Кушвинские валки в числе лучших в мире

Уральский завод намерен утвердиться на рынках США и Европы и успешно конкурировать с китайцами

Старейшее предприятие Среднего Урала – один из мировых лидеров в своем сегменте рынка. Речь идет о Кушвинском заводе прокатных валков, который поставляет продукцию в Азию, Европу и Северную Америку. Завод входит в десятку мировых лидеров отрасли, но не собирается останавливаться на достигнутом, планируя увеличить объем производимой продукции на 60% в ближайшие пять лет. «МК-Урал» посетил КЗПВ, чтобы понять, почему во времена экономических сложностей и антироссийских санкций предприятие уверенно смотрит в будущее.

Уральский завод намерен утвердиться на рынках США и Европы и успешно конкурировать с китайцами
Газогенераторные установки.

Кушвинский завод прокатных валков (КЗПВ) ведет свою историю с 1735 года, когда была выдана первая партия чугуна. Сейчас предприятие специализируется на выпуске прокатных валков для листопрокатных и сортопрокатных станов, бандажей для строительства и металлургии.

Коренная реконструкция

«МК-Урал» более десяти лет наблюдает за развитием Кушвинского завода прокатных валков, одного из наиболее интересных и перспективных свердловских производств. Успехи предприятия впечатляют. Сегодня КЗПВ в числе мировых лидеров отрасли. Путь к высокому статусу начинался еще в 2003-2004 годах, когда на российский рынок хлынула продукция из Европы и многие отечественные промышленники предпочитали закупать именно ее.

– Тогда металлурги выставили нам новые требования для валков, которые готовы были покупать. В связи с этим мы приняли решение, что нужно проводить коренную реконструкцию предприятия, чтобы соответствовать требованиям заказчиков, – рассказал главный инженер КЗПВ Евгений Храпов, устроивший для корреспондентов «МК-Урал» экскурсию по заводу.

Главный инженер КЗПВ Евгений Храпов.

Первым начали реконструировать литейный цех, так как характеристики валков сильно зависят от чистоты расплава. После ввода блока индукционных печей качество металла значительно выросло. Далее на предприятии собственными силами создали машины центробежной отливки, позволяющие производить рабочий слой листопрокатных валков высокого качества. Эта разработка улучшила продукцию и позволила удовлетворить требования заказчиков.

– Потом встал вопрос термообработки. Данный технологический процесс очень важен для производства качественных валков. Выбор оборудования для термообработки остановили на словенском производителе Bosio и закупили у него четыре печи, – рассказывает главный инженер. – Сотрудничество с данной компанией плодотворно продолжается, сейчас на заводе 13 таких печей.

В процессе модернизации литейного цеха возникла необходимость строительства новых производственных объектов, возведения нового механического цеха. Проводить модернизацию в старом вальцемеханическом цехе не получилось по ряду причин, рассказывает Евгений Храпов, подходя к огромному новому зданию, выкрашенному в цвета российского флага, которое расположилось рядом с литейным производством.

Это новый вальцемеханический цех (ВМЦ 2). На данных площадях уже смонтирована часть оборудования, планируется установка нового оборудования. В ходе реконструкции в литейном цехе удалось добиться отливки листопрокатных валков до 100 шт./мес. и максимальным весом до 70 т. Для транспортировки продукции из литейного цеха в новый вальцемеханический построили специальный транспортный и пешеходный туннель, который существенно упрощает логистику.

В новом ВМЦ 2 установили новую термическую печь, напоминающую многоэтажный дом, в которой можно обрабатывать валки для стана-5000. Печь справляется с валками до 12 метров, ее грузоподъемность – 300 тонн. Приобретение данной печи позволило удовлетворить новые запросы покупателей.

Современное оборудование

Первый смонтированный станок нового вальцемеханического цеха запустили 20 мая 2019 года. Эта дата является официальным стартом работы ВМЦ 2. Сегодня там расположены пять токарных станков и один шлифовальный.

– Параллельно проектированию и строительству цеха начался подбор оборудования. Мы приобрели шлифовальный немецкий станок Waldrich Siegen в Испании, но ему была необходима модернизация, которую выполнила имеющая опыт подобных работ австрийская фирма. Под этот станок в качестве фундамента мы положили монолитный блок в тысячу тонн, чтобы исключить влияние любой вибрации. С мая 2019 года станок производит продукцию, – говорит главный инженер и приглашает нас в обособленное ограждением пространство, где расположено новое оборудование.

Шлифовальный станок Waldrich Siegen.

Здесь идет шлифовка очередного валка. Вся работа контролируется системой ЧПУ станка. Нас встречает шлифовщик Андрей Сташков, опытный специалист, давно работающий на предприятии. Он говорит, что на такой работе скучать не приходится: у КЗПВ множество заказчиков, и каждому нужен валок со своими характеристиками.

– К нам приезжали специалисты из Австрии и Германии и обучали сотрудников предприятия, как работать на Waldrich Siegen, – говорит Андрей Сташков и показывает огромную папку с требованиями по работе на станке.

Шлифовщик Андрей Сташков.

Другая гордость предприятия – портально-фрезерный станок Waldrich Coburg. Станков с такими параметрами в мире не так много. КЗПВ приобрел это оборудование в 2018 году и начал его модернизацию для задач нового производства. Работы ведут представители немецкого завода-производителя Waldrich Coburg. Планируется, что станок запустят в феврале 2020 года.

Портально-фрезерный станок Waldrich Coburg.

– Работы в цехе еще много: нужно монтировать подъемные краны, станки. Сейчас там их шесть. По нашим планам, в новом вальцемеханическом цехе должно быть 36 единиц оборудования, – говорит Евгений Храпов.

Модернизация основного производства способствовала обновлению и остальных сфер жизнедеятельности предприятия. Например, на определенном этапе на КЗПВ столкнулись с проблемой, что электрическая подстанция имеет ограничения по мощности. Тогда было принято решение смонтировать на заводе газогенераторные установки. На них вырабатывается электрическая и тепловая энергия при сжигании газа. Это выгодно еще и тем, что установки позволяют отапливать помещения завода.

В перспективе предстоит построить новый административно-бытовой корпус (АБК). Там будет размещен административный персонал цехов, столовая, места для отдыха рабочих и т.д. Все должно быть на таком же уровне, как и в нынешнем административном здании, где недавно открыли новые бытовые помещения с теплым полом, сушилками, парилкой, душевыми кабинами. Их уже оценили министр промышленности и науки Свердловской области Сергей Пересторонин и председатель Свердловского областного комитета ГМПР Валерий Кусков, которые 22 апреля текущего года приезжали на КЗПВ и принимали участие в пуске газогенераторных установок.

«Самое главное – новая продукция»

Модернизация производства КЗПВ, масштабности которой позавидовало бы большинство предприятий Среднего Урала, должна привести к значительному росту показателей производства валков. Это отражено в пятилетнем плане развития предприятия. К 2024 году завод намерен увеличить объемы выпуска почти на 60%.

На КЗПВ уверены в правильности выбранного пути, ведь в последние несколько лет предприятие активно наращивает производство, завоевывая новые рынки. Заместитель директора по производству и перспективному развитию Вячеслав Дегтянников доказывает это цифрами.

– В 2012 году завод произвел и реализовал 10,2 тысячи тонн прокатных валков. Через шесть лет, в 2018 году, объем отгрузки составил уже 15,2 тысячи тонн. За такое короткое время удалось увеличить производительность на 50 процентов. Мы всегда подстраиваемся под потребителя. Например, на рынке наиболее востребованы листопрокатные валки, катающие металл для автомобильной и машиностроительной промышленности. Завод сделал акцент на данный вид продукции, и если в 2012 году ее производили в размере 4,5 тысячи тонн, то в 2018 году – 11,3 тысячи тонн, – говорит Вячеслав Дегтянников.

Заместитель директора по производству и перспективному развитию Вячеслав Дегтянников.

Значительно увеличилась и доля экспорта. В 2018 году она составила 60% от общего количества произведенной продукции (в 2012 году держалась на отметке 35-40%). На данный момент валки Кушвинского завода уже завоевали рынки Азии (Индия, Индонезия, Таиланд), Европы (Бельгия, Германия, Турция, Румыния, Польша, Македония) и Северной Америки (США, Канада).

– Мы опасались санкций. Но при работе с людьми политика, к счастью, остается в стороне. Ведь бизнес есть бизнес. Если зарубежным партнерам выгодно покупать нашу продукцию, то они готовы искать пути взаимодействия, – говорит Вячеслав Дегтянников.

На ближайшие годы в планах стоит выход на рынок Южной Америки. В России основными клиентами предприятия являются крупнейшие металлургические комбинаты – «Северсталь», НЛМК, ЕВРАЗ НТМК, «Мечел». Среди иностранных – Thyssen Krupp, Arcelor Mittal.

Востребованность на мировом рынке объясняется не только качеством кушвинских валков, но и их уникальностью. По словам Вячеслава Дегтянникова, завод выпускает особокрупные листопрокатные валки. Их мало кто производит в мире, и этот факт облегчает выход на международный рынок. В 2012 году предприятие изготовило 12 штук таких валков, в прошлом году уже 70. В последние годы на КЗПВ освоили новые виды продукции – валки из высокохромистой стали и валки из быстрорежущей стали.

– Самое главное – это разработка новых видов продукции. Она помогает нам удержаться на завоеванных рынках. Китай очень активно продвигает свою продукцию с низкими ценами, и конкурировать с ним можно в одном – в качестве валков, – подчеркивает Вячеслав Дегтянников.

Он отмечает, что любое эффективное предприятие должно понимать свою перспективу на ближайшие пять лет. На КЗПВ себе такие цели уже обозначили. Каждый год завод планирует увеличение производства на 8-10%. На данный момент объем реализации – около 15 тысяч тонн, в 2024 году планируется произвести и реализовать 24 тысячи тонн.

– Цифры очень серьезные. Чтобы их достичь за эти пять лет, нам необходимо полностью переехать в новый вальцемеханический цех и продолжать повышение качества продукции, опираясь на потребности мирового рынка, – говорит Вячеслав Дегтянников.

Средняя зарплата в 40 тысяч рублей

Несмотря на многочисленные положительные моменты, есть на предприятии и проблемы. Например, дефицит рабочих кадров разного профиля. На данный момент на заводе трудятся порядка 700 человек. С увеличением производства нехватка сотрудников будет ощущаться сильнее, но на предприятии постепенно решают и эту задачу.

В Кушвинском городском округе только один Баранчинский электромеханический техникум готовит специалистов для КЗПВ. На данный момент некоторые студенты проходят обучение и практику на производстве. Конечно, не все они останутся на заводе.

– Кадровая проблема присутствует не только у нас на заводе, но и на многих других промышленных предприятиях региона. В первую очередь не хватает грамотных представителей рабочих специальностей, – говорит директор по персоналу КЗПВ Наталия Храпова. – На данный момент у нас дефицит токарей высокой квалификации. Мы готовы брать молодежь без навыков и обучать ее у себя на предприятии. В механическом цехе мы организовали практическое обучение учеников. Возрождаем систему наставничества.

Решать проблему помогает не только Баранчинский электромеханический техникум, но и программа «Уральская инженерная школа», старт которой инициировал губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев несколько лет назад. В качестве одной из главных задач ее – развитие ранней профориентации. Благодаря этому проекту у школьников появляется желание работать на промышленных предприятиях. После окончания общеобразовательного учреждения они могут пойти учиться в вуз за счет предприятия. В ближайшее время КЗПВ планирует отправить несколько выпускников по целевому обучению в Магнитогорский государственный университет имени Носова. Работа с общеобразовательными учреждениями проходит и в другом ключе. Например, КЗПВ поощряет детей, чьи родители работают на заводе. Начиная с первого класса, им выплачивают материальную помощь за хорошую учебу. От профсоюза завода и предприятия золотые медалисты получают гранты.

Директор по персоналу КЗПВ Наталия Храпова.

Значительную роль в решении проблем на предприятии играет профсоюзный комитет, численность работников – членов профсоюза составляет около 100%. Коллективный договор, заключенный между администрацией и профсоюзным комитетом, сегодня более социально ориентирован.

– Мы прописываем каждую тонкость, чтобы достойно представлять интересы наших рабочих, – поясняет председатель профкома Павел Хорьков. – Но основное – это уровень заработной платы. С 1 сентября были увеличены тарифные ставки. С 1 октября вступило в силу новое положение о формировании фонда оплаты труда. Сотрудники предприятия получили зарплату в ноябре, и по ее уровню вопросов ни у кого не возникло. Ее подняли в среднем по предприятию на 7,9%. На сегодня у нас плавильщики металла 5-го разряда, токари 5-6-го разряда получают до 60 тысяч рублей. Средняя зарплата по заводу за октябрь – 41,7 тыс.

Павел Хорьков подчеркивает, что сегодня на заводе собраны квалифицированные кадры, способные качественно работать на технически сложном оборудовании, производить его ремонт, замену, реконструкцию. В большом коллективе много представителей трудовых династий. Сотрудники ценят свой завод, а руководство предприятия благодарно за их труд и старается дополнительно мотивировать.

Председатель профкома Павел Хорьков.

