторяется, как бы намекая на то, что Алисе предстоит сыграть партию в шахматы. Ведь шахматные фигуры, которые стояли в комнате девочки, в зазеркальном мире станут живыми. И вот Алиса попадает в другой мир, в этот момент огромное зеркало на сцене как бы отражает зрительный зал, девочка смотрит в него и видит амфитеатр, это делает зрителей ближе к спектаклю, они как будто сами погружаются в этот волшебный мир.