Магистральный подход

Свердловской железной дороге исполняется 140 лет. О наследии и новациях магистрали – наш специальный материал

10.10.2018 в 10:57, просмотров: 177

На вопросы о работе железнодорожного транспорта в эфире радио Город FM 107,6 отвечают эксперты Свердловской железной дороги. Читайте текстовую версию программы на страницах «МК-Урал».

Магистральный подход

В конце 19 века c началом эксплуатации Уральской Горнозаводской дороги число промышленных предприятий Урала и Сибири начало интенсивно расти. Сегодня СвЖД входит в тройку крупнейших железнодорожных магистралей. Она обслуживает территорию с населением более 10 млн человек. Ежегодно отправляет 140 млн тонн грузов, перевозит более 30 млн пассажиров. Годовая инвестиционная программа дороги достигает 30 млрд рублей, а у местных предприятий закупается продукции еще на 50 млрд. Кроме того, в бюджет ежегодно перечисляется более 20 млрд. рублей налогов.

Государство ставит перед железнодорожниками масштабные задачи по наращиванию экспорта и транзита. Поэтому инфраструктурные проекты, которые сейчас реализуются на СвЖД, способны дать ощутимый системный эффект для всей страны. Среди важнейших – развитие направлений Тобольск – Сургут – Коротчаево и Соликамск – Пермь, строительство третьего электрифицированного пути на участке Косулино – Баженово на главном ходу Транссиба. Ведутся подготовительные работы по проекту Северного широтного хода, железнодорожного обхода Перми.

По объемам погрузки СвЖД занимает второе место среди всех железных дорог России. На ее долю приходится 11%, в том числе таких важнейших номенклатур как удобрения, металлы, нефтехимические и строительные грузы. Развиваются комплексные транспортно-логистические продукты, упрощается доступ к услугам – их теперь можно получить по принципу «одного окна». Разрабатываются перспективные сервисы и маршруты.

Например, грузы по 35 направлениям перевозятся по специальным графикам, согласованным с клиентами. Устойчивым спросом пользуется услуга «Грузовой экспресс», когда вагоны нескольких грузоотправителей объединяют в один маршрутный поезд. Набирают популярность перевозки грузов в контейнерных поездах с фиксированным временем отправления и прибытия. Железнодорожники разрабатывают для таких составов отдельное расписание, ускоряют погрузку, сокращают время в пути.

В этом году важнейшим событием стал Чемпионат мира по футболу – Екатеринбург впервые принимал игры международного масштаба. На СвЖД своевременно подготовили инфраструктуру к прибытию большого числа болельщиков, а во время мундиаля обеспечили бесперебойное движение поездов. Модернизированный вокзал в уральской столице стал безопаснее и гораздо комфортнее для пассажиров, а дополнительные «Ласточки» быстро доставляли гостей из аэропорта и городов региона. 

Сейчас скоростные «Ласточки» летают из Екатеринбурга почти по всей Свердловской области (а скоро освоят и Пермский край). Новые скорости и маршруты, современные вагоны и сервисы – новации, на которые Свердловская магистраль делает ставку в своем интенсивном развитии.

Опираясь на славное наследие

Уральский край по праву называют родиной железных дорог России. Еще в 1834 году тагильские крепостные крестьяне Ефим и Мирон Черепановы построили первый паровоз – «пароходный делижанец», и чугунную дорогу для него. Это изобретение послужило импульсом для железнодорожного строительства в стране. В 70-е годы 19 века, когда железные дороги уже появились в центральных и северо-западных районах России, было развернуто строительство магистрали на Урале.

Днем рождения Свердловской железной дороги считается 14 октября (1 октября по старому стилю) 1878 года. В этот день было открыто регулярное движение поездов на участке Пермь – Камасино (сейчас станция Чусовская) – Нижний Тагил – Екатеринбург.

Уральская Горнозаводская дорога стала первой магистралью, построенной русскими инженерами и строителями на местности с горным рельефом. Дорога имела огромное значение для освоения Сибири и Дальнего Востока, для экономики и обороны страны.

В 80-х годах 19 века была построена ветка Екатеринбург – Тюмень. Ее объединили с Горнозаводской дорогой в одну магистраль, получившую название Уральская железная дорога. Таким образом, были соединены бассейны Оби и Камы. В 90-х было закончено строительство ветки от Екатеринбурга до Челябинска: она соединила Уральскую железную дорогу с Транссибирской магистралью. После революции к Уральской дороге присоединили еще несколько новых участков, а управление из Перми было переведено в Екатеринбург. С 1943-го года дорога стала называться Свердловской.

Во время Великой Отечественной войны Свердловская железная дорога стала главной транспортной артерией страны. На запад шли эшелоны с военной техникой, оружием, людьми. На восток – поезда с оборудованием эвакуированных заводов и ранеными. В этих сложнейших условиях железнодорожники смогли обеспечить не только перевозки растущих объемов грузов, но и развитие инфраструктуры. Была построена дорога на Ижевск, линии Ивдель — Полуночное и Красный Железняк – Богословск.

После войны оставшиеся на Урале предприятия начали наращивать объемы производства. Актуальной стала проблема увеличения пропускной способности. В этот период активизируется строительство вторых путей, ведется электрификация магистрали, повышается эффективность перевозок. В 70-х годах для освоения природных ресурсов северных регионов страны строится железнодорожная линия от Тюмени до Сургута и далее к основным центрам нефте- и газодобычи.   В 2003 году СвЖД стала филиалом открытого акционерного общества «Российские железные дороги». 

На протяжении всей своей истории магистраль выступает точкой опоры и драйвером роста для экономики, соединяет города и судьбы.