Многие меры поддержки прописаны в коллективном договоре, говорит председатель профкома. Сейчас большинство сотрудников – члены профсоюза, поэтому для них важна помощь организации. Например, согласно коллективному договору трудящиеся предприятия, не имеющие замечаний по работе, могут получить кредит на приобретение жилья, сотрудникам предоставляются ссуды. Не остаются без внимания и многодетные семьи.

Помощь государства и кредиты

Модернизация Кушвинского завода прокатных валков обходится в значительную сумму. Большая часть вложенных средств – это деньги предприятия. Но без господдержки и кредитных линий переоборудование шло бы гораздо дольше, на заводе не могли бы ставить столь амбициозные задачи.

– На данный момент достаточно серьезно изменилась политика государства в части помощи предприятиям, появились работающие инструменты господдержки, – говорит советник генерального директора по финансовым вопросам Кушвинского завода прокатных валков Алевтина Мурикова. – Буквально еще два-три года назад нам везде отказывали, но сейчас ситуация кардинально изменилась. Хочется отметить серьезную работу областного Министерства промышленности и науки, которое своевременно нас информирует о новых госпрограммах, помогает с их реализацией и в целом оказывает поддержку нашей деятельности.

Активно предприятию помогает Российский экспортный центр. Очень полезным инструментом оказалось субсидирование транспортных расходов экспортеров. Заводу компенсируют до 80% затрат по доставке продукции до потребителей за границей, что помогает расширить географию присутствия.

Второе направление – национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости». Государство помогает предприятиям через АНО «Федеральный центр компетенций в сфере производительности труда» повысить эффективность своей работы. Идеология этого нацпроекта ориентирована на то, чтобы компании научились использовать ресурсы, которые у них есть, максимально эффективно. Для этого на предприятиях помогают выстраивать «бережливое производство».

– По данному проекту мы стартуем в декабре и ожидаем повышение производительности труда на 30% за три года. Программу реализует Региональный центр компетенций, который направляет к нам экспертов, внедряющих эту методологию. Реализуется проект полностью за счет бюджетных средств, предприятие не вкладывает ни копейки. Плюс к этому предусмотрены субсидии на обучение сотрудников предприятия, – говорит Алевтина Мурикова. – Мы возлагаем на эту программу большие надежды, ведь она уже хорошо себя зарекомендовала на ряде предприятий Свердловской области.

Советник генерального директора по финансовым вопросам Кушвинского завода прокатных валков Алевтина Мурикова.

Серьезную помощь оказывает и Фонд развития промышленности, созданный Минпромторгом России. Он позволяет на льготных условиях получить финансирование для проектов, направленных на создание и обновление производственной промышленной базы. Региональное отделение Фонда помогло КЗПВ с льготным займом на приобретение и модернизацию станка Waldrich Coburg . На данный момент Фонд реализует еще и программы, по которым предприятия-участники национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости», а также предприятия-экспортеры могут получить льготные займы для покупки нового оборудования.

Глобальную модернизацию и покупку нового оборудования также нельзя было произвести без помощи банков. Основными партнерами КЗПВ являются Газпромбанк и ВТБ. С последним, к сожалению, недавно возникло недопонимание.

– Мы вошли в корпоративную программу повышения конкурентоспособности. Нас включили в реестр предприятий, которым предоставляется субсидирование процентной ставки по новым кредитам. Мы бы могли рассчитывать на кредит по этой программе, но банк ВТБ, у которого брали займ до этого, странно себя повел и выставил огромную комиссию за досрочное прекращение договора. Как мы понимаем, таким образом ВТБ пытается нас удержать, но насильно мил не будешь. Судя по всему, представители банка боятся, что мы закончим с ними сотрудничество. Но я хочу заявить, что мы не собираемся отказываться от выгодного сотрудничества! Если сейчас найдем общий язык, урегулируем этот вопрос, то мы готовы работать с банком и в дальнейшем. Мы подняли вопрос о ставках месяц назад, и сейчас ситуация находится в подвешенном состоянии, – говорит Алевтина Мурикова.

Переговоры КЗПВ с ВТБ продолжаются. Представители предприятия надеются, что найдут с банком компромисс и примут решение, которое устроит обе стороны.

В Свердловской области не так много предприятий, на равных конкурирующих с мировыми лидерами отрасли. Но, как мы видим, это возможно. Рецепт вполне очевиден, как считают на КЗПВ: необходимо выпускать качественную продукцию, удовлетворять запросы покупателей и развиваться, благо, в последнее время региональные и федеральные власти помогают в этом и финансово, и в виде образовательных программ.

Литейный цех.
Новый вальцемеханический цех.

Сюжет:

Санкции

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру