«Мы выходим на европейский рынок»: предприятия Новоуральска готовы конкурировать в экологическом и инновационном производствах

На Новоуральской промышленной площадке выпускают инновационную продукцию с использованием нанотехнологий. Журналистов впервые пустили туда, где производятся катализаторы для машин первых лиц государства, где работает единственный российский двухлазерный 3D-принтер, где создают литий-ионные аккумуляторы для экологически чистого общественного и внутризаводского транспорта.

«Мы выходим на европейский рынок»: предприятия Новоуральска готовы конкурировать в экологическом и инновационном производствах
На «Экоальянсе» для каждого вида автомобиля разрабатывают свой катализатор. Фото: "МК-Урал"

Чтобы попасть на Новоуральскую промышленную площадку, необходимо пройти два КПП. Причина в том, что она располагается на территории Уральского электрохимического комбината, где производят топливо для атомных станций. УЭХК и был инициатором создания самой площадки и новых наукоемких предприятий, не связанных с атомной промышленностью.

Катализатор для машины президента

Первое предприятие, работу которого показали журналистам, является уникальным для России. Это «Экоальянс», дочерняя структура АО «УЭХК», входящая в Топливную компанию Росатома «ТВЭЛ». Оно единственное в стране, где производят каталитические системы нейтрализации отработанных автомобилем газов, соответствующие стандартам Евро-3, Евро-4, Евро-5, Евро-5+, Евро-6, Евро-6b,c,d.

– Очищение выхлопного газа происходит за счет каталитических реакций – вредные компоненты преобразуются в безопасные соединения, – говорит гендиректор «Экоальянса» Тарас Пекарский, показывая журналистам готовый товар.

Данные катализаторы подходят для любого двигателя – дизельного, газового или бензинового. На данный момент системы поставляются для ООО «УАЗ», АО «АвтоВАЗ», GM-АВТОВАЗ, предприятий «Группы ГАЗ», «КамАЗ». По словам Тараса Пекарского, продукция «Экоальянса» соответствует требованиям европейских автогигантов, поэтому она вместе с экспортными автомобилями АвтоВАЗа выходит на зарубежный рынок. Система «Экоальянса» применяется в машинах Aurus для первых лиц государства.

Троллейбусы на батареях

Другое инновационное производство представили на предприятии ООО «НПО «Центротех», выпускающем литий-ионные аккумуляторы, которые позволят сделать автотранспорт экологически чистым.

– Мы живем в XXI веке и все боремся за экологию, – говорит генеральный директор «НПО «Центротех» Илья Кавелашвили. – На данный момент города загазованы, все это понимают, и постепенно мегаполисы переходят на экологический общественный электротранспорт.

На предприятии происходит полный цикл работы с литий-ионными аккумуляторами: от разработки до постпродажного обслуживания. Преимущества перед свинцовыми аккумуляторами – в сроках эксплуатации и экономии средств на обслуживание. Илья Кавелашвили демонстрирует стандартный аккумулятор, созданный на предприятии, срок эксплуатации которого 10 лет (у свинцового – 2-3 года). Чтобы зарядить литий-ионный аккумулятор, необходима розетка в 220 вольт и полтора-два часа времени. Для свинцовых нужно 8-9 часов, зарядная станция и специальное помещение, где эта станция будет находиться.

«Центротех» создает литий-ионные аккумуляторы для троллейбусов и электробусов. Первые уже прошли испытания в Подмосковье и на данный момент эксплуатируются в штатном режиме. Сейчас предприятие приступает к изготовлению опытно-промышленной партии. Для электробуса сейчас изготавливаются опытные образцы. Планируется, что в сентябре-октябре они будут отгружены для проведения испытаний. 

– Основной плюс систем накопления энергии – сокращение издержек на создание инфраструктуры, необходимой для движения троллейбусов, – рассказывает Илья Кавелашвили. В городских условиях он выгоден еще и тем, что троллейбус может пройти там, где нет сети. Также очень рады водители троллейбусов – нет необходимости постоянно поднимать пантограф (рога троллейбуса. – Прим.).

Литий-ионные аккумуляторы уже внедрили два предприятия в России. Практически весь внутризаводской транспорт (электрокары, погрузчики) на Электрохимическом заводе (город Зеленогорск) и на Уральском электрохимическом комбинате перешел на их использование. По сообщениям пресс-службы УЭХК, перевод на новое оборудование позволил снизить затраты на эксплуатацию и обслуживание автопарка на первом этапе на 6,3 млн рублей в год (30 единиц техники), на втором – на 5,4 млн рублей (18 единиц техники).

«Заложена очень хорошая основа»

Другая разработка «Центротеха» – 3D-принтер. Он создан в том числе местными специалистами по заказу УЭХК. Илья Кавелашвили показывает огромный аппарат, смотреть внутрь которого можно только через специальные очки. 3D-принтер уже трудится: сегодня там отрабатываются режимы плавления. Это первый в России двухпорошковый двухлазерный 3D-принтер. Его производительность по сравнению с однолазерным увеличена на 60%.

– Наш 3D-принтер – первый такой в России, – говорит Илья Кавелашвили. – На нем можно печать высокоточные детали для авиастроения, кораблестроения, медицины (например, очень востребованы изделия для черепной коробки человека). 

Предприятие уже получило несколько десятков заказов от «Русатом – Аддитивные Технологии» (интегратор по аддитивным технологиям, входит в состав Топливной компании Росатома «ТВЭЛ»). Также «Центротех» приступает к созданию новых 3D-принтеров для заказчиков.

Подводя итоги экскурсии по «Экоальянсу» и «Центротеху», глава Новоуральского городского округа Владимир Цветов отметил, что на Новоуральской промышленной площадке заложена очень хорошая основа для развития производств.

– Здесь – современное высокотехнологичное производство, которое нужно городу и всей стране, – сказал Владимир Цветов. – Это воплощение национальных проектов. Результат, как мы сегодня видели, уже хороший. Тем более, что площадка еще будет развиваться благодаря статусу «Территория опережающего социально-экономического развития».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру