Слушания по делу Сергия прошли 20 июля. Как и на заседания церковного суда, и на процесс у мирового судьи, схиигумен на нынешний суд не явился. Его интересы представляла адвокат Светлана Герасимова. Ее линия защиты строилась на утверждении, что выступление схиигумена, ставшее предметом судебного разбирательства, – это проповедь, которую отец Сергий совершал в отношении ограниченного круга лиц, пришедших на службу в храм. То, что запись будет заснята на видео и выложена в сеть, священник якобы не знал. Подобной линии Светлана Герасимова придерживалась и в заседании по делу о распространении фейковой информации, но мировой судья тогда не согласилась с утверждением и выписала схиигумену штраф в 90 тысяч рублей.
Заседание по делу о возбуждении вражды или ненависти продлилось около четырех часов. Помимо адвоката и представителя прокуратуры (административное производство было возбуждено надзорным ведомством – Прим.) судья заслушал свидетеля и двух экспертов. Один из экспертов отметил, что помимо унижения по национальному признаку речь Сергия содержит «призывы к вы-селению неопределенного широкого круга лиц, призывающих к соблюдению режима самоизоляции в условиях распространения коронавируса».
Суд согласился с прокуратурой и экспертами и признал Сергия виновным. Из трех видов наказания (штраф, обязательные работы и арест) суд выбрал денежную меру воздействия, обязав Сергия выплатить 18 тысяч рублей. Чем обусловлен выбор наказания, пока неизвестно. Мотивировочная часть постановления будет опубликована только после 23 июля, когда полный текст получат стороны процесса.
Чтобы обжаловать постановление, у Сергия и его защиты есть десять дней. В случае, если оно вступит в законную силу, повторное аналогичное нарушение в течение года повлечет уже возбуждение уголовного дела по части 1 статьи 282 УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды, совершенное повторно), которая предусматривает в том числе лишение свободы на срок от двух до пяти лет.
«Восстание духа»
Если бы проповедь схиигумена Сергия появилась (и привлекла внимание) два года назад, то следственным органам не пришлось бы ждать повторного нарушения для уголовного дела, однако с 1 января 2019 года вступили в силу поправки, по которым первое нарушение считается только административно наказуемым. Изменения в уголовном законодательстве привели к сокращению сроков многих людей. В их числе – бывший сотрудник ГРУ Владимир Квачков, осужденный в 2013-2016 годах за попытку государственного переворота и экстремизм. В 2019 году после частичной декриминализации статьи 282 УК РФ он вышел на свободу.
О том, что взгляды полковника Квачкова и схиигумена Сергия во многом совпадают, говорили и раньше. Оба восхваляют Сталина и Николая II, а также часто используют националистическую риторику. 16 июля Владимир Квачков прибыл в Свердловскую область и направился в Среднеуральский женский монастырь, где встретился со схиигуменом, а также принял участие в альтернативном крестном ходе по случаю царских дней.
В общении с журналистами Владимир Квачков заявил, что поддерживает отца Сергия, поскольку тот «принадлежит к церкви Христовой на земле».
«Он воинствующий, не сопливый, не слюнявый, – отметил Владимир Квачков. – Этот батюшка понимает падшее состояние христианства».
Видео встречи экс-полковника и схиигумена опубликовал на своем ютуб-канале блогер Всеволод Могучев, взявший на себя обязанности пресс-секретаря опального клирика. В начале записи Сергий «благословляет» бывшего полковника «на ратный подвиг», чтобы тот «донес правду для русского народа, для офицеров, солдат». В ответ Владимир Квачков сравнил схиигумена с патриархом Гермогеном, занимавшим престол в разгар Смутного времени.
«Россия пришла к точке, за которой стоит выбор, или ей быть православной державой, или ей не быть вообще, – сказал отставной полковник. – Я призываю к восстанию духа, которое позволит нам во всех городах приступить к созданию воинства Христова».
Правда, затем Владимир Квачков добавил, что речи о создании организации не идет. Вероятно, он сделал это, чтобы обезопасить себя от нового уголовного дела за организацию незаконного военного формирования или призывы к осуществлению экстремистской деятельности.
