О готовящейся забастовке водителей скорых стало известно 27 января. Все они трудоустроены в ООО «Эффективная система здравоохранения» (Москва), которая обслуживает три подстанции скорой помощи в Екатеринбурге: № 3 (улица Машиностроителей, 39А), № 5 (улица Братьев Быковых, 16) и № 6 (улица С. Дерябиной, 36).
С 1 февраля вместо столичной компании отвечать за работу карет скорой помощи будет ООО «Феникс-Логистика» из Перми. Новая организация готова предложить водителям работу, но брать их в штат не намерена. Вместо этого шоферам предлагают регистрироваться в качестве ИП или самозанятых.
Водители считают условия ООО «Феникс-Логистика» неприемлемыми. Перевод трудовых отношений в гражданско-правовые лишает их отпусков и больничных. На водителей ложатся обязанности по уплате налогов и страховых отчислений. Водители боятся, что не компания-аутсорсер, а именно они будут нести ответственность за качество услуг.
Если в оставшиеся до 1 февраля дни ООО «Феникс-Логистика» не согласится трудоустроить водителей, они намерены не выходить на смену. Речь идет о 37 автомобилях. В таком случае забирать больных придется другим подстанциям, где автопарк по-прежнему находится в муниципальной собственности.
Точность до миллиметра
Эксперимент с переводом скорой помощи на аутсорсинг идет в Екатеринбурге с 2014 года. Тогда на систему, когда медицинский персонал работает по-прежнему в МБУ «Станция скорой медицинской помощи имени В. Ф. Капиноса», а обслуживанием машин занимается сторонняя организация, перевели три подстанции из тринадцати. Первым аутсорсером стало все то же ООО «Феникс-Логистика». Правда, уже через год компания проиграла новые торги, и, начиная с 2016 года, в Екатеринбурге работало ООО «Эффективная система здравоохранения».
Поскольку у московской компании срок действия муниципального контракта истекает 31 января 2020 года, в конце 2019 года объявили новый конкурс. Срок действия нового контракта рассчитан до 31 марта 2021 года. При этом речь идет уже не о трех, а о пяти подстанциях. Помимо тех, которые уже упоминались, на аутсорсинг переводятся подстанции № 2 (улица Сыромолотова, 19А) и № 4 (улица Бабушкина, 11). Какая судьба ждет водителей муниципальных скорых, пока не известно.
Примечательно, что заявка ООО «Феникс-Логистика» оказалась единственной. Вероятно, пассивность остальных участников связана с требованиями к подвижному составу. Так, согласно техническому заданию, длина машины должна быть не менее 5980 мм, а колесная база должна составлять минимум 3745 мм. Эти параметры всего на несколько миллиметров отличаются от параметров «Форд-Транзит»: длина – 5981 мм, колесная база – 3750 мм. Именно эти «Форды» и входят в автопарк ООО «Феникс-Логистик», в то время как покидающее Екатеринбург ООО «Эффективная система здравоохранения» использует для работы «Газели», которые под данные параметры не подходят. Это наводит на мысль, что конкурсное задание могло создаваться под конкретного участника.
«Желающих работать за 145 рублей в час очень много»
В самой компании «Феликс-Логистика» проблем из-за возможной забастовке не видят. Владелец предприятия Евгений Фридман заявил JustMedia.ru, что сможет найти замену.
«У нас есть более 500 тысяч водителей по стране, – приводит издание слова коммерсанта. – Желающих работать за 145 рублей в час очень много. 25 тысяч рублей при загрузке 7 смен в месяц, более чем достойна оплата. Утром мы уже начали прием водителей. На данный момент уже люди оформляются».
Оптимистичный прогноз Евгения Фридмана вызывает сомнения. Дело в том, что работать водителем скорой помощи может далеко не каждый обладатель водительских прав. К управлению допускается только человек, который имеет свидетельство о прохождении подготовки в соответствии Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2007 № 876 «О подготовке и допуске водителей к управлению транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов». Маловероятно, что нужное количество водителей, а это 67 человек, подходящих под требования, удастся найти за оставшееся время.
Бизнесмен также сообщил, что водители вправе заключить трудовой договор, но зарплата по нему будет 18 тысяч рублей (по словам водителей, сейчас они получают 22-23 тысячи рублей), в то время как самозанятые или ИП и получать 25 тысяч рублей, при этом самозанятые будут платить всего шесть процентов налогов.
В управлении здравоохранения администрации Екатеринбурга также не видят ничего критического.
«1 февраля новая компания-аутсорсер обязана вывести свои автомобили на линию, это условия контракта, – говорится в заявлении горздрава. – И мы убеждены в том, что они будут выполнены. Будут ли от данной компании работать водители, которые работали у предыдущего аутсорсера – это только вопрос трудовых взаимоотношений между водителями и компанией. На качестве и доступности медицинской помощи для жителей города это никоим образом не скажется».
Последнее заявление выглядит особенно спорным. Даже при работе всех 13 подстанций скорой помощи на долгое ожидание бригады екатеринбуржцы жалуются в соцсетях довольно часто. 1 февраля же в случае забастовки нагрузка ляжет на оставшиеся десять.
«Гастарбайтеры скорой помощи не нужны»
На уже опубликованные в СМИ материалы, посвященные ситуации на подстанциях скорой помощи, обратила внимание прокуратура, начата проверка.
«В ходе надзорных мероприятий прокуратура города установит, в каких подстанциях скорой медицинской помощи руководством ООО «Феникс-Логистика» предложено перейти водителям на гражданско-правовой договор, даст оценку законности действий юридического лица и МБУ «Станция скорой медицинской помощи имени В.Ф. Капиноса», проверит соблюдение требований трудового законодательства и законодательства о здравоохранении, – сообщает старший помощник прокурора Свердловской области Марина Канатова. – При наличии оснований по результатам проверки будут приняты меры прокурорского реагирования».
Также оперативно откликнулся депутат Госдумы Андрей Альшевских. 28 января он встретился с водителями.
«Я бьюсь за то, чтобы сохранить коллектив профессионалов, – написал парламентарий после встречи в своем Фейсбуке. – Нельзя разбрасываться кадрами. Ибо равнозначную замену ООО «Феникс-Логистика» при желании не найдет в кратчайшие сроки. «Гастарбайтеры», которые не знают город и ведут себя на дорогах как смертники, скорой помощи не нужны».
Андрей Альшевских сообщил, что о ситуации уже знает генеральный прокурор Игорь Краснов.
Бизнесмен и бывший вице-мэр Екатеринбурга Илья Борзенков критически отозвался о ситуации с переводом водителей скорой на гражданские договора и назвал частую практику аутсорсинга в социальной сфере проявлением «бездумной «оптимизации».
«Если экономия пойдет на развитие той же скорой – все только порадуются, – пишет предприниматель. – Но ведь на нее очередной гранит купят. Или фонари. Канатку спроектируют или конгресс-центр построят. Форум или праздник забабахают. В благоустройство и ивент-политику любые деньги закопать можно. Только надо ли? Ведь горожанам это точно менее важно, чем поликлиники-больницы, садики-школы, кружки-секции и прочие непафосные вещи. А ведь оптимизируют именно их».