Как неизбежность. Губернаторы УрФО готовятся к объединению в Уральско-Сибирский макрорегион

Куйвашев: «Мы говорили об этом давно. Сейчас настало время этим заняться»

В Кургане 15 марта состоялось заседание Совета губернаторов УрФО под председательством полпреда президента России Николая Цуканова. Главы шести субъектов съехались для обсуждения важнейшего события в современной истории округа – создание Уральско-Сибирского макрорегиона. В открытой части встречи губернаторы высказали свои предложения по развитию кооперационных связей между субъектами, договорились уйти от внутренней конкуренции, а некоторые даже ратовали за узаконивание горизонтального финансирования между регионами. О чем еще говорили губернаторы, а также чем они готовы поделиться с соседями?

Куйвашев: «Мы говорили об этом давно. Сейчас настало время этим заняться»
Фото пресс-службы губернатора Курганской области

Правительство России 13 февраля утвердило стратегию пространственного развития РФ на период до 2025 года. В стране будет сформировано 12 макрорегионов. Все субъекты УрФО войдут в один Уральско-Сибирский макрорегион. Отметим, что при обсуждении федеральные власти планировали раздробить округ на два макрорегиона, но уральский истеблишмент отстоял свое единство и не позволил совершить фатальной ошибки. «Такое решение принято с учетом нашей общей позиции, – подчеркнул полпред Николай Цуканов. – Оно значительно облегчит межрегиональное взаимодействие».

Для каждого макрорегиона будет разработана и утверждена стратегия социально-экономического развития. Заниматься этим будет Правительство РФ и Минэкономразвития. Но регионы должны принять активное участие в процессе и выступить со своими предложениями. Этому было посвящено заседание Совета губернаторов УрФО. На данной площадке главы регионов обменялись мнениями и идеями.

По оценкам экспертов, уровень кооперационных связей между уральскими субъектами в СССР была на более высоком уровне. В настоящий момент анализ показывает, что внутри округа регионы на 30% глубже интегрированы между собой, чем субъекты РФ в целом.

«Однако потенциал коопераций используется не в полной мере, идет борьба за инвестиции, регионы вынуждены демпинговать преференциями и льготами за счет собственных доходов. Конкуренция необходима, но она должна быть разумной», – заявил полпред.

Цуканов поручил создать рабочую группу при полпредстве, включив в нее представителей региональных органов власти и научного сообщества. Задачей данного органа будет выработка предложений по реализации межрегионального сотрудничества. «Также необходимо проанализировать возможность формирования комплексного инвестиционного плана и нового стратегического документа, учитывающего кооперационные связи субъектов», – добавил он.

Между регионами УрФО действует ряд двухсторонних и трехсторонних соглашений, однако нередко такие соглашения носят формальный характер. «Хотелось бы, чтобы в этих соглашениях появились конкретные показатели, объемы товарооборотов. Они должны быть наполнены реальными цифрами и реальной жизнью, – подчеркнул полпред. Цуканов поручил до 1 мая старые соглашения регионов проанализировать, предложить новые редакции и подписать их. Губернаторы согласились с «рамочным характером старых соглашений» и поддержали предложение полпреда.

По мнению Цуканова, очевидна потребность внедрения проектного управления кооперационными процессами в УрФО. Это позволит проработать вопросы реализации межрегиональных проектов, провести анализ наиболее оптимального расположения крупных инвестиционных площадок и исключить дублирование объектов, адекватно оценить возможность развития кооперационных связей, а в перспективе выйти на принятие комплексного инвестиционного плана в рамках макрорегиона.

Также полпред поставил вопрос об активном развитии железнодорожных магистралей в направлении Крайнего Севера и субъектов, граничащих с федеральным округом. Он попросил регионы совместно с РЖД проработать организацию данных сообщений и обсудить вопрос со всеми заинтересованными сторонами на площадке полпредства. «Создание межрегиональных транспортных коридоров и логистических центров придаст мощный импульс целому спектру отраслей», - подчеркнул он.

В АПК полпред предложил сделать ставку на Курганскую область. Зауралье обладает значительным потенциалом для производства аграрной продукции. По итогам 2018 года, в регионе отмечается рост производства мяса и молока, картофеля. Среднегодовой показатель самообеспеченности по зерну в Курганской области составляет около 200%, по овощам открытого грунта – около 150%. Но для дальнейшего развития сельскохозяйственной отрасли нет резервов. Около 300 тысяч га пашни попросту не используется.

«Рассчитываю услышать предложения от глав регионов о привлечении инвесторов в Зауралье, – заявил Цуканов. – Формы могут быть разными – аренда или покупка земли, инвестиции в существующие проекты. Курганская область могла бы стать хорошей пилотной площадкой для формирования продовольственной безопасности в уральском округе, поставлять продукты питания в северные регионы и в крупнейшие города округа. Регионы Крайнего Севера нуждаются в сельхозпродукции. Ни Тюмень, ни Челябинск, ни Екатеринбург в полной мере не смогут решить проблему».

Он также подчеркнул, что есть все предпосылки для создания вертикально интегрированных агрокомплексов, развития производств переработки сельхозпродукции в интересах продовольственной самообеспеченности УрФО. Все это позволит наращивать условия и для экспорта.

Еще одним направлением межрегионального сотрудничества должна стать утилизация твердых коммунальных отходов. На территории округа ежегодно образуется 3 млн тонн мусора. Утилизируется и обезвреживается только 6-8 %. 114 лицензированных полигонов уже заполнены более чем наполовину. При этом 131 полигон действует без разрешительных документов.

«В стране стартовала мусорная реформа. Предстоит создать новую высокотехнологичную отрасль по переработке ТКО. К 2024 году мы должны увеличить долю утилизации отходов до 36%. По этому показателю будет оцениваться эффективность деятельности губернаторов. Пока нам еще далеко до этой цели. В УрФО нет ни одного перерабатывающего завода современного уровня. Создание инфраструктуры по переработке вторсырья требует значительных инвестиций и площадей. Это сложная задача, но решать ее нам необходимо», – подчеркнул полпред.

В конце своего выступления спикер открыто сообщил о тому, почему совет был собран именно на зауральской земле. «Наше заседание не случайно проводится в Курганской области. Объективно Зауралье – самый проблемный регион в УрФО. Об этом свидетельствуют социально-экономические показатели области. Ее бюджет составляет 40 млрд рублей, но даже из них собственные доходы составляют только половину», – заключил спикер.

На одного жителя Зауралья приходится 29 тысяч рублей из собственных доходов бюджета, в северных регионах – более 130 тысяч. Люди предпочитают переселяться в соседние регионы, особенно это характерно для приграничных территорий. Это обусловлено слабой социальной и дорожной инфраструктурой, изношенностью основных фондов. Менее половины сельского населения обеспечено питьевой водой. Нормативам соответствуют лишь 30% региональных дорог.

«Необходимо провести глубокий анализ имеющихся проблем и разработать альтернативные системные меры по вовлечению данных территорий в активную экономическую жизнь. Необходимо остановить отток населения с приграничных территорий. О проблемах Курганской области можно говорить еще немало. Настало время переломить ситуацию, – заявил полпред и попросил губернаторов помочь региону-аутсайдеру.

Что говорят губернаторы об агломерации?

Врио губернатора Курганской области Вадим Шумков:

«Наши регионы связаны экономически и исторически. В текущей социально-экономической ситуации кооперация и совместная работа позволит наиболее достойно пройти непростой период экономического развития наших регионов и страны. У каждого региона есть свои преимущества, компетенции и планы развития. Но именно сейчас важно все наши особенности использовать максимально в кооперации, а не во внутренней конкуренции на фоне растущих возможностей. На фоне снижения социального самочувствия граждан сегодня нужно принять решения по основным вопросам, от которых будет зависеть дальнейшее развитие наших регионов. И сегодня жители нашего макрорегиона предъявляют все больше требований к экологической безопасности, а с учетом того что бассейн рек у нас общий и воздушное пространство едино, то эти вопросы необходимо обсуждать и решать совместно».

Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев:

«Я считаю, что есть необходимость усилить наше взаимодействие, исходя из приоритетности задач, поставленных президентом РФ в послании Федеральному собранию и в новом майском указе. Субъекты округа – это мощный и перспективный рынок для уральской промышленности и аграрной продукции. Укрепление кооперационных связей между субъектами – это требование времени и важнейшая составляющая роста инвестиционной привлекательности отдельных территорий и всего округа в целом.

Мы предлагаем максимально полно и эффективно использовать потенциал промышленного комплекса, медицинской и фармацевтический промышленности, образования и АПК Свердловской области для обеспечения нужд субъектов УрФО. Совместными усилиями мы способны реализовать крупнейшие межрегиональные проекты, в том числе создание высокоскоростной железнодорожной магистрали Екатеринбург – Челябинск, формирование системы региональных авиаперевозок между административными центрами субъектов.

Наша область занимает второе место в России по объему высокотехнологичной медицинской помощи. Возможности нашей медицины широко известны и за рубежом. Мы готовы принимать пациентов из всех регионов уральского округа. Создание совместных научных центров даст серьезный толчок к привлечению новых технологий и пациентов. Это очень важная отрасль. Используя потенциал учреждений Свердловской области, предлагаем рассмотреть возможность по развитию кооперационных проектов в сфере медицинских услуг.

