В 2020 году в России осталась практически незамеченной «круглая» дата: 15 лет с начала масштабной реформы ЖКХ. Одной из ее заявленных целей было и остается привлечение в сферу, ранее считавшуюся государственной или муниципальной монополией, частника. Логика государства понятна: коммунальная инфраструктура требует комплексного обновления, а бюджетных денег попросту не хватит. За время реформы в Свердловской области был накоплен богатый опыт передачи стратегической инфраструктуры в частные руки, но не всегда данный опыт можно назвать успешным. К сожалению, сегодня на карте региона назревает новый очаг напряженности, связанной с попыткой муниципальных властей перевести ЖКХ на коммерческие рельсы.
В квартире как на улице
В редакцию «МК-Урал» обратилась жительница Кушвы по имени Татьяна, проживающая в многоквартирном доме по адресу Майданова, 5. С конца декабря женщина жалуется на холод в квартире, но ситуация не меняется.
«Сейчас смотрю на термометр. Он показывает 15 градусов в помещении, – говорит Татьяна. – Чтобы как-то согреться, приходится использовать электрообогреватели. Половина дома уже переболела. Звонила в управляющую компанию, приходили две женщины, замеряли температуру, но ситуация не меняется».
На схожие проблемы жалуется Тамара, старшая по дому № 22 на улице Гвардейцев. Как и дом, где проживает Татьяна, он снабжается теплом от котельной «Рудничная». Всего данный объект обеспечивает теплоносителем и горячей водой примерно пять тысяч человек.
«Температура в квартире практически как на улице, то есть минус 35 градусов, – грустно шутит Тамара. – Давно пора строить вторую котельную на Руднике (микрорайон. – Прим.), так как нынешняя не справляется. Но так холодно никогда не было».
Дело – труба
«МК-Урал» обратился за комментариями в управляющую компанию.
«В наши обязанности входит обеспечить исправность внутридомовых сетей, и мы свои обязанности выполняем, – прокомментировал ситуацию представитель УК. – Что касается холода, то здесь проблема на магистральных сетях. Теплоснабжающая организация отказывается давать нам пояснения, мотивируя это тем, что у них прямые договоры с жителями».
Ранее за теплоснабжение в Кушве отвечало МУП КГО «Теплосервис», которое было признано банкротом, а имущество – выставлено на реализацию. В 2018 году состоялся конкурс на заключение договора концессии. По его итогам победителем стало ООО «Производственное коммерческое предприятие Синергия» (ООО «ПКП Синергия»), зарегистрированное в Челябинске.
Прошлый отопительный сезон, по словам представителя управляющей компании, прошел более-менее спокойно, но в этом году жалоб на работу «Синергии» масса.
«В случае с Рудником мы предполагаем, что дело в том, что «Синергия» неправильно провела ремонт, поставив вместо труб, которые были в аварийном состоянии, новые, но меньшего диаметра, – говорит представитель УК. – Это подтверждают наши замеры. Температура теплоносителя на входе – 68 градусов, на выходе – 40 градусов. Мы делали замеры, когда на улице было минус 28 градусов, а по подписанному «Синергией» графику при такой уличной температуре температура теплоносителя на входе должна быть 84 градуса, а на выходе – 63. Кроме того, напор составляет три-четыре кубометра в час вместо положенных восьми».
Претензии к работе «Синергии» есть и у жителей других микрорайонов.
«Слышал, что в новогодние дни авария была на бывшей котельной Кушвинского завода прокатных валков (КЗПВ), которая дает тепло и горячую воду семи-восьми тысячам человек, – говорит представитель УК. – Когда наш директор позвонил представителю «Синергии», тот даже не знал об аварии. А когда у него спросили, почему не запускается резервный котел, он сказал, что тот на ремонте. Как же они так к отопительному сезону подготовились?»
Обогрев улицы
В поселке Электромеханического завода (ЭМЗ) особых проблем с отоплением нет. Но жители с конца декабря не видели в кранах горячую воду.
«Претензии к качеству горячей воды у нас были и раньше, – рассказывает местный житель Алексей Азин. – Но с конца декабря горячей воды либо нет вообще, либо она холодная».
Корреспондент «МК-Урал» посетил поселок. Сразу бросается в глаза, что теплосети идут по улице без всякой изоляции. Допустим, «ПКП Синергия» может списать такое состояние магистрали на наследие МУПа, но предприятие работает в городе уже не первый отопительный сезон и более-менее привести в порядок сетевое хозяйство времени, наверное, было достаточно. Пока же вместе с домами местная котельная отапливает улицу.
Примечательно, что в непосредственной близости от котельной мы обнаружили реку горячей воды, идущую от тепломагистрали. А с трубы в месте, где она проходит над дорогой, и с соседнего дерева свисают сосульки, судя по цвету, с изрядной примесью ржавчины.
«Местная достопримечательность – сталактиты», – шутит Алексей Азин.
В администрации Кушвинского городского округа в курсе ситуации, но, по словам начальника отдела по гражданской обороне Алексея Егозова, оснований для введения режима ЧС нет, так как горячая вода не относится к жизненно важным ресурсам в отличие от холодной воды или отопления.
«21 января состоялось заседание муниципальной комиссии по ЧС, – рассказал Алексей Сергеевич. – Как пояснил представитель ресурсоснабжающей организации, причина – нехватка воды в системе распределения горячего водоснабжения. Это в свою очередь связано с аварией на водоводе, обеспечивающем котельную холодной водой. В итоге, пока горячая вода не циркулировала, все замерзло. Как нам доложили, ситуация на 90% устранена. Выводы из ситуации сделаны. Прокуратура внесла представления и в адрес администрации, и в адрес ресурсоснабжающей организации. Все виновные будут привлечены к ответственности».
Позиция о том, что оснований для введения режима ЧС нет, выглядит достаточно спорной. Непонятно, как, по мнению руководителя отдела, люди должны мыться, если на всю Кушву – всего одна общественная баня и та небольшого размера.
Работа за концессионера
«МК-Урал» обратился за комментариями и к главе Кушвинского городского округа Михаилу Слепухину. Градоначальник подтвердил, что в микрорайоне Рудник есть проблемы с отоплением, но с чем они связаны, администрации неизвестно.
«Мы тоже слышали, что на трех участках «Синергия» положила трубы не того диаметра, – сказал Михаил Слепухин. – Так это или нет, мы сможем проверить только весной. Обяжем их вскрыть места проведения работ или вскроем сами и посмотрим».
Заявление главы звучит не слишком оптимистично. Получается, что примерно пять тысяч человек как минимум до весны могут не дождаться нормальной подачи тепла.
По данным собственного источника «МК-Урал», ситуация в микрорайоне Рудник обсуждалась на совещании в мэрии 25 января. При этом представитель «ПКП Синергия» в ходе обсуждения проблемы заявил, что компания пока не имеет необходимых денег, чтобы переложить трубы.
К работе концессионера у администрации есть и другие претензии.
«В момент подготовки к подписанию соглашения нам в силу некоторых обязательств перед третьими лицами пришлось своими силами спроектировать и построить новую котельную в микрорайоне Вагонник, – сказал Михаил Слепухин. – При этом ее строительство входило в соглашение. Мы предложили «Синергии» выполнить другие работы на ту же сумму. Они отказались, мотивировав тем, что у них нет денег. Но ведь, когда они заходили, у них деньги были? В итоге они подали в арбитражный суд иск с требованием изменить финансовые условия концессии. Мы с этим категорически не согласны и намерены заставить их работать. Правительство Свердловской области и прокуратура, к слову, поддерживают нашу позицию».
Хочешь перерасчет – не включай обогреватель
Представитель «ПКП Синергия» в Кушве Роман Еремин, отвечая на вопрос, почему мерзнут жители Рудника, сначала не поверил, что такая проблема есть именно сейчас.
«Они (жители), наверное, ссылаются на какой-то другой день», – сказал он.
Когда же корреспондент уточнил, что жители сообщали ту температуру, которую видят прямо сейчас на градуснике, Роман Анатольевич посоветовал им составить акт с представителями управляющей компании, заверив, что по всем случаям отсутствия тепла «ПКП Синергия» всегда делает перерасчет.
Позиция представителя теплоснабжающей компании выглядит очень интересной. То есть получается, что вода нужной температуры и в нужном объеме в дом не поступила (как это утверждают в УК), но перерасчет сделают только тем жильцам, у кого есть время на вызов к себе представителей УК и составление акта. Сколько же денег за услугу сомнительного качества переплатят остальные? И как быть с тратами на электрообогреватели? Ведь за их использование перерасчет никто делать не будет.
К слову, сама процедура измерения температуры тоже вызывает вопросы. Сомнительно, что жильцы ради перерасчета готовы мерзнуть в холодных квартирах. Соответственно, представители УК зафиксируют уже температуру, повышенную в результате использования обогревателей.
«МК-Урал» связался и с генеральным директором «ПКП Синергия» Алексеем Парфентьевым. Руководитель предприятия сначала вообще заявил, что никаких проблем с отоплением нет, а затем объяснил их большим количеством нелегальных врезок. Что касается выполнения концессионного соглашения, то этот вопрос Алексей Парфентьев, по его словам, не готов обсуждать по телефону.
Вероятно, представители компании-концессионера сами с проблемами отсутствия тепла и горячей воды не сталкиваются. Тем более, что генеральный директор и вовсе живет и работает в другом городе. Вряд ли мы ошибемся, предположив, что качественные жилищно-коммунальные услуги хотят получать все без исключения жители Кушвы. Вот только в том, что в ближайшее время все обозначенные проблемы будут устранены, к сожалению, есть сомнения. «МК-Урал» планирует обратиться в прокуратуру и Министерство энергетики и ЖКХ Свердловской области, чтобы привлечь их внимание к ситуации в Кушве.