Цирк превращается в «торговый центр»

Многим горожанам не понравилась новая отделка фасада архитектурного символа Екатеринбурга

17.10.2018 в 10:57, просмотров: 2870

В Екатеринбурге общественность недовольна монтажом керамических панелей на фасаде Екатеринбургского государственного цирка. Значительная часть активных пользователей соцсетей, некоторые представители ведущих региональных СМИ выступили против выбранного варианта ремонта одного из главных свердловских памятников, архитектурного символа столицы Урала. Горожане даже говорят о возможности проведения митингов и пикетов против такого ремонта.

Цирк превращается в «торговый центр»
Фото: Михаил Маерский

В настоящее время в рамках ремонта фасада цирка на стены укладывается белая керамическая плитка, заменившая штукатурку с минеральным покрытием. Как только строители уложили первые ряды плиток, ведущие свердловские СМИ выразили по этому поводу свое недовольство. «Кафель», «керамические панели, которые часто можно увидеть на стенах торговых центров и офисов», «панели, которые обычно используются при оформлении торговых центров, складов или дешевого общепита», «уродливые панели»… такими эпитетами награждали журналисты используемые в отделке екатеринбургского шедевра стройматериалы. К сожалению, все эти оценки сегодня кажутся довольно точными.

Граждане в социальных сетях высказывалась еще жестче. Звучали даже идеи о проведении митингов и пикетов в защиту цирка. Многие горожане требовали возврата привычной штукатурки, другие, признавая, что плитка как таковая не противоречит архитектуре брежневского модернизма, отмечали: панели стоило подобрать другие – и по размеру, и по текстуре поверхности.

Слово – строителям

На ремонт цирка из бюджета Свердловской области выделено 97 млн 700 тыс. рублей. Как пояснил «МК-Урал» генеральный директор генподрядчика ремонта фасада ООО «Урал Инжиниринг» Алексей Горбунов, уже отремонтированы конструкции, поддерживающие купол здания, а также все горельефы. Планируется замена светопрозрачных конструкций на первом этаже. Что касается вопроса «плитка или штукатурка?», а также выбора плитки господин Горбунов говорит: «Это вопросы к генеральному проектировщику. Проект составлял УралНИИпроект, государственный проектно-конструкторский институт, очень серьезная организация, мы выполняем работы согласно их решениям».

В разговоре генподрядчик делал акцент на высоком качестве: «Применены практически самые современные материалы. В нижней части здания – вентилируемая витражная система Schuco, это германский производитель, мировой лидер в создании вентилируемых фасадных светопрозрачных систем. На стенах укладывается вентилируемый фасад испанской фирмы Frontek. Это не керамогранит, а керамическая плитка, чистая глина. Также фасад отделан абсолютно негорючей теплоизоляцией фирмы Rockwool (международный производитель продуктов на основе каменной ваты – Прим.). Теплоизоляция укладывалась в четыре слоя. Абсолютно негорючая, надежная, без усадки. Фасад полностью вентилируемый, в нем гуляет воздух, что предотвращает окисление, образование грибка».

Казалось бы, все замечательно. Но в данном вопросе жителей Свердловской области в первую очередь беспокоит не качество работ, которое по умолчанию должно быть достойным, а вопрос эстетики, сохранения советского модернистского стиля. По этой части недовольство легко понять. Обновляемый с помощью типовой плитки фасад цирка действительно становится похожим на стены районного торгового комплекса или склада.

Такой плиткой отделают первый этаж цирка. Фото: frontek-russia.ru
Фото: Михаил Маерский
Фото: Михаил Маерский

Судя по всему, дальше может быть хуже. По словам Алексея Горбунова, в нижней части здания планируется укладка даже не белой, а горчичного цвета плитки. Вполне вероятно, что после этой «инновации» уровень недовольства среди горожан возрастет.

Что касается текстуры (никому не хочется, чтобы новый цирк блестел на солнце), то генподрядчик отмечает, что некоторые неровности, создающие матовый эффект, на поверхности плитки присутствуют. Это действительно так. Но в сравнении с привычной художественной грубой штукатуркой плитка все равно может показаться слишком гладкой и «скользкой».

В части качества, кстати, тоже не все однозначно. На одной из представленных в интернете фотографиях виден минеральный утеплитель, на котором, возможно, слишком мало крепежных гвоздей. Слои утеплителя топорщатся, при этом поверх них уже частично уложена плитка. Может быть, это место еще выправят, не знаем.

Кто занимается ремонтом?

Отдельно стоит отметить деятельность генподрядчика ремонта фасада – ООО «Урал Инжиниринг». Сегодня учредителем и генеральным директором этой компании является Алексей Горбунов. Компания считается аффилированной с бывшим врио главы управления капстроительства по Свердловской области Олегом Кагилевым («Компания «Урал Инжиниринг» аффилирована с Кагилевым через ООО «КарД», – сообщало РБК), который упоминается в СМИ в качестве бизнесмена из окружения «серого кардинала» Екатеринбурга Владимира Тунгусова и депутата Гордумы из «списка Тунгусова».

Недавно Кагилева сняли с высокого поста в свердловском правительстве – после того, как в отношении врио главы УКС начали проверку силовики. Как сообщало Ura.Ru, Кагилева подозревают в том, что он вымогал «откат» в размере 5% у директора компании «СтроймонтажУрал-2000» Владимира Абраменко за помощь в получении муниципального контракта по ремонту МКУ «Синегорец» на сумму 132 миллиона рублей.

Несмотря на скандальную отставку, дела у Кагилева и его окружения, судя по всему, идут неплохо. Та же компания «Урал Инжиниринг» вдобавок к «хлебному» генподряду на ремонт фасада цирка 8 октября получила контракт от свердловского Минприроды, связанный с ремонтом дороги, прокладкой велосипедных дорожек и т.п. в Шарташском лесопарке. Сумма привлекательная (331,4 млн руб.), при этом стройка обещает быть не менее скандальной, чем в случае с цирком: значительная часть общественности недовольна планами грандиозного асфальтирования в лесопарке. Кстати, сегодня сервис rusprofile.ru показывает сведения об участии ООО «Урал Инжиниринг» в 86 государственных контрактах на сумму 2,67 миллиарда рублей.

И еще. «Урал Инжиниринг» оказалась единственным участником конкурса на генподряд по ремонту фасада цирка, объявленного Росгосцирком. В таких случаях часто возникает вопрос: «А под кого делали проект?» Поэтому сегодняшние ссылки руководства генподрядчика и директора цирка на авторитет архитекторов-проектироващиков звучат не вполне убедительно.

Звезды советской архитектуры

Открытие цирка состоялось 1 февраля 1980 года. Авторами проекта Свердловского цирка стали архитекторы Юлиан Шварцбрейм и Михаил Коробов, а также инженер Николай Никитин, автор вантовых конструкций Останкинской телебашни и каркаса монумента «Родина-мать зовет!» в Волгограде. Эта команда не только создала знаменитую на весь футуристическую конструкцию, поддерживающую купол цирка и уникальные горельефы. Облик здания в прошлом веке серьезно отличался от сегодняшнего. Второй этаж по периметру значительно выступал вперед, нависая над головами горожан, и фантастический цирк как будто парил над землей.

Так фасад цирка выглядел в 1980-е. Фото: radikal.ru

Строительство бетонных зданий с нависанием верхних этажей над нижними – особенность стиля «брутализм», популярного во всем мире и в СССР в 70-х и 80-х годах прошлого века. В числе пропагандистов этого стиля был тот самый Юлиан Шварцбрейм. Своим выступающим вторым этажом екатеринбургский Цирк был похож, например, на Королевский Национальный театр Великобритании. В девяностые годы этот стилеобразующий элемент екатеринбургского цирка уничтожили. В Лондоне все в порядке. Там заботятся об архитектурном наследии.

Первый удар по стилю

Распространяемая с подачи руководства цирка информация о том, что его фасад «не ремонтировали 38 лет», является полуправдой. В девяностые годы, когда к руководству учреждением как раз пришел Анатолий Марчевский, шедевр советского архитектурного модернизма подвергся серьезной реконструкции.

Законом здание, до сих пор не внесенное в реестр объектов культурного наследия, защищено не было. Плюс – в ход шли аргументы о якобы возможных дефектах в конструкции в связи со строительством метро. В результате парящий над землей второй этаж цирка «опустили» на землю, сравняли с первым этажом путем монтажа дополнительных стен с окнами. Цирк превратился в коробку с куполом.

В «лихие девяностые» коммерсанты желали поживиться тем, что плохо лежит. Это относилось и к свободным пространствам культурно важных архитектурных объектов. В погоне эксплуатирующих здания руководителей за квадратными метрами плоды творчества гениальных советских архитекторов приобретали формы коробок, обрастали пристроями, покрывались дешевым стеклом. Во времена правления Анатолия Марчевского эта участь постигла и екатеринбургский цирк.

С этим зданием поступили почти так, как позже поступят при остеклении здания бывшего завода ОЦМ, Театра Драмы, Театра Эстрады и некоторых других екатеринбургских модернистских объектов брежневского периода.

«На вкус и цвет…»

Директор цирка Анатолий Марчевский не смог дать подробный комментарий по телефону. Как и генподрядчик, он возложил ответственность на архитекторов.

«Какие люди недовольны, что за люди? На вкус и цвет товарищей нет, – заявил Анатолий Павлович. – Дизайнерские решения принимала Главархитектура, профессионалы. У нас будет прекрасный светлый цирк. И не надо делать преждевременных выводов. Одним не нравится, что цирк не ремонтируется, другим не нравится, что ремонтируется…»

На вопрос о необходимости на стенах дополнительного цвета Анатолий Марчевский свое мнение не озвучил, отметив только, что цвет не горчичный, а коричневый. Вопрос о разрушении замысла советских архитекторов-модернистов в 90-е мы задать не успели – руководитель цирка положил трубку.