Большая часть жилфонда Кушвинского ГО (по разным оценкам, 70-80%) контролируется несколькими компаниями, связанными с именем местного бизнесмена Бориса Жевлакова. В значительной части именно дома, находившиеся под управлением этой «коммунальной империи», оказались брошенными.
Некоторые жители смирились с тем, что стали «невыгодными» для коммунальных баронов и пытаются обслуживать дома самостоятельно. Иного пути нет: брошенный 12-квартирный дом не сможет создать свои УК или ТСН, по закону у него остается только вариант самоуправления.
Но есть объекты, где самоуправление для жильцов – слишком тяжелое и рискованное (в случае аварий) занятие. Эти граждане длительное время просят решить их проблемы, защитить их детей от крупных ЧП. Однако УК брать дома назад не желают. Жители просят хотя бы поставить МКД на аварийное обслуживание, но и здесь приходится очень долго ждать.
Коммунальная империя
С именем коммунального управленца Бориса Жевлакова в Кушвинском ГО связаны несколько компаний. Например, ООО УК «Городская объединенная компания» на ул. Горняков, 20а, директор которого – Станислав Шилков, а учредитель, согласно данным rusprofile.ru, Наталья Жевлакова.
По тому же адресу зарегистрированы: ООО УК «Город» с директором Сергеем Чичикало и учредителем Натальей Пыриной; ООО «Городская объединенная компания» с директором Ольгой Егоровой и учредителем Натальей Жевлаковой; ООО «Деловой центр» с соучредителем и директором Натальей Жевлаковой. Также на этом адресе зарегистрировано ООО «Городская компания», директором которой на rusprofile.ru указан Виктор Смирнов, а учредителем – сам Борис Жевлаков.
Часто платежеспособные дома управляются ООО «Городская объединенная компания», а не самыми благополучными объектами занимаются ООО УК «Город» и ООО УК «Городская объединенная компания». Иногда входящие в указанную группу управляющие компании работают с домами не напрямую, а по договорам с так называемыми ленивыми ТСЖ, отдающими часть своей работы «управляшкам».
«Зима придет, и что будет?»
Тревожная ситуация сложилась в двухэтажном «сталинском» доме на Рабочей, 63, от которого отказалось ООО УК «Город». На самоуправлении жильцы существовать не могут, и пока им даже не удалось добиться постановки на аварийное обслуживание.
«Собрали все подписи, отправили документы на аварийное обслуживание. Этой зимой случилась авария: в подъезде потекла батарея. Нам сказали, что мы на самообслуживании. Как мы можем себя обслуживать, если в доме три пенсионера! Я даже не подписывала никаких бумаг! – рассказала «МК-Урал» жительница Галина Николаевна. – Вода заливает, все в пару, всем звоним, никто не едет. Ладно, хоть сосед помоложе, спустился, перекрыл отопление».
По ее словам, серьезных ремонтов в доме она не помнит за восемь лет, с тех пор как ее семья приобрела здесь квартиру.
«Управляющая компания ушла в одностороннем порядке, сказали, что у нас долгов много в доме. Наверно, кто-то не платит, а вот мы платим», – говорит Галина Николаевна.
Значительная часть домов на Уральской, Рабочей, Прокофьева – те, которые остались без управляющей компании. Некоторые из них стоят на аварийном обслуживании, где-то жители нашли силы наладить самоуправление, как на Рабочей, 66. Но по адресу Рабочая, 63 нет даже аварийного обслуживания.
«К ним хотя бы в случае аварии приезжают, а к нам нет, – делится тревогой Галина Николаевна. – Была авария, мужики забили чопик, тряпочкой завесили, так все и стоит. Зима придет, что будет?»
Еще одна жительница дома Раиса говорит, что ходила к директору ООО УК «Город» Сергею Чичикало и к руководителю ООО «Городская компания» Виктору Смирнову, умоляя хотя бы поставить дом на аварийное обслуживание. Проблему не решили: сначала под предлогом COVID-19, потом заявили, что экономист должен все посчитать, обещали назвать сумму.
«Говорят, что нас невыгодно брать. А что нас на улицу выкинули, так в России можно? – возмущается Раиса. – Это же не частный дом. При этом соседний дом почему-то стоит на обслуживании УК «Город». Говорят, что там чей-то родственник живет. Что нам делать? Губернатору писать, президенту? Зимой прорвет трубы, а тут дети маленькие! Надо решать проблему. Я уже замучилась бегать на Горняков, 20а, к Смирнову, Чичикало».
Отсудиться от жителей
Яркий пример жизни в ничейном объекте недвижимости привела газета «Кушвинский рабочий», описавшая ситуацию с 12-квартирным домом по адресу Титова, 1б в поселке ЭМЗ.
В сентябре 2019 года здесь провели собрание о повышении платы за жилье с целью модернизации проводки. Владельцы недвижимости, привыкшие использовать газовые баллоны, экономя электричество, от работ за свой счет отказались. После этого они получили от УК уведомление о расторжении договора в одностороннем порядке. Дом стал ничьим.
Жильцы сообщали о проблеме в разные инстанции. Суть обращений: на самоуправлении не прожить, ТСН создавать накладно (12 квартир не смогут содержать дворника, слесаря, бухгалтера) и некому, поэтому дому нужна управляющая компания.
Власть откликнулась, прошел конкурс по выбору управляющей компании, однако дом никто не взял. В разговоре с «КР» местная жительница Галина Смирнова заявила, что не понимает причины отказа от их дома. Она считает, что дом платежеспособный, да и технических проблем после капремонта 2003 года не так много.
Поскольку иных путей решения проблемы не было, Администрация КГО издала постановление, которым передала дом на Титова, 1б в управление ООО УК «Городская объединенная компания». «Коммунальная империя» с этим не согласилась.
22 марта 2021 года Кушвинский городской суд отказал в удовлетворении иска ООО УК «Городская объединенная компания» к Администрации Кушвинского ГО, в котором компания оспаривала решение о передаче ей указанного дома. Правда, в мае апелляционная инстанция это решение отменила, предстоит новый суд первой инстанции.
Также 14 апреля ООО «Городская компания» подало в Арбитражный суд Свердловской области иск к КУМИ Кушвинского ГО о признании незаконным отказа исключить компанию из перечня организаций для управления многоквартирным домом.
Почему УК не хотят управлять?
Как мы видим, управляющие жилфондом структуры проявляют немалую активность, чтобы не обслуживать некоторые дома. Вообще ситуация с отказом УК от управления странная, особенно в контексте недавних бурных дележей жилфонда в регионе, когда конкуренты боролись за каждый дом.
Как раз подобная ситуация активной борьбы за жилфонд была в нулевых годах, когда значительная часть домов на Уральской, Рабочей, Прокофьева перешла под управление ООО «Профессионал», возглавляемого Владимиром Коротаевым и связанного с бизнесами Бориса Жевлакова. Тогда обслуживание жилфонда было выгодным, так как была возможность осваивать деньги на проведение капремонтов. Позже эта компания накопила миллионные долги перед поставщиками ресурсов и обанкротилась, а дома перешли под управление ныне действующих компаний, опять же связанных с Борисом Жевлаковым.
Есть технически неплохой дом. Есть жители, готовые платить. В чем проблема? Может, эти управленцы и так хорошо живут и им не нужны дополнительные деньги? Или это просто признак общей управленческой слабости?
Или 12-квартирные дома не так выгодны для УК, поскольку жильцы там активнее взаимодействуют друг с другом, чем в крупных МКД, и чаще спрашивают с управляющих о том, куда идут их деньги?
Всякое может быть, но периодически у имеющих отношение к Борису Жевлакову компаний бывают суды в связи с нарушением сроков платы за потребленные коммунальные ресурсы.
Например, в ноябре 2020 года Арбитражный суд Свердловской области постановил взыскать с ООО УК «Город» в пользу АО «ЭнергосбыТ Плюс» 351 тысячу рублей. Были и другие суды с этой компанией на меньшие суммы.
16 марта 2021 года свердловский Арбитраж вынес решение о взыскании с ООО «Городская компания» 1 млн 15 тыс. рублей в пользу АО «ЭнергосбыТ Плюс», а 21 марта частично удовлетворил иски АО «ЭнергосбыТ Плюс» к ООО УК «Городская объединенная компания» на 1 млн 173 тыс. руб.
Игры с газом
На некоторые дома, например, на неопределившиеся с системой управления, устанавливается муниципальный тариф на жилищно-коммунальные услуги.
Управляющие компании, чтобы не тратить время на собрания и установку тарифов каждый год, решают, что тариф принят в соответствии с муниципальным и меняется в зависимости от постановлений администрации. Потому, когда собирается тарифная комиссия, УК пытаются включить в муниципальный тариф свои пожелания.
Недавно в Администрации КГО прошло заседание комиссии, на котором представители указанной группы УК хотели решить вопрос об увеличении тарифа на содержание дымоходов с 250 до 300 рублей. ГУП СО «Газовые сети» выполняло такую работу недорого, но группа УК передала этот функционал ирбитскому ООО «Энергогаз» и потом захотела увеличить расценки.
Члены комиссии не увидели достаточных расчетов и обоснований этой меры. Администрация ГО отказалась согласовывать такой тариф, на ее сторону встала и прокуратура.
С переходом группы УК от ГУП СО «Газовые сети» к ООО «Энергогаз» связаны и другие проблемы. Говорилось, например, что было собрание жильцов, на котором решили уйти от ГУП. При этом некоторые жильцы обращались в администрацию Кушвинского ГО, говоря, что не голосовали, не участвовали в собрании.
Отчасти присутствие ГУП СО «Газовые сети» в домах все-таки требуется, в связи с лицензированием определенных видов деятельности. Вокруг этого возник конфликт. Например, ГУП вешает на подъездах объявления о проверке сетей, а УК расклеивает предупреждения о том, что не следует пускать госпредприятие в подъезды, так как договор с ним расторгнут. Порой доходит даже до отключений дома от газа из-за недопуска специалистов ГУП к оборудованию, как это было на Майданова, 5.
При этом жильцы заключали индивидуальные договоры с ГУП СО «Газовые сети». По квитанциям люди платят поставщику, в том числе за газ и техобслуживание оборудования, при этом платежи «Энергогазу» уже включены в тариф на содержание жилья. Не удивительно, что граждане могут запутаться в вопросе о том, кому же следует платить.
Где же социальная ответственность?
Летом на территории жилфонда, который обслуживают связанные с Жевлаковым УК, стала возникать некая активность. То про скамейки с жильцами поговорят, то тополь спилят. Звучат даже лозунги на тему заботы о гражданах. Но все это на фоне страданий жителей брошенных домов выглядит поверхностным популизмом.
Порой УК даже совершают движения в сторону приема на обслуживание некоторых объектов, от которых отказались. Механизм этих решений УК для жителей брошенных домов остается непонятным. Представляется унизительной ситуация, когда граждане вынуждены бегать по всем инстанциям и умолять не оставлять их и детей без защиты от возможных коммунальных коллапсов.
Понятно, что управление домами – бизнес. Но все-таки это работа с людьми, а не с железными болванками и не игра на бирже. Наверно, подобный бизнес, особенно в ситуации, когда группа компаний доминирует на рынке управления жилфондом в городском округе, должен быть социальным. Однако в случае с местной «коммунальной империей» многие жители Кушвы ни заботы о людях, ни внимания не видят.