Отрицающий covid-19 схиигумен объявил войну «мировому правительству»

Лишенный креста клирик заперся в монастыре и призвал к отставке церковного начальства

23.06.2020 в 08:28, просмотров: 11644

В Свердловской области обостряется конфликт между основателем Средне-уральского монастыря схиигуменом Сергием, запрещенным в служении, и структурами РПЦ. «Мятежный» клирик отказывается покидать монастырь и вопреки запрету проводит службы, а также призывает к отставке московского патриарха и екатеринбургского митрополита.

Отрицающий covid-19 схиигумен объявил войну «мировому правительству»
Фото: scoopnest.com

Настоятельница монастыря игуменья Варвава вынужденно покинула обитель. Несмотря на то, что официальные церковные структуры призывают общественность и СМИ не разжигать внутрицерковный конфликт, по мнению многих экспертов, ситуация вышла за рамки отдельно взятой конфессии.

О разногласиях между схиигуменом Сергием и екатеринбургской епархией «МК-Урал» уже неоднократно рассказывал. Еще накануне Пасхи заштатный клирик выступил с речью, посвященной пандемии коронавирусной инфекции. От отца Сергия досталось и светским властям, которых схиигумен проклял за закрытие храмов, и духовным лицам, которые согласились с необходимостью придерживаться ограничительных мероприятий.

За резкие слова, идущие вразрез с официальной позицией РПЦ, схиигумена лишили права проповедовать, но это его не остановило. В Сети появились его новые видеообращения, основная идея которых сводилась к тому, что пандемия – повод для «чипирования» населения и установления «электронного лагеря Сатаны».

15 июня должен был состояться епархиальный суд, но схиигумен Сергий, уже лишенный к тому времени права носить наперсный крест и совершать таинства, по словам представителей епархии, не ответил на вопросы и выступил с речью, не имеющей отношения к делу.

Когда наш прошлый номер сдавался в печать, стало известно, что в монастыре собрались сторонники схиигумена. Сообщалось даже о неких вооруженных казаках, которые препятствовали входу в обитель представителей СМИ и епархии, в том числе священника Георгия Викторова, направленного митрополитом для свершения таинств. Это породило разговоры о возможном захвате монастыря. Для проверки этой информации в обитель прибыли сотрудники полиции, которые, не увидев беспорядков, вмешиваться не стали.

«Сотрудники полиции территориального ОВД получили информацию о возможном нарушении общ-ственного порядка на территории Среднеуральского женского монастыря, – прокомментировал ситуацию пресс-секретарь областного полицейского главка Валерий Горелых. – В соответствии с Законом «О полиции» эти сведения были зарегистрированы».

От защиты к нападению?

Если, с точки зрения светских властей, в том, что схиигумен со сторонниками заняли территорию монастыря, нет состава правонарушения, с позиции церковных канонов действия заштатного клирика являются незаконными. На видеозаписях, выложенных сторонниками, видно, как отец Сергий вопреки запрету митрополита проводит службу.

Это, переводя на светский юридический язык, может стать отягчающим обстоятельствам накануне нового заседания епархиального суда, которое должно пройти 26 июня. Впрочем, в том, что заседание состоится, есть сомнения.

Судя по последним высказываниям Сергия, он решил перейти к активной защите. Он заявил, что фактически не признает церковной власти не только екатеринбургского митрополита, но и московского патриарха. К тому же призывает он и своих сторонников.

«Патриарху Кириллу, митрополитам Илариону, Кириллу и многим другим до церковного суда надо сложить свои полномочия, – сказал он. – Попишите во все церковные суды о привлечении их к ответственности».

Досталось от схиигумена и настоятельнице монастыря игуменье Варваре, с которой вместе он в свое время и создавал обитель. Ее Сергий обвинил в «дерзости и непослушании», которые проявились в том, что она в присутствии других человек спорила с ним. Кроме того, схиигумену не понравилось, что игуменья Варвара якобы хотела сделать тест на коронавирус двум сестрам.

«Сначала тестирование, потом вакцинация, затем – чипизация и фашистский режим», –заявил клирик.

В пресс-службе епархии подобные просьбы игуменьи Варвары отрицают. А ее уход из монастыря объясняют попытками «умирения ситуации» и стремлением «избежать ненужных распрей».

«Теневое правительство»

7 июля также должно состояться заседание Верхнепышминского городского суда, который рассмотрит составленный прокуратурой протокол по пункту 9 статьи 13.15 КоАП РФ (распространение заведомо недостоверной информации, создавшее угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан). Именно так надзорное ведомство квалифицировало заявления клирика о коронавирусе. Явится ли на него схиигумен, неизвестно. Между тем, в некоторых заявлениях Сергия можно увидеть и угрозы в адрес светских властей.

«Помимо прихожан меня слышат казаки России, спортсмены России, 33 тысячи боевых офицеров, которые показали путь мужества, храбрости, доблести на дорогах войны в Афганистане, Чечне, Сирии и так далее», – говорит схиигумен.

Как минимум, один отставной генерал уже заявил о своей поддержке клирика. На ютуб-канале «Национальные интересы», где выкладывались и проповеди Сергия, появилось видеообращение человека в военной форме, называющего себя генерал-майором в отставке Сергеем Ивановым. Он заявил, что поддерживает клирика в его борьбе с неким «теневым правительством», которое посредством карантина якобы пытается захватить власть во всем мире.

«О том, что оно [теневое правительство] существует, я могу заявлять со всей ответственностью, – говорит Сергей Иванов. – По-тому что в предыдущей своей должности, которую я занимал, я занимался как раз этими вопросами».

Карфагенские каноны

Силовой сценарий разрешения конфликта допускает диакон Андрей Кураев. По его словам, упоминания Сергием о сторонниках в офицерской среде может стать для официальной церкви поводом прибегнуть к помощи государства. По его словам, это даже соответствует канонам.

«Еще в пятом веке Карфагенские соборы постановили, что, если раскольники захватывают храм, епископ обязан обратится к императору с просьбой о присылке войск, – приводит слова Андрея Кураева Е1. – Я в глазах Романова модернист. Я и в самом деле считаю это древнее правило и древним (устаревшим), и порочащим церковь. Но Романов себя мнит хранителем канонов. Что ж, именно в канонах про него сказано вполне ясно».

По мнению диакона, скорее всего, с Сергием и его сторонниками будут вестись переговоры. В крайнем случае возможен и штурм.

«Опять же, какая там в монастыре сила? – говорит диакон. – Может быть, просто бабий рой, а может, действительно, есть люди, которые готовы применить оружие. Но это крайне маловероятно».

Официальная позиция епархии, впрочем, пока далека от воинственной. Более того, в официальном заявлении пресс-службы ситуация вокруг монастыря и вовсе преподносится как дело сугубо внутрицерковное, которое должно быть разрешено «в мирном духе».

«Мы с уважением относимся к работе СМИ и понимаем невозможность обойти молчанием этот конфликт, – говорится в заявлении. – Однако просим не нагнетать и искусственно не дестабилизировать обстановку в Среднеуральском монастыре чрезмерностью внимания, поскольку информационный шум лишь разогревает горячие головы и забирает то время, которое мы предоставляем заблудшим для пересмотра своей позиции».

«Новый Иерусалим» и младостарцы

Впрочем, не все эксперты склонны считать историю схиигумена делом чисто церковным. По мнению старшего научного сотрудника Института философии и права УрО РАН Александра Белоусова, нынешняя ситуация неразрывно связана с прежними конфликта-ми в столице Урала.

«История с отцом Сергием – это история не про раскол, а про повестку и про фронтир, наш новый уральский разлом, – пишет политолог в Фейсбуке. – Парадоксальным образом борьба вокруг сквера/храма усилила православное сообщество, которое выступает сейчас не менее значимым ньюсмейкером, чем сообщество либеральное. Причем делает оно это за счет ресурса достаточно либерально настроенных СМИ».

Такого же мнения придерживается и православная активистка Оксана Иванова.

«Религиозная повестка в Екатеринбурге становится сильнее либеральной, – пишет она. – А как иначе может быть в Новом Иерусалиме? Кому новый сквер интересен и знакомы всем лица борцов? Никому, все теперь тайные скиты ищут. А у нас ещё столько всего интересного есть. Кто духовной жизнью живет, тому скучно не бывает».

Ситуацией в Екатеринбурге обеспокоены в Российской ассоциации центров изучения религий и сект (РАЦИРС). По мнению экспертов, феномен схиигумена Сергия – не единичное явление. Это скорее проявление проблемы так называемого «младостарчества», характерной для многих епархий. Под «младостарцами» понимаются различного рода клирики, как правило, из числа черного духовенства, которые собирают толпы паломников и пугают паству приходом Антихриста.

По мнению экспертов, попытки официальных церковных структур замять конфликты приводят к обратным результатам.

«Любое попустительство в отношении них подобные лжестарцы-гуру воспринимают как слабость епархиального руководства и все более радикализируются, – приводит отрывки из заявления РАЦИРС РИА «Новости». – Надеемся, что своевременные и решительные действия нашего священноначалия смогут предотвратить возникновение кризисных ситуаций».


|