Заступничество бывшего начальника
Ранее в своих выступлениях Сергий неоднократно говорил, что среди его сторонников есть действующие и бывшие военнослужащие и другие силовики. Помимо Владимира Квачкова поддержать схиигумена решил бывший начальник ГУИН по Свердловской области Иван Жарков. Именно он возглавлял ИК-13 в то время, когда там отбывал срок Николай Романов.
Обращение Ивана Жаркова также было опубликовано на ютуб-канале Всеволода Могучева. Бывший тюремщик разбирает открытое письмо митрополита екатеринбургского и верхотурского Кирилла и отмечает несправедливость обвинений церковного иерарха в адрес Сергия.
«В письме изложено, что отец Сергий при рукоположении утаил сведения о том, что он отбывал уголовное наказание за совершенное преступление в учреждении УЩ 349/13 в Нижнем Тагиле. Это ложь!» – говорит отставной генерал.
В то же время митрополит Кирилл не утверждал, что Сергий утаил свое пребывание в колонии. Обвинения митрополита касались того, что схиигумен не указал, за что отбывал наказание, а в своей автобиографии «зашифровал» срок отбытия наказания формулировкой «1984-1997 гг. находился и работал в УЩ-349/13 по специальности электрика».
Бывший начальник ИК-13 также отмечает заслугу схиигумена в строительстве тюремного храма и заявляет, что лично порекомендовал Николая Романова архиепископу Викентию.
«Владыка принял решение направить Романова трудником в Алапаевский мужской монастырь, где он принял активное участие в строительстве храма на месте шахты, куда были сброшены тела мучениц святой Елизаветы и инокини Варвары и других мучеников, – говорит Иван Жарков. – Владыка Викентий был информирован о судьбе Романова и о его осуждении за уголовное преступление!»
«Сурковский проект»
В один день с судом над схиигуменом Сергием на ютуб-канале «Осторожно Собчак!» вышел фильм «Монастырь особого назначения». Именно во время съемок этого фильма произошел конфликт между телеведущей Ксенией Собчак и сопровождавшими ее лицами с одной стороны и охраной и монахинями – с другой. По словам режиссера фильма Сергея Ерженкова, ему сломали руку, в связи с чем он подал заявление в следственные органы.
Фильм общей продолжительностью два часа содержит записи проповедей Сергия и проводимых им обрядов экзорцизма, фрагменты с альтернативного крестного хода, рас-сказы известных людей о схиигумене и многое другое. Ядром сюжета являются воспоминания бывших воспитанников монастыря «Спорительница хлебов» об истязаниях, которыми они, по их словам, подвергались в обители.
В их числе – Христина Самушкина, которая присутствовала при конфликте между съемочной группой Собчак и охраной монастыря. В фильме она рассказывает, что по благословению Сергия ее избивал один из монахов. Кроме того, по словам Христины, из-за отсутствия должного лечения умерла монахиня Татьяна, которую Христина называет второй матерью.
Еще один воспитанник утверждает, что многих детей били розгами, причем прилюдно. Физическое и психологическое насилие, по его словам, применялось для того, чтобы добиться полной лояльности к основателю монастыря.
Отдельно в фильме затрагивается личность Всеволода Могучева. Ксения Собчак напоминает, что бывший участник запрещенных организацией в свое время вступил в прокремлевское движение «Наши», которое курировал Владислав Сурков. С именем бывшего помощника президента Собчак связывает и самого Сергия, для которого, по ее словам, тексты пишет Всеволод Могучев.
«Владислав Юрьевич – известный постмодернист, он любит такие литературные оммажи, – рассуждает Ксения Собчак. – И через бывшего «нашиста» Могучева он мог бы воплощать в жизнь одну из своих мистификаций».
Вскоре после выхода фильма на «ютубе» агентство «Новый день» заявило, что несколько видеофрагментов были взяты Ксенией Собчак у них, причем без разрешения. Речь идет о трех фрагментах общим хронометражем около двух минут. Редакция агентства заявила, что пока рассчитывает урегулировать вопрос в досудебном порядке.
Примечательно, что Ксению Собчак не в первый раз обвиняют в плагиате. В 2018 году блогер Лена Миро назвала экс-кандидата в президенты «базарной сорокой-воровкой» за то, что та опубликовала в инстаграме отрывок из эссе поэтессы Анжелики Хоффман, не указав, что это заимствование.