Екатеринбургских депутатов проинформировали о пробуксовке киосочной реформы и падении доходов МУПов

Профильные комиссии городской думы возобновили работу

Гордума столицы Урала возобновила работу после новогодних каникул. 19 января состоялись заседания профильных комиссий. В основном повестки сводились к формату информационных часов. Руководители структурных подразделений мэрии и муниципальных предприятий рассказали об итогах работы в 2020 году. Значительная часть этих итогов оказалась неутешительной: затеянная мэрией киосочная реформа фактически провалилась, екатеринбургский метрополитен не может найти желающих размещать рекламу на станциях, а прибыль одного из самых эффективных муниципальных предприятий падает, несмотря на рост доходов.

Профильные комиссии городской думы возобновили работу
Фото: egd.ru

Традиционно в напряженной обстановке прошло обсуждение темы нестационарной торговли. Год назад дума заблокировала внесенный администрацией проект положения о размещении нестационарных торговых объектов, отправив его на доработку, указав, что он несет угрозу легальным предпринимателям. После ряда правок документ был принят, и на первом в 2021 году заседании комиссии по муниципальной собственности подвели промежуточные итоги реформы.

По словам председателя комитета по товарному рынку Натальи Фирстовой, из порядка трех тысяч киосков в уральской столице на бумаге осталось 2140. Это те, кто работает официально. Незаконных же объектов только из тех, что мэрия выявила, – 480.

Борьба с незаконной торговлей не устроила депутатов, тем более что необходимость реформы обосновывалась именно тем, чтобы убрать излишки киосков с улиц. На практике же вышло иначе.

«Мы скоро город превратим в одну большую площадку для киосков», – сказал председатель комиссии Григорий Вихарев.

Депутата Романа Ступникова не устроило то, как проводится работа по выносу несогласованных объектов.

«Почему не соблюдается процедура? – сказал муниципальный парламентарий. – Нет представителя, нет акта – приезжает какой-то непонятный человек, который даже представиться не может».

Замглавы Екатеринбурга Владимир Боликов увидел в этом заявлении попытки заступиться за нарушителей, но Григорий Вихарев поддержал коллегу в вопросе о необходимости следовать регламентам, которые разрабатывает сама же администрация, и предложил мэрии совместно с депутатами проработать вопрос.

Наследие эпохи Якоба

Еще один вопрос комиссия по муниципальной собственности рассмотрела совместно с коллегами из комиссии по горхозу под председательством Александра Колесникова. Речь шла о доходах муниципальных перевозчиков: ЕМУП «Гортранс» и МУП «Екатеринбургский метрополитен» – от рекламы. Лет пять-шесть назад данная тема была весьма горячей, поскольку и наземные предприятия (на тот момент ЕТТУ и МОАП. – Прим.), и «подземка» скрывали от народных избранников размер средств, которые приносит дополнительная деятельность, в том числе размещение рекламы.

Как рассказал директор «Гортранса» Сергей Нугаев, предприятие до сих пор «расхлебывает» последствия той деятельности по рекламе, которая велась во времена сити-менеджера Александра Якоба. Рекламное агентство «Гортрансреклама-Екатеринбург», которое занималось рекламой на бортах и в салоне трамваев и троллейбусов, обанкротилось и осталось должно «Гортрансу» 11 млн рублей. Еще порядка полутора миллиона рублей задолжало ООО «Капиталмедиа-Арт», работавшее с ЕМУП МОАП.

Кроме того, обе компании подходили к вопросу размещения рекламы на бортах подвижного состава крайне небрежно: использовались некачественные материалы, а новая реклама наносилась поверх старой. В итоге на некоторых трамваях было сразу пять слоев рекламы. По словам Сергея Нугаева, это негативно сказывается на состоянии кузова. Поэтому предприятие приняло решение наносить рекламу только на транспорт старше пяти лет.

Всего под наружную рекламу отданы 160 трамваев, 34 троллейбуса и около 50 автобусов. Вместе с другими видами рекламы (бегущая строка, билборды на территории автобусных парков и т.д.) это принесло 9,4 млн рублей при ожидаемых 24 млн рублей.

В случае с метрополитеном депутатов интересовал вопрос, куда делась реклама на станциях. Директор «подземки» Андрей Панаиотиди сообщил, что несколько лет назад надзорные ведомства, включая прокуратуру и ФАС, запретили размещать рекламу без торгов. Позже предприятие отстояло право на размещение рекламы внутри вагонов, а также на самих вагонах. Торги же по размещению рекламы на стенах станций «Проспект Космонавтов» и «Площадь 1905 года» не состоялись из-за отсутствия заявок, хотя это могло повысить доходы от рекламы почти на два миллиона, в то время как за 2020 год удалось заработать только три.

Депутаты предложили уменьшить стартовую цену, а для этого обратиться к другим оценщикам. Андрей Панаиотиди сначала заявил, что не видит смысла в смене оценщика, но затем все-таки обещал подумать.

Доходы растут, прибыль падает

После ухода членов комиссии по муниципальной собственности комиссия по городскому хозяйству заслушала отчет врио директора ЕМУП «Инженерная геодезия, раскопки и рекультивация земель» (ИГРИР) Сергея Аверкиева о работе предприятия в 2020 году. ИГРИР, оказывающее услуги по всем видам инженерно-геодезических работ на территории Екатеринбурга, традиционно считается одним из немногих прибыльных муниципальных активов.

Правда, по итогам девяти месяцев чистая прибыль ЕМУП ИГРИР составила 8,5 млн рублей, в то время как по итогу 2019 года она была 14 млн рублей, а по итогам 2018-го – 16,5. При этом доходы предприятия выросли значительно. Если по итогам всего 2019 года доходы ЕМУП ИГРИР составили 67 млн рублей, то примерно эту же сумму предприятие заработало только за первые девять месяцев 2020 года.

Сергей Аверкиев заверил депутатов, что по итогам всего 2020 года разница с предыдущими годами будет не столь большая. В целом же падение прибыли на фоне роста дохода врио директора объяснил ростом расходов.

«Увеличились расходы в части оплаты услуг подрядчиков, по инженерным изысканиям, – сказал Сергей Аверкиев. – Кроме того, мы вложили средства в развитие деятельности. Приобрели 3D-сканер и беспилотник. Стоимость сканера – шесть миллионов рублей».

В то же время руководитель ИГРИР умолчал, что 1,9 млн рублей предприятие потратило на приобретение «Тойоты Камри», причем контракт был заключен с единственным поставщиком. Информацию о данной закупке «МК-Урал» передавал депутату Константину Киселеву, который подготовил запрос к тогдашнему главе Александру Высокинскому. Но, судя по всему, содержательного ответа из мэрии не пришло.

Кроме того, Сергей Аверкиев, отвечая на вопрос Дмитрия Сергина о том, каково соотношение между заказами частных организаций и города, зачем-то сообщил, что все контракты заключены с частниками.

Если взглянуть на портал госзакупок, то появится информация, что только в 2020 году ИГРИР было поставщиком по двум муниципальным контрактам с администрацией Екатеринбурга на общую сумму порядка миллиона рублей, также был контракт с МБУ «Орджоникидзевское ДЭУ» на 3,2 млн рублей.

При этом последний контракт был связан не с основной деятельностью МУПа, а с предоставлением техники (бульдозера, экскаватора и помпы) с персоналом, а МУП был единственным поставщиком.