Пандемия благоустройству не помеха: в Ирбите продолжаются масштабные преобразования

В следующем году Ирбит готовится отметить 390-летие. Причем без генеральной репетиции, которой должна была стать Ирбитская ярмарка-2020. Из-за действующих в Свердловской области ограничений впервые за 18 лет она отменена. В последнее время мероприятие стало как важным экономическим и туристическим событием для всего региона, так и поводом для подведения предварительных итогов развития города. Но даже без ярмарки в этом году множество позитивных изменений в Ирбите очевидно и жителям, и гостям. Вместе с главой муниципалитета Николаем Юдиным корреспонденты «МК-Урал» отправились посмотреть на преображение городского пространства.

Пандемия благоустройству не помеха: в Ирбите продолжаются масштабные преобразования
26 августа Николай Юдин в Екатеринбурге обсудит с губернатором выполнение поставленных на 2020 год задач и планы на 2021 год. В первой половине сентября Евгений Куйвашев в рамках рабочей поездки посетит Ирбит и лично проверит ход работ.

Ирбитская ярмарка находится в числе таких узнаваемых брендов, как Ирбитский молочный завод и мотоцикл «Урал». История мероприятия насчитывает более 300 лет. В 2002 году ярмарка прошла впервые после более чем 70-летнего перерыва. За 18 лет она превратилась из события чисто экономической направленности в комплекс мероприятий, привлекающих в город туристов.

Рост туристической популярности Ирбита вывел на общероссийский уровень проблему неудовлетворительного состояния многочисленных памятников архитектуры и простых жилых домов, построенных в уникальном стиле. Ранее «МК-Урал» неоднократно рассказывал о планомерной работе по восстановлению исторического облика города, которую власти Ирбита по поручению губернатора Евгения Куйвашева и при финансовой поддержке из областного бюджета проводят на протяжении последних лет. Параллельно в Ирбите идет масштабное благоустройство общественных пространств. Именно Ирбитская ярмарка в 2019 году стала своеобразным отчетным мероприятием, давшим возможность продемонстрировать гостям города, включая губернатора и членов областного правительства, результаты проделанной работы.

Так планировалось и в 2020 году, но пандемия внесла свои коррективы, и ярмарку, увы, пришлось отменить. Но работы по восстановлению исторического облика, благоустройству общественных территорий и решению других значимых вопросов города никто не останавливал.

«Отмена Ирбитской ярмарки-2020 накладывает на нас двойную ответственность при проведении мероприятия в 2021 году, – говорит глава Ирбита Николай Юдин. – В следующем году наш город отмечает 390-летие, значит, провести ярмарку надо будет на самом высоком уровне. Вся начатая ранее работа будет продолжена, и уверен, что город достойно встретит юбилей».

Мы попросили Николая Юдина показать, как идет реализация самых значимых проектов, и глава города согласился.

Образцовые дороги

За последние годы нам неоднократно доводилось бывать в Ирбите. Первое изменение, бросающееся в глаза, – новые дороги. Одна из них, на улице Белинского, была открыта за несколько дней до нашего приезда. Нынешний ремонт для дороги, построенной 30 лет назад, – первый. Учитывая, что по данной магистрали двигается транзитный крупногабаритный транспорт, несложно представить, в каком состоянии было дорожное покрытие до ремонта.

Улица Белинского.

По словам Николая Юдина, в 2020 году на дороги выделено порядка 240 млн рублей. Из них более половины пойдет на ремонт магистрали на улице Александра Матросова. Как и на улице Белинского, здесь ходит транзитный транспорт.

«Проект рассчитан на два календарных года, – рассказывает Николай Юдин. – Работы ведет компания «БерезовскДорСтрой», которая дает наглядный пример того, как надо строить дороги».

Вид на ремонтируемую дорогу действительно впечатляет. На всей протяженности улицы провели выемку грунта и засыпку скальной породы. Помимо нового покрытия здесь обновят систему уличного освещения и тротуары и установят новые светофорные объекты.

Улица Александра Матросова.

Чтобы покрытие обновленных дорог как можно дольше оставалось ровным, администрация решает вопрос со строительством объездной дороги для транзитного транспорта. Планируется, что она пройдет через территорию бывшего мотоциклетного завода. Сейчас готовится проект планировки, решаются кадастровые вопросы и идут переговоры с собственниками земельных участков.

Обращает на себя внимание и изменившийся в лучшую сторону общественный транспорт. На улицах не видно ни одной старой «ГАЗели».

«Нам удалось навести в городе порядок и избавиться от нелегальных перевозчиков, – говорит глава города. – Сейчас внутригородские маршруты обслуживают муниципальное автобусное предприятие и один индивидуальный предприниматель. Для МУПа мы приобрели четыре новых автобуса, в течение трех лет полностью обновим парк».

Жилищный вопрос

Заезжаем в микрорайон Комсомольский, где по поручению губернатора возводятся два новых пятиэтажных дома на 90 и 50 квартир на улице Жукова, а также небольшая газовая котельная, которая обеспечит данные дома теплом.

В первую очередь сюда переедут граждане, чьи дома признаны ветхими и аварийными, затем жильем обеспечат и другие категории нуждающихся. Строительство ведется на средства областного бюджета.

Строительство новых пятиэтажных домов на улице Жукова.

С советских времен в микрорайоне простаивает фундамент многоквартирного дома. В настоящее время решается вопрос выставления его на продажу в качестве объекта незавершенного строительства под снос и возведение жилья.

На улице Жукова идет строительство тротуаров: раньше местные жители были вынуждены передвигаться по проезжей части. Заметна и работа в сфере обращения с бытовыми отходами: на улице новая контейнерная площадка. Аналогичные обустроены и в других частях города, всего их около 30. Это результат совместных действий администрации, управляющих компаний и ЕМУП «Спецавтобаза». Региональный оператор уже передал на безвозмездной основе 200 контейнеров, а до конца года планирует передать еще 100.

Новый тротуар на улице Жукова.

С заботой о будущих поколениях

Активно идет в Ирбите ремонт школ и детских садов.

«В прежние годы мы занимались тем, что пытались латать старые здания, и сделать что-то существенное за время каникул попросту не успевали, – рассказывает Николай Юдин. –Теперь с одобрения Минобразования Свердловской области мы приняли волевое решение закрыть на год детский сад № 19 для проведения капитального ремонта, а детей распределить по другим учреждениями. После капитального ремонта, который почти за 70 лет ни разу не проводился, мы получим совершенно новый детский сад».

Детский сад №19.

Аналогично планируется поступить с детским садом № 2, в котором занимаются дети со слабым зрением.

Впервые с момента строительства отремонтировали школу № 8, знаменитую в том числе благодаря Саду Гомера, разбитому на прилегающей территории в память о директоре школы Гомере Мирофорове. К началу нового учебного года здесь обновили фасад, а также отремонтировали помещения на первом этаже.

Прошел ремонт и в школе № 18. Существенную помощь оказали депутаты Заксобрания Виктор Шептий и Александр Коркин, выделившие из фондов средства на обновление окон в спортивном зале.

Школа №18.

Культура и спорт

Одно из реализованных поручений губернатора – реконструкция аллеи Мотозаводцев. Аллея открылась в прошлом году, но готовый вид приобрела после озеленения.

Аллея Мотозаводцев.

Аллея упирается в Дворец культуры имени В.К. Костевича, где в прошлом году выполнили капитальный ремонт фасада, в том числе уникальной мозаики. В ходе капремонта смонтировали подсветку, благодаря которой ДК и аллея в вечернее время выглядят живописно. Сейчас идут внутренние ремонтные работы.

«Примерно на год нам придется приостановить работу Дворца культуры, – говорит глава города. – Проект масштабный, и совместить ремонт с культурной и образовательной деятельностью попросту невозможно. Зато в ДК появится новейшее сценическое оборудование стоимостью порядка 75 млн рублей, значит, работа учреждения выйдет на совершенно иной уровень».

Дворец культуры имени В.К. Костевича.

Уже закрыт на ремонт центр детского творчества «Кристалл». Сейчас здесь идет замена знаменитых витражей и ремонт крыльца. Эти работы планируется завершить в этом году.

Знаковым событием для города должна стать и реконструкция старейшего на Урале театра. К концу месяца должен быть полностью готов проект, тогда же будет понятна стоимость работ.

«Планируем заявляться на следующий год на получение средств через оценку расходных полномочий, – отмечает глава города. – Два сезона придется пропустить, но полное обновление театра того стоит».

ЦДТ «Кристалл» в процессе ремонта.

Один из крупнейших проектов последних лет – реконструкция стадиона «Юность». В прошлом году открыли футбольное поле с трибунами и спортивными площадками, сейчас идет ремонт спорткомплекса. Пока работы ведутся по устройству отмостки, замене дверей и созданию вентилируемых фасадов. Кроме того, завершается подготовка к благоустройству окружающей территории.

Стадион «Юность».

«К концу года мы увидим фактически новый спорткомплекс, – обещает Николай Юдин. – Один только паркет будет стоить порядка четырех миллионов рублей».

Завершающим звеном спортивного ядра должна стать новая ледовая арена. Ее планируется построить на месте старого открытого корта. Стоимость работ – порядка 200 млн рублей, для получения денег из областного бюджета подготовлены необходимые документы.

Гордость Ирбита – ДЮСШ, в которой начинали свой путь мастера спорта и члены сборной по спортивной гимнастике. Школа располагается в здании бывшего кинотеатра «Победа». Сейчас здесь идет ремонт фасада, фойе, кровли и спортивного зала.

Восстановление исторического облика

В районе улиц 50 лет Октября, Пролетарской и Азева активно ведутся работы по капитальному ремонту многоквартирных домов.

«Поскольку большое количество домов в Ирбите перешло на спецсчета, в общем котле у нас пусто. Для проведения капремонта пришлось просить помощи у губернатора. В результате нам выделили 28 млн рублей, и мы заключили контракт по 11 домам. Работы должны быть завершены до ноября этого года».

Капитальный ремонт многоквартирных домов.

На улице Пролетарской администрация на средства местного бюджета ремонтирует тротуары. Для сохранения исторического облика мэрия закупила ограждения и ворота для придомовых территорий, которые будут устанавливаться за счет управляющих компаний.

Состояние зданий в северной, исторической, части Ирбита давно вызывало беспокойство местных жителей и гостей города. На протяжении последних трех лет проведен большой объем работ по восстановлению объектов культурного наследия.

Если здания не являются памятниками, а их восстановление затратно или вовсе невозможно, их сносят, а на их месте планируется строить объект в том же стиле.

«Подрядчик подготовил проект жилого дома в историческом стиле по улице Володарского, – рассказывает глава города. – Он станет своеобразным типовым проектом, который будет использоваться и при строительстве на других улицах».

Еще в прошлом году завершились работы на бульваре Победы. На средства областного бюджета здесь появились десять бронзовых бюстов героев Советского Союза и одного полного кавалера Ордена Славы. Одним из любимых объектов горожан стал фонтан, установленный при финансовой поддержке Ирбитского молочного завода. Впереди третья очередь работ, в том числе установка детской площадки и малых архитектурных форм.

Фонтан на бульваре Победы.

Завершается второй этап работ в историческом центре Ирбита – на площади Ленина. Напротив площади Ленина располагается Сиреневый сквер – одно из любимых мест отдыха горожан. Сейчас здесь идут масштабные работы, после которых территория значительно преобразится. На благоустройство сквера в рамках программы «Комфортная городская среда» из областного бюджета было выделено 46 млн рублей. Центральным элементом композиции должен стать бронзовый памятник Мамину-Сибиряку. Скульптура уже отлита в Нижнем Тагиле и ждет установки.

Завершается второй этап работ на площади Ленина.
Благоустройство Сиреневого сквера проводится в рамках программы «Комфортная городская среда».

Одно из самых популярных среди туристов мест в Ирбите – Мотодом. Он располагается в объекте культурного наследия, особняке купца Стахеева. Сейчас здесь полным ходом идет ремонт фасада. Старую кирпичную стену придомовой территории планируется демонтировать, на ее месте установят чугунную ограду с воротами.

«Безусловно, хотелось бы, чтобы не только внешний облик Мотодома менялся в лучшую сторону, но и на работу самого учреждения обратили внимание, – отмечает экскурсовод Роман Измоденов. – Надежды на лучшее есть, поскольку с приходом Николая Вениаминовича Юдина город значительно преобразился и ведется большая работа по сохранению культурного наследия, а оно у Ирбита огромное. По словам краеведов, город благодаря особому лучевому расположению улиц мог бы стать своеобразным уголком Санкт-Петербурга на Урале».

Мотодом.

Работа, оставшаяся за кадром

То, что происходит на улицах Ирбита, – лишь видимая часть изменений. Многие масштабные проекты пока не реализованы, но для их воплощения в жизнь проделан огромный объем работы.

В 2017 году президент России Владимир Путин поручил решить вопрос со строительством новых очистных сооружений. К настоящему времени подготовлен проект, прошедший экспертизу, а на днях в Министерство энергетики и ЖКХ Свердловской области направили заявку на участие в государственной программе. Строительство должно занять два года, а стоимость проекта – более 800 млн рублей.

Для реализации еще одного ключевого для городского ЖКХ объекта, второй нитки водовода, администрация Ирбита планирует подать заявку на получение средств для проведения проектных работ. Около девяти километров водовода пройдут по территории Ирбитского муниципального образования, поэтому многие вопросы приходится согласовывать с его жителями.

Особо важный проект, без которого невозможно сохранить уникальную архитектуру Ирбита, – строительство ливневых канализаций в северной части города.

«Мы подготовили необходимую документацию и объявили аукцион на разработку проекта, – рассказывает Николай Юдин. – Контракт рассчитан на два года, поскольку речь идет не только о строительстве ливневок, но и о создании локальных очистных сооружений. Для разработки проекта необходимо провести множество исследований, в том числе геологических».

Во время каждого визита в Ирбит на протяжении последних двух лет нас не покидало ощущение, что мы находимся на большой стройплощадке: повсюду идут какие-то работы. Если они заканчиваются в одном месте, то непременно начинаются в другом. Тем не менее, преобразившиеся общественные пространства, новые дороги и восстановленные особняки уже формируются в единую картину, которая, уверены, окончательно сложится с реализацией всех задуманных планов администрации.