Еще одно перспективное направление нашего взаимодействия – укрепление делового климата, рост инвестиционной привлекательности и поддержка бизнеса. Предлагаем внедрить в округе механизм взаимодействия, учитывающий одновременное применение региональных льготных режимов при реализации проектов, формирующих региональные и кооперационные цепочки.

Мы говорили об этом давно. Сейчас настало время этим заняться. Между регионами всегда существовали партнерские, дружеские и добрососедские связи, мы развивались и росли вместе. Сейчас у нас есть отличная возможность выйти на новый уровень взаимодействия, создать крепкую почву для будущего роста и раскрыть огромный потенциал наших совместных возможностей и создать инструменты для реализации своих идей».

Губернатор Челябинской области Борис Дубровский:

«Создание макроэкономического региона вдоль всего Уральского хребта неизбежно и экономически целесообразно. Объективно этот процесс уже начался, мы это видим в рамках взаимодействия регионов по строительству скоростной магистрали Челябинск – Екатеринбург, в интеграции ряда предприятий Курганской и Свердловской областей в наши региональные производственные кластеры, в также развитие межрегиональных коопераций.

В проекте макрорегиона для Челябинской области есть несколько узловых моментов. Прежде всего строительство высокоскоростной магистрали Челябинск – Екатеринбург с выходом на трансконтинентальный транспортный коридор Берлин – Москва – Пекин. В рамках повестки интерес вызывает строительство высокоскоростной железной дороги Челябинск – Курган – Казахстан. Она имеет хорошие перспективы.

Преимущество Челябинской области и в целом Большого Урала выделяет наше активное участие в формировании транспортного коридора Север – Юг. Он позволит уральским регионам ускорить темпы развития и усилить конкурентные преимущества за счет более короткого доступа к мировым рынкам.

Сегодня в Челябинской области семь промышленных кластеров, они объединяют 12 промышленных отраслей. Отгрузка в 2018 году превысила 18 млрд рублей.

Мы хотели бы видеть участником нашего кластера транспортного машиностроения Курганмашзавод, чтобы восполнить выпадающие компетенции. Новый статус даст возможность получить господдержку для создания импортозамещающих производств. Надеюсь, наши соседи нас услышат и в итоге согласуют участие КМЗ в нашем кластере.

(Позднее, на итоговой пресс-конференции, Вадим Шумков ответил журналистам, что регион готов рассмотреть сотрудничество. «Кончено же мы этим воспользуемся», – сказал он, подчеркнув, что речь идет о кооперации, а не об объединении и переезде промышленных мощностей).

В Бюджетном кодексе РФ отсутствует механизм регулирования межрегиональных бюджетных отношений. В декабре прошлого года в Госдуме в первом чтении рассмотрены поправки о возможности внедрения горизонтальных трансферов между территориями при реализации совместных проектов. Мы эту законодательную инициативу поддерживаем и готовы дополнительно поработать над ней с депутатами. Прошу, Николай Николаевич (Цуканов), подержать нас в этом вопросе и по возможности ускорить процесс принятия данной поправки на федеральном уровне.

В феврале текущего года Правительством РФ Челябинская и Курганская области определены приграничными геостратегическими территориями. Это вновь актуализировало тему приграничного сотрудничества России и Казахстана, прежде всего в части транспортной логистики. Мы направили в Минэкономразвития России предложения по созданию частного индустриального парка на базе транспортного логистического комплекса «Сухой порт Южноуральский», остальные проекты также преимущественно связаны с развитием транспортного логистического сотрудничества и модернизации дорожной инфраструктуры. Уверен, что выгоду получат от этого проекта все субъекты Урала. Считаю эту работу предварительным вкладом в копилку предложений для предстоящей организации макрорегиона».

Губернатор Тюменской области Александр Моор:

«Межрегиональная кооперация и взаимодействие с нашими соседними регионами, которые входят в большой марокрегион, интересно не только Тюменской области, но другим регионам, именно с точки зрения экономики.

Уже существует много устойчивых экономических связей между нашими субъектами. Но очень важна координация деятельности субъектов в социально-экономическом развитии, чтобы не конкурировать за инвесторов.

Очень важно на текущий момент времени выработать единые подходы и общие предложения для Минэкономразвития РФ для разработки стратегии развития нашего Уральско-Сибирского макрорегиона. Сегодня мы заложили основу для дальнейшего развития. Пересмотрим существующие соглашения, в них будут четкие и понятные показатели, к которым мы будем вместе стремиться и работать более интенсивно».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру