Эксперты в Екатеринбурге предложили реформу школы

В партии «Новые люди» считают, что образовательное учреждение «должно воспитывать свободных людей»

В школах нужно вводить модульное образование, учителям необходимо дать больше свободы, нужно избавить их от излишней писанины и не перегружать работай на несколько ставок. Об этом говорили в Екатеринбурге на встрече с руководителем комитета по образованию партии «Новые люди» Артемом Соловейчиком. Он призывает к изменениям, которые позволят воспитывать личности и давать детям больше знаний. 

В партии «Новые люди» считают, что образовательное учреждение «должно воспитывать свободных людей»
По мнению руководителя и главного редактора Издательского дома «1 сентября», ведущего эксперта в сфере российского образования и воспитания Артема Соловейчика, свободы в школе стало значительно меньше, так как учитель не может иметь свою авторскую позицию. Он учит по тем учебникам, которые регламентированы сверху, по тем правилам, которые спущены сверху/фото предоставлено партией "Новые люди"

Необходима авторская позиция

Руководитель и главный редактор Издательского дома «1 сентября», ведущий эксперт в сфере российского образования и воспитания Артем Соловейчик прибыл в Екатеринбург. Столица Урала попала в его маршрут из Москвы до Владивостока. Эксперт решил повторить свое путешествие 1999 года, когда он отправился по всей стране, чтобы своими глазами увидеть проблемы российского образования, работу школ, в каких условиях трудятся учителя. Это было как раз после кризиса 1998 года.

– Учителя мне рассказывали, что перед ними был выбор: либо бросать своих учеников, чтобы идти заработать, либо без денег оставаться с детьми. Большинство остались. Я бывал в неотапливаемых школах Сибири, видел, как дети за день ели в школьной столовой всего одно блюдо из капусты, – начал встречу в Екатеринбурге со школьниками, учителями и экспертами Артем Соловейчик. – Сейчас ситуация изменилась. У нас 20 лет стабильности, в школы пришли деньги. Учебные заведения стали красивыми, чистыми, почти во всех есть туалеты.

Эксперты считают, что у учителей должен быть достойных доход. Стандартная ставка преподавателей должна равняться 75 тысячам рублей в месяц/фото представлено партией "Новые люди"

Но при этом существуют проблемы. В 1996 году, по его данным, в России было 1,8 миллиона преподавателей, сейчас осталось 1,1 миллиона. В 1996 году было 68 тысяч школ, сейчас – 41 тысяча школ. В одной Москве их сократили с 1600 до 400.

– Школы объединяют. В Москве в одной школе может учиться 15 тысяч детей. Директор не знает не только своих школьников, но даже учителей, – добавил Артем Соловейчик. Он считает, что это большая проблема современного российского образования.

Еще одно больное место: у большинства педагогов нет авторской позиции, она теряется под прессом регламентов, которые им «скинули» сверху и которые необходимо выполнять. По мнению Артема Соловейчика, свободы в школе стало значительно меньше, так как учитель не может иметь свою авторскую позицию. Он учит по тем учебникам, которые регламентированы сверху, по тем правилам, которые спущены сверху. 

Ставка учителя – 75 тысяч рублей

Преподаватель Уральского технологического колледжа Андрей Ларионов выделил и другую проблему. В пандемию образовательный процесс перенесли на дистанционное обучение, но выяснилось, что не все учителя знают компьютер, могут им пользоваться. При этом дети сидят в смартфонах. Поэтому необходимо через гаджеты также проводить образовательный процесс.

Преподаватель Ирина Виноградова также считает, что школьное образование необходимо менять. Она уже несколько лет готовит выпускников к сдаче единого государственного экзамена. По ее мнению, ЕГЭ строится на образовательно-государственных стандартах, на учебниках, которые не успевают переписывать, менять. Из-за этого и школьники не получают необходимые знания для ЕГЭ.
Например, в прошлом году были одобрены поправки в Конституцию РФ. Но учебники в связи с этими изменениями еще не успели переделать, хотя на ЕГЭ требуют уже новые знания. 

Эксперты считают, что у учителей должен быть достойных доход. Стандартная ставка преподавателей должна равняться 75 тысячам рублей в месяц.

– В 2012 году президент России Владимир Путин в майских указах поручил, чтобы у учителей средняя зарплата равнялась средней зарплате в регионе. Но никто не указал, что она должна состоять из одной ставки, – говорит Артем Соловейчик. – Чтобы получить среднюю зарплату по региону, учителя должны стоять у доски 18 часов в неделю, а с проверкой тетрадей, самообразованием должны работать 36 часов неделю. 

Преподаватель Ирина Виноградова также считает, что школьное образование необходимо менять. Она уже несколько лет готовит выпускников к сдаче единого государственного экзамена. По ее мнению, ЕГЭ строится на образовательно-государственных стандартах, на учебниках, которые не успевают переписывать, менять/фото предоставлено партией "Новые люди"

По информации Артема Соловейчика, на данный момент в России 5% учителей работают на одну ставку, 65% – на полторы ставки и 30% – на две ставки. А в Финляндии, например, учителя работают не более 12 часов. По мнению властей этой страны, это позволяет им лучше передавать знания ученикам.

Административная нагрузка плохо влияет на учебный процесс

Также эксперты считают, что необходимо снизить нагрузку на учителей и дать им академическую свободу. По словам Артема Соловейчика, недавно министр просвещения РФ Сергей Кравцов объявил, что учителя должны заполнять всего четыре документа. Но сейчас их значительно больше. Это происходит, так как создана вертикаль, когда каждому нужно отчитаться, и чем больше ты представишь документов, тем выше у тебя показатель работы. 

– Из-за этих документов учителя выгорают. Административная нагрузка плохо влияет на процесс образования, – говорит Артем Соловейчик.

Он отмечает, что выпускники педагогических вузов не идут в школы из-за большой нагрузки и маленькой зарплаты. По статистике, только 20% выпускников готовы там работать. Этот путь выбирают только «миссионеры», подчеркивает Артем Соловейчик. Еще одна большая проблема: в России сейчас не хватает двух миллионов учебных мест. Поэтому дополнительная нагрузка также ложится на учителей.

По информации Артема Соловейчика, на данный момент в России 5% учителей работают на одну ставку, 65% – на полторы ставки и 30% – на две ставки. А в Финляндии, например, учителя работают не более 12 часов. По мнению властей этой страны, это позволяет им лучше передавать знания ученикам/фото представлено партией "Новые люди"

Для повышения качества образования предлагается внедрить в учебный процесс дополнительные модули. Например, предпринимательскую деятельность, финансовую грамотность и так далее. Заместитель директора по проектно-инновационной деятельности гимназии № 210 Екатеринбурга Мария Калюжная поддержала данное предложение. По ее словам, вводить новые предметы необходимо осторожно. Например, чтобы добавить «астрономию» нужно убрать уроки других предметов. 

Ирина Виноградова предлагает вводить модульное образование, когда можно изучить разные сегменты. Она преподает, в том числе, обществознание. В него входят многие сферы: право, политология, социология и так далее.

Андрей Ларионов предлагает вернуть в образовательный процесс досуговые мероприятия. Но, чтобы это сделать, необходимо упростить регламентирующие требования. Сейчас, чтобы вывести детей в поход, необходимо заполнить много бумаг. Не каждый учитель это готов делать.   

Эксперты также предлагают передать ЕГЭ независимой компании, а в школах не только рассказывать о профессиях на уроках, а давать реальную профориентацию. Отдельно стоит вопрос и о качестве питания для школьников. Его необходимо повышать. Предлагается изменить порядок заключения контрактов на питание, устранить такую практику, что победителем становится тот, кто предложит самую низкую стоимость.

– Необходимо, чтобы у нас было государство свободных людей. Но сейчас выращивают фабричных граждан, которые не задают вопросов. Школа должна быть аполитична, там не должно быть религии. Она не должна навязывать какие-либо взгляды. Школа должна быть местом для свободных людей. Учителя при этом, как говорится в послании святого апостола Павла, должны не только учить, но и сотворить, – подытожил Артем Соловейчик.

Также эксперты считают, что необходимо снизить нагрузку на учителей и дать им академическую свободу/фото представлено партией "Новые люди"

Ранее партия «Яблоко» предлагала увеличить расходы на образование с 4% до 6% ВВП. Депутаты от ЛДПР – отменить ЕГЭ. В партии «Зеленая альтернатива» отмечают, что система образования должна быть настроена на экологию. «Коммунисты России» выступают за бесплатное образование на основе опыта советской школы. «Единая Россия» предложила сделать программу капремонта школ комплексной, чтобы не только ремонтировались здания, но и их внутреннее оснащение и устанавливалось современное учебное оборудование. КПРФ – разработать стратегию развития образования в России.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру