Что не знает Путин: какую схему «эффективного» освоения федеральных средств придумали свердловские чиновники

Государственные СМИ, рассказывая о протестных акциях и выставляя их организаторов в качестве агентов иностранного влияния, совершенно не пытаются исследовать причины, по которым возникают протестные настроения. А причины эти очень просты и кроются в системе управления на разных уровнях власти. И один из примеров реализации федеральной программы показывает, как благое начинание, инициированное самим президентом Владимиром Путиным, превращается в формализм из-за действий власть имущих.

Что не знает Путин: какую схему «эффективного» освоения федеральных средств придумали свердловские чиновники
После провала прежней программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилья Министерство строительства и инфраструктуры Свердловской области решило минимизировать возведение новых домов. Фото: nip1.ru

Итак, начнем по порядку. Свердловская область одной из последних в стране выполнила программу переселения из аварийного жилья в 2013-2017 гг. Программу завершили с опозданием на год, лишь в 2018 году было завершено строительство домов. Федеральное правительство не могло не обратить на это внимание, и чиновников, прежде всего из свердловского Министерства строительства, мягко говоря, пожурили. И они, судя по всему, сделали выводы, решив больше не строить новые дома при реализации программы переселения из аварийного жилья 2019-2025 годов для собственников. Согласитесь, довольно странно, что такое решение принимает ведомство, в названии которого присутствует слово «строительство».

Возникает логичный вопрос, как же тогда реализуется программа? Собственники трущоб в Свердловской области получают только деньги в сумме рыночной стоимости жилья, непригодного для проживания. То есть чиновники занимаются чисто бумажной работой: заказом оценки рыночной стоимости квартиры и перечислением денег. На этом проблема, видимо, рассуждают чиновники, решена. Какая при этом может быть рыночная стоимость жилья, непригодного для проживания, по сути, гроши, власть имущих, похоже, не волнует. При этом игнорируется тот факт, что у людей по закону есть выбор: получить деньги в размере рыночной стоимости или другое равнозначное по площади новое жилье.

Как можно расценивать такую работу? Тем гражданам, которые проживают в разваливающихся домах и которых с недавних пор лишили надежд на предоставление квартиры в новостройке, может показаться, что Минстрой к ним относится наплевательски. При этом страдают не только собственники аварийного жилья, но и муниципалитет в целом. Ведь, отказываясь от возведения жилых домов, власти отказываются от обновления внешнего вида городов, от развития инфраструктуры, от создания новых рабочих мест, от роста оборота как строительных организаций, так и производителей стройматериалов, а значит, и от дополнительных налогов. Стоит ли в таких условиях удивляться, что люди, которые не видят ни комфортной городской среды, ни выполнения государством социальных функций, ни возможностей для развития своих городов, выходят на улицу?

При этом не стоит забывать, что основная часть средств на переселение граждан из аварийного жилья выделяется из федерального бюджета, то есть областные власти должны быть сами заинтересованы в том, чтобы использовать эти деньги для развития малых городов, где, как правило, дома не строились с советских времен. Но почему-то все идет по-другому.

Чем можно объяснить нежелание свердловского Минстроя оправдывать надежды граждан, проживающих в аварийном жилье, и инвестировать средства в развитие муниципалитетов? Наиболее вероятным объяснением является стремление ведомства как можно быстрее отчитаться перед Федерацией об освоении средств. Как уже говорилось, прежняя программа переселения для правительства Свердловской области оказалась провальной. К сожалению, несмотря на все обещания президента и губернатора оценивать деятельность чиновников по реальному изменению качества жизни людей, а не по проценту освоенных средств, эта идея по-прежнему лишь витает в воздухе. Показатель освоения средств, судя по всему, по-прежнему остается для госслужащих основополагающим.

Впрочем, нельзя не учитывать и тот факт, что в Минстрое области огромное число чиновников, в том числе и на руководящих постах, не имеют профильного образования. Остается только догадываться, какое представление о строительной сфере у этих людей. Ведь если работникам министерства строительства не интересна стройка, если они не знают и не понимают, как организовывается строительный процесс, и если у них в принципе нет организационных способностей, а любое дело, как известно, самое главное организовать, то и не способно Министерство строительства Свердловской области организовать строительство жилья в муниципалитетах.

Застройщики готовы возводить новые дома в свердловских муниципалитетах для переселения из ветхого и аварийного жилья, но власти их инициативы не поддерживают.

О нежелании строить свидетельствует тот факт, что летом нынешнего года было принято постановление областного правительства, которое, по нашему мнению, прямо противоречит федеральному закону «О Фонде содействия реформированию ЖКХ». Данное противоречие в том, что по закону с собственником может быть заключен договор мены аварийной квартиры на новую, а по областному постановлению нет. То есть постановление областного правительства ущемляет права граждан, предусмотренные федеральным законом, что прямо противоречит основам российской правовой системы. Более того, из федерального закона следует, что право выбора способа реализации своих прав остается за гражданами. А руководители федеральных ведомств и вовсе публично говорят о приоритетности переселения граждан в новостройки.

В своем стремлении достичь показателей чиновники областного Минстроя, судя по всему, не подумали о репутации губернатора Евгения Куйвашева. Глава региона на итоговой пресс-конференции 2020 года не смог ответить на вопрос, почему Свердловская область идет «своим путем». Интересно, рассказывали ли губернатору его чиновники, что в соседней Челябинской области переселение аварийного жилья идет исключительно в новые дома? И как на фоне соседей смотрится Свердловская область, в которой восемь миллиардов рублей запланировано на выплаты, а в Челябинской области на эти цели предусмотрено 0,00 рублей?

Изначально, с 2008 года, программа переселения из аварийного жилья реализовывалась так, что вместо трущоб в муниципалитетах появлялись новостройки, малые города получили дополнительную возможность для своего развития. И это давало мощный политический эффект, поскольку обладателей ключей от новых квартир по сути не надо дополнительно агитировать перед выборами. Да и остальные жители, видя преобразование города, скорее пойдут голосовать за действующую власть муниципалитета, области, страны. А вот граждане, получившие копеечные выплаты вместо квартир, скорее всего, пойдут на митинги в поддержку тех, кого государственные СМИ называют предателями.

Павел Грибков, председатель местного отделения партии «Справедливая Россия» в городе Камышлов Свердловской области

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру