Вставшие большим кольцом в парке митингующие заявляли, что снос их домов не соответствует действующему законодательству России, и подчеркивали, что власти даже не предупредили их о планах демонтажа, не проводили обсуждения этого вопроса, о сносе жители поселка узнали из СМИ.
«Только с уважения к частной собственности граждан начинается цивилизованное государство», – такой лозунг разместили на самом большом банере. Один из плакатов напоминал руководству мэрии Екатеринбурга слова президента России Владимира Путина: «Чиновники обязаны защищать частную собственность не меньше, чем государство».
«Мой дом , моя земля. Это родина моя – Юго-Запад», – признался в любви к микрорайону один из митингующих. Другие лозунги выглядели так: «Позор властям, если не встанут на защиту многодетных семей»; «Не лишайте жилья детей»; «Дети никому ничего не должны»; «Я здесь родился и хочу здесь жить»; «Запретить точечную застройку в частном секторе Юго-западного микрорайона» и т.п.
Один из плакатов нарисовал шестилетний мальчик Вадим: на его рисунке изображены домики, заборчики, гуляющие по поселку собаки, растущие рядом с домами ёлки. «Застройщики, наши дома не продаются», – написал мальчик на своем плакате. Другой митингующий дошкольного возраста держал плакат «Я здесь родился и хочу здесь жить!» На специальном транспаранте участники акции разместили целую выставку (более 20 работ) детских рисунков о поселке.
Также в митинге приняла участие немецкая овчарка в наморднике, у нее на шее был закреплен плакат «Я хочу жить в своем доме!».
В парке Чкалова присутствовали столкнувшиеся с подобной проблемой жители частных домов Уралмаша, участки которых проект Генплана Екатеринбурга до 2035 года вносит в категорию земель для многоэтажного жилого строительства. В СМИ даже называлась компания «Астон. Екатеринбург», которая могла осуществить застройку в районе Достоевского, Народного Фронта, Уральских Рабочих и Молодежи.
Обещания чиновников
В парк Чкалова приехал начальник Департамента архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений Администрации Екатеринбурга Алексей Черноскутов. Он убеждал собравшихся, что здания будут сносить только по желанию хозяев, объекты, которые жители захотят оставить, никто трогать не будет, жить в квартире или в частном доме, по словам муниципального чиновника, – выбор каждого. Также представитель мэрии подчеркнул, что положения, допускающие застройку поселка многоэтажками, можно было прочитать в Генплане еще в 2015 году.
«Генеральный план был принят в 2004 году. В 2010 и 2015 годах были внесены соответствующие изменения, они проходили процедуры общественных обсуждений, в соответствии с последними изменениями, которые Екатеринбургской городской думой были утверждены. У нас на территории Волгоградская, Шаумяна, Чкалова, Амундсена предусматривается зона перспективного развития многоквартирной жилой застройки, так же – на территории Волгоградская, Чкалова до «Дома науки и техники». В Правилах землепользования у нас предусмотрена зона индивидуальной жилой застройки, дабы не блокировать на сегодняшний день строительство на данной территории, покупку этих территорий».
По его словам, представленная градостроительная документация на часть территории поселка из-за многочисленных нареканий мэрией не принята. Также гость из мэрии рассказал, что после митинга на Уралмаше состоялась встреча чиновников с жителями, на которой одним из главных вопросов граждан был вопрос технологии выкупа.
«Наша позиция определена Градостроительным кодексом России, – заявил Алексей Черноскутов. Изъятие территории возможно только под муниципальные нужды, это, как правило, строительство улично-дорожной сети, инженерной сети. Все остальное – выкуп той организацией, которая планирует застраивать территорию. По рыночной стоимости, по договору в рамках гражданского законодательства».
«У нас некоторым домам всего по три-четыре года. Мы сейчас должны их сносить?» – задала вопрос одна из участниц митинга.
«Нет, никто ни в коем случае не должен сносить свои дома, – ответил Вы же там живете. Если вы свою недвижимость не продаете, вы можете хоть 100, хоть 150 жить, это ваше право. Зона ИЖС не блокирует реконструкцию данных домов на сегодняшний день».
Также Алексей Черноскутов отметил, что после многочисленных замечания, в том числе от свердловского министерства строительства и развития инфраструктуры, вероятно проект Генплана будет отправлен на доработку. Ориентировочно осенью будут повторные общественные слушания, при этом проект Генплана будет проработан уже до 2040 года.
Одна из участниц митинга заявила представителю мэрии, что зонирование в поселке не изменено, как он и отметил, только «на данный момент». В дальнейшем, когда зонирование будет изменено на «многоквартирные дома», жители уже не смогут реконструировать свои дома или восстанавливать их после пожара. «Мы сможем только жить в этом доме, но ничего сделать с ним не сможем», – подчеркнула активистка. – Это будет обременение прав. Разве это справедливо?»
По ее словам, когда мэрия меняет территориальные зоны с ИЖС и Ж-2 на Ж-5 и на многоэтажные строения, она развязывает руки застройщику, вместо того, чтобы направить его силы на снос ветхого и аварийного жилья. «Новый министр строительства говорит о том, что нужно привлекать не только бюджетные средства, но и средства инвесторов и застройщиков для решения этой задачи, вы игнорируете слова нового министра?» – задала вопрос митингующая.
Представитель мэрии ответил, что зонирование все-таки пока не проведено, предложенная одним из потенциальных застройщиков документация отклонена, и говорить об изменении зонирования пока рано.
С митингующими в парке встретилась уполномоченная по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова, заявившая, что губернатор Евгений Куйвашев озабочен противоречивостью некоторых положений нового Генплана Екатеринбурга.
«Власти этим занимаются сейчас, – заявила омбудсмен. – Я предлагаю продолжать переговоры на наших площадках. Мне уже давно не нравится то, что происходит в Цыганском поселке. Я согласна с тем, что бывают муниципальные нужды, но люди не должны страдать».
«Мы – многонациональный частный сектор»
В конце 90-х – начале нулевых скандальный общественник Евгений Ройзман (позже избиравшийся депутатом Госдумы и мэром Екатеринбурга) устраивал акции против живущих в поселке цыган, обвиняя их в продаже наркотиков. Он же участвовал в организации сноса цыганских коттеджей. С тех пор традиционно лояльные Ройзману журналисты позиционировали поселок в качестве территории с развитой «этнической» преступностью и нелегально построенным жильем. Даже в сообщениях о митинге в парке Чкалова некоторые СМИ сделали акцент не защите гражданами своих домов, а на дорогих «цыганских коттеджах».
На территории поселка в Юго-западе, а также в поселке рядом с ТЦ «Радуга-парк» действительно проживают представители двух таборов. Многие из них до сих пор не имеют документов на используемую землю и в случае ее потери готовы к массовым протестным акциям в центре Екатеринбурга.
31 января вице-губернатор Свердловской области Сергей Бидонько встретился с баронами двух цыганских поселков, которым грозит снос. «Провел встречу с представителем цыганской общины Геной Виноградовым и руководителем Екатеринбургской цыганской национально-культурной автономии Яном Соколом. В ней также приняли участие замруководителя Федерального агентства по делам национальностей Михаил Мишин, коллеги из исполнительных органов власти Свердловской области, администрации города Екатеринбурга», – сообщил региональный чиновник.
По его словам, на встрече обсуждался вопрос о возможности оформления прав цыган на землю в поселках, где они живут уже несколько поколений. Этот вопрос будет решаться на рабочей группе с участием представители цыганской общины, министерств социального блока и администрации Екатеринбурга. «Это позволит нам не только упорядочить работу, но и адресно давать людям юридические консультации по различным правовым вопросам», – считает Сергей Бидонько.
В свою очередь чиновники обратили внимание цыганских лидеров на важность работы по социализации населения поселков, в частности шла речь об обеспечении родителями возможности получения общего образования для своих детей. Этот вопрос также будет на контроле рабочей группы.
Вероятно, состоявшийся 31 января разговор с чиновниками снизил активность цыган на митинге 2 февраля. При этом участники протестной акции подчеркивали, что речь идет не о русских, татарах (как отметил один из представителей мусульманской общины, поселок был основан именно татарами) или цыганах, а о жителях Екатеринбурга и гражданах России, которые имеют право на защиту своего жилья от демонтажа. «Мы против сноса! – гласил один из плакатов на митинге. – Мы – многонациональный частный сектор».