«Юбилей» Михаила Клока: лидер организованной преступной группы в десятый раз предстает перед судом, его обвиняют в особо тяжком преступлении

Пока в одном процессе ему вменяют соучастие в заказном убийстве, в другом он проходит потерпевшим

В Кировском и Верх-Исетском районных судах Екатеринбурга проходят два любопытных уголовных процесса. Их объединяет фигура Михаила Клока – человека, которого СМИ называют одним из лидеров организованной преступной группировки «Центр». В Кировском суде его обвиняют в пособничестве в убийстве предпринимателя Алексея Зубакина. А вот в Верх-Исетском суде он проходит уже в качестве потерпевшего. Согласно официальной версии, у него якобы отобрали имущественный комплекс оптовой базы. Правда случилось это в 2013 году, а уголовное дело было возбуждено спустя девять лет. Более того, в прошлом сам Клок обвинялся в хищении данного комплекса. Позиция обвинения по делу, в котором Клок – потерпевший, вызывает ряд вопросов. Больше всего сомнений связаны с самой фигурой преступного авторитета.

Пока в одном процессе ему вменяют соучастие в заказном убийстве, в другом он проходит потерпевшим
Михаил Клок при оглашении приговора в 2016 году. Архив телепрограммы "Девять с половиной".

Кировский районный суд получил уголовное дело Михаила Клока (который пошел на сделку со следствием) еще в феврале 2023 года, но пока прошло только одно заседание. Остальные же были отменены из-за неявок подсудимого, которые его адвокат объясняет нахождением на больничном.

В самом убийстве обвиняют некоего Насими Мамедова. Его дело рассматривают также в Кировском районном суде, но в ином составе. Это тема отдельной публикации, и мы подробно на ней останавливаться не будем. Отметим лишь, что защита Мамедова утверждает, что обвинение строится только на показаниях Клока. Собственно из-за того, что Клок признал вину, его дело и выделили в отдельное производство.

Что удивительно, вынесения приговора сам Михаил Клок дожидается под домашним арестом, хотя ему предъявлено обвинение в особо тяжком преступлении – пособничестве в убийстве. По данным СМИ, следствие выяснило, что в 2000 году к Клоку обратился его знакомый Дмитрий Дейч, у которого возник конфликт с партнером Алексеем Зубакиным. Клок согласился помочь в ликвидации предпринимателя.

Для российского правосудия, содержание под домашним арестом лица, обвиняемого в подобном преступлении – вещь практически неслыханная. Тем более, что, как пишут СМИ, задержали Михаила Клока в тот момент, когда он пытался покинуть территорию России. Впрочем, интересных случаев в «трудовой» биографии Михаила Клока немало.

«Джентльмен удачи»

В СМИ Михаила Клока представляют в двух качествах: «авторитетного» бизнесмена и преступника. Однако подробностей о его предпринимательской деятельности (об открытии каких-либо производств или торговых точек, инвестициях, создании рабочих мест и т. д) мы не нашли. А вот о второй стороне «медали» данных предостаточно.

Как следует из официальных документов, впервые перед судом Михаил Клок предстал в 1986 году в 17-летнем возрасте. Его признали виновным в нарушении ПДД при управлении транспортным средством, повлекшем причинение смерти или тяжкого вреда здоровью, и приговорили к трем годам лишения свободы.

Как к несовершеннолетнему суд отнесся к Клоку снисходительно и разрешил отправиться в исправительное учреждение только через три года. Но за это время он успел вновь предстать перед судом. На этот раз по обвинению в краже личного имущества в значительном и крупном размерах, а также краже документов, печатей или штампов в корыстных целях.

В этот раз Клок избежать заключения не смог и отправился на три года в исправительное учреждение. На свободу он вышел уже в новой стране – за время отбытия наказания СССР прекратил свое существование. Впрочем, рыночная экономика, судя по всему, для Михаила Клока также оказалась столь же чужой, как и народное хозяйство, и честному зарабатыванию денег он предпочел новую кражу. Вероятно, для него хищение чужого было способом удовлетворить сиюминутные желания подобно тому, как описывал жизнь «джентльменов удачи» переодетый в «Доцента» товарищ Трошкин: «Украл – выпил – в тюрьму». Правда, в исправительных учреждениях Михаил Клок, как правило, надолго не задерживался. И это наводит на еще одну классическую киноцитату о самом гуманном суде в мире. Тем более что речь идет о рецидиве преступлений.

К новым «подвигам»

После очередного освобождения Михаил Клок предстал перед судом уже после принятия нынешнего уголовного кодекса, в 1998 году. Правда от наказания за самоуправство он был освобожден. Вероятно, это было связано с истечением срока давности.

На восемь лет Михаил Клок как будто бы выбыл из поля зрения правоохранителей, хотя по имеющимся данным, именно на рубеж веков и пришелся пик его деятельности как представителя организованного криминального мира. В то время он был связан с Сергеем Горшуновым – лидером печально известной ОПГ. В 2006 году Клок вновь оказался на скамье подсудимых за то, что «под градусом» сбил человека, который получил тяжкие телесные повреждения.

Сергей Горшунов (в красной футболке) в компании лидеров ОПГ "Центр". Второй слева в верхнем ряду – Михаил Кучин (убит в 90-е годы). В желтой футболке – Андрей Соколовский (убит в 2000-е годы). Ныне Сергей Горшунов проживает за пределами России. Фото из книги "Ловцы банд. Место встречи...".

В этот раз суд назначил условный срок, но спустя два месяца его осудили уже на реальный, за хулиганство с применением оружия. По имеющимся данным, Клок напал на постороннего человека с бутылочным горлышком (так называемая «розочка»).

Получив по сумме двух приговоров два года, Клок вскоре вновь оказался на свободе. А спустя несколько лет он очутился под стражей по уже более серьезным обвинениям.

В компании самого разыскиваемого преступника Европы

Параллельно в отношении Михаила Клока рассматривалось три дела. Первое касалось хищения комплекса оптовой базы на Комсомольской. Как утверждало следствие, Клок и его подельник, Алексей Чепугов обманом через серию фиктивных сделок похитили имущественный комплекс у законных владельцев. Это случилось еще в 2005 году, но до суда дело дошло только в 2015. Суд прекратил производство в связи с истечением срока давности. Это нереабилитирующее основание, то есть обвинений с Клока никто не снимал. Законный владелец базы против прекращения производства тогда не возражал, так как Клок уже вернул ему похищенное.

За год до этого, в 2014 году, Клока признали виновным в серии разбойных нападений и грабежей. В деле фигурировали и дорогостоящие часы, спецтехника, гидроциклы и другие материальные ценности. Что особо важно, Чкаловский районный суд указал в приговоре, что Клок является «преступным авторитетом» и организатором ОПГ.

Самая тяжкая вмененная Клоку статья предусматривала наказание от 8 до 15 лет лишения свободы, но, признав подсудимого полностью виновным, суд по совокупности (!!!) преступлений назначил ему…три года.

Еще более неслыханную гуманность в 2016 году проявил Верх-Исетский районный суд, который рассматривал дело Клока и двух его подельников: руководителя ЧОП Валерия Поварова и гражданина Литвы Ромаса Замольскиса. Последний, к слову, уже много лет находился в международном розыске по запросу родной страны, где ему до сих пор грозит пожизненное лишение свободы за убийство инкассаторов.

В Екатеринбурге же Замольскис обвинялся в покушении на убийство предпринимателя, напротив окна которого он подвесил гранату. К счастью, никто не погиб, но супруга бизнесмена получила травмы.

В ОПГ Клока входил самый разыскиваемый преступник Европы Ромас Замольскис из Литвы. Скриншот с репортажа ОТВ.

Сделано это было, как установил суд, по указанию Михаила Клока. В итоге Замольскис получил 16 лет лишения свободы, Поваров – 11 лет, а организатор и лидер Клок…четыре года. И это при том, что на момент вынесения приговора он продолжал отбывать наказание за разбой в составе ОПГ.

Из преступников в потерпевшие

Если посчитать все уголовные процессы, в которых Михаил Клок фигурировал как подсудимый, то их набирается ровно девять. Таким образом, дело о пособничестве в убийстве Алексея Зубакина станет для него «юбилейным».

Впрочем, нельзя исключать, что дошедшие до суда дела – лишь вершина айсберга. Известно еще как минимум об одном случае, когда Михаил Клок попадал в поле зрения правоохранительных органов.

В 2018 году ряд СМИ сообщил о покушении на жизнь арбитражного управляющего Дмитрия Зайцева. В юриста стреляли, когда он выходил из машины, чтобы убрать лежащее поперек дороги бревно. Дмитрий получил ранение, но выжил и даже смог описать нападавшего.

Тогда сообщалось, что по подозрению в покушении разыскивается Михаил Клок. Помимо него упоминалось имя Артема К. Примечательно, что данный гражданин сейчас проходит одним из обвиняемых по тому делу, которое слушается в Верх-Исетском районном суде, и в котором Клок является потерпевшим.

Следствие полагает, что Артем и еще четверо граждан в 2013 году пытали Михаила Клока, требуя от него переписать базу. Ту самую, которую он в 2005 году похитил у другого лица, а затем вернул, не дожидаясь окончания рассмотрения уголовного дела.

Довольно интересная ситуация: предполагаемый вымогатель и потерпевший вместе идут на «дело». Но и на этом странности не заканчиваются. По данным информационного агентства «Европейско-азиатские новости», Клок после освобождения взял на работу еще одного фигуранта, которого он теперь обвиняет в вымогательстве. Допустим, «авторитет» простил своего «обидчика» и решил помочь ему. Но почему тогда спустя почти 9 лет он решил обвинить его в вымогательстве с применением насилия?

ЕАН также отмечает, что Клок может оплачивать услуги адвокатов одного из своих «мучителей». И это выглядит еще более странно.

Удивляет и сам факт того, что человек, которого суд назвал «преступным авторитетом», занимается тем, что берет на себя роль потерпевшего, что, как принято считать в криминальном мире, мягко говоря, не приветствуется. Или инициатор всего этого не сам Клок, а кто-то другой? Довольно правдоподобно выглядит версия, что кто-то решил завладеть той собственностью, которую ранее Клок вернул законным владельцам. И сам он теперь выступает только как разменная монета.

Какая ему от этого может быть польза? Возможно, что таким образом Клок может заработать очередной «гуманный» приговор по делу об убийстве Зубакина. Учитывая то, какие приговоры по особо тяжким статьям он получал ранее, такой сценарий вполне реалистичен.

Такая благосклонность правосудия к человеку, имеющему огромное количество судимостей, увы, наводит на некие нехорошие мысли. А потому мы будем внимательно следить за развитием событий и сообщать новые достоверные подробности рассматриваемых дел.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру