– Ильхам Сабзалиевич, в Свердловской области уже в седьмой раз проходит ежегодный Антикоррупционный форум. Кто в нем принимает участие, какая у него цель и каких результатов ждут власти от его проведения?
Антикоррупционный форум – это масштабное событие, в котором принимают участие представители органов публичной власти, руководители государственных и муниципальных организаций, члены Общественной палаты Свердловской области, предприниматели. Традиционно мероприятия форума длятся больше месяца и завершаются 9 декабря, в Международный День борьбы с коррупцией. Сегодня я встретился с губернатором Евгением Владимировичем Куйвашевым, представил ему официальный доклад об итогах работы, рассказал об установках федерального центра, о прохождении форума.
Год от года количество мероприятий Антикоррупционного форума и численность участников, вовлеченных в его работу, продолжает расти. Например, если в прошлом году состоялось 1400 мероприятий, то в этом году уже более 2000.
Главная цель форума – правовое и антикоррупционное просвещение граждан. По сути, форум – это еще одна возможность привлечь внимание к актуальности и проблемам коррупции. В рамках форума в разных форматах проводятся различные методические семинары, круглые столы по актуальным вопросам противодействия коррупции.
– В рамках форума прошли семинары по созданию и ведению аккаунтов в социальных сетях. Есть ли у Департамента свои странички в соцсетях?
Одним из основных принципов противодействия коррупции является публичность и открытость деятельности государственных и муниципальных органов. Сегодня антикоррупционную просветительскую работу в целях противостояния коррупционным проявлениям необходимо проводить всеми доступными формами, в том числе с помощью информационных систем.
В настоящее время Департаментом созданы и функционируют аккаунты в соцсетях «Instagram» и «ВКонтакте». Странички Департамента наполняются материалами антикоррупционной тематики, из которых подписчики узнают о важных для жителей региона событиях и новостях в сфере противодействия коррупции.
– В рамках форума также прошли семинары по предупреждению коррупции в государственных и муниципальных организациях и круглый стол по антикоррупционной политике в организациях. Каково состояние работы в государственных и муниципальных организациях, будет ли Департамент проводить проверки и в таких организациях?
– Государственные и муниципальные организации сами по себе не являются субъектами контроля Департамента, тем не менее, мы изучаем организацию их работы в сфере противодействия коррупции при проверках их учредителей.
Департамент отмечает пока еще низкое качество работы по профилактике коррупции во многих организациях региона, включая коммерческие организации с государственным участием. В целях предупреждения коррупции в организациях мы разработали рекомендации.
Имеет важное значение и личный пример руководителей, в проведении и укоренении антикоррупционных стандартов. Руководители как органов публичной власти, так и организаций должны взять на себя задачу быть образцом для подражания, личным примером показывать необходимость соблюдения стандартов поведения и следования моральному долгу. В 2020 году благодаря методической работе, удалось снизить количество нарушений, допущенных руководителями государственных (84%) и муниципальных (30%) организаций.
– Становится ли в регионе меньше коррупционных нарушений?
– С 2019 года Департаментом проведено почти 450 проверок соблюдения должностными лицами законодательства о противодействии коррупции, выявлено множество нарушений. Значительная часть нарушений связана с представлением неполных сведений о счетах и имуществе, находящемся в пользовании служащего, это также ситуации конфликта интересов при выплате заработной платы или выделении земельных участков, осуществление предпринимательской деятельности. К этим проверкам можно добавить десятки иных контрольно-проверочных мероприятий в органах власти, в ходе которых зачастую выявляются признаки коррупционных проявлений.
Профилактика коррупционных правонарушений способствует уменьшению количества допускаемых служащими нарушений при представлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Среди госслужащих этот показатель по сравнению с прошлым годом снизился на 12,5%, а среди муниципальных служащих – на 16%.
Количество ошибок при заполнении справок о доходах, допущенных руководителями и заместителями руководителей региональных государственных органов, сократилось в 2 раза, главами муниципальных образований – в 3 раза, а депутатами местных Дум – в 4 раза.
– В СМИ пишут об изъятии имущества у нечистых на руку госслужащих, встречаются ли подобные нарушения в Свердловской области?
– В Свердловской области в этом году было выявлено два случая, когда должностные лица не смогли подтвердить свои расходы на приобретение дорогостоящего имущества. В одном случае это были апартаменты стоимостью 5 млн. рублей, в другом – квартира стоимостью 12 млн. рублей. Материалы направлены в органы прокуратуры для обращения в суд с заявлением об изъятии имущества в доход государства.
Мы продолжаем работу в данном направлении. В настоящий момент осуществляется контроль за расходами в отношении еще нескольких должностных лиц, по результатам которых будут приняты решения либо о подтверждении расходов, либо же наоборот, тогда в установленном порядке материалы проверки передаются в компетентные органы.
– Сейчас бурно развивается цифровизация всех отраслей экономики. Как Департамент участвует в этой работе, используются ли современные решения для выявления коррупционных нарушений?
– Чтобы идти в ногу со временем, недостаточно реагировать на коррупционные правонарушения точечно, необходима автоматизация процессов выявления таких нарушений. Для этого в Департаменте действует система электронного учета и контроля проверочных мероприятий, налажено межведомственное электронное взаимодействие с Росреестром и ФНС России, организован электронный доступ и обмен информации. Все это позволило наладить высокоэффективную работу во всех сферах деятельности Департамента.
Более того, при нашем соавторстве по нашей методологии в целях совершенствования правоприменительной практики совместно с АО «ПФ «СКБ Контур» на безвозмездной основе разработана автоматизированная информационная система по выявлению конфликта интересов в сфере закупочной деятельности, которая предназначена для риск-анализа участников закупок. Реализована возможность выявления аффилированности между родственниками через участие в организациях, а также устанавливать контракты, условия которых разработаны «под конкретного поставщика». Апробация этого продукта уже началась.
В первую очередь мы оптимизируем работу, которая выполняется вручную: например, при проверочных мероприятиях в муниципальном образовании мы с помощью системы можем ранжировать тысячу организаций-поставщиков по критериям риска и особое внимание уделить десяти организациям-поставщикам, которые являются подозрительными.
Мы приступили к тестированию системы в конце ноября. Апробирование системы предложено коллегам из Администрации Президента России, Минтруда России из других субъектов России. В полную силу программа будет запущена в начале следующего года. Как известно, автоматизация любого процесса переводит его результативность на новый уровень.

– Во втором полугодии 2021 г. была внедрена инициированная вами централизация закупок областным Минздравом. С какой целью это было сделано и известны ли первые результаты изменений?
– Немного поправлю. В августе 2020 года Департаментом проверена эффективность реализации Минздравом мероприятий по профилактике распространения новой коронавирусной инфекции и ликвидации ее последствий за счет средств резервного фонда Свердловской области. По итогам проверки с учетом выявленных недостатков нами внесены ряд предложений, в том числе по централизации закупок.
В настоящее время такая работа активно проводится Минздравом, и она показывает свою эффективность. В частности, только от централизации закупок медоборудования на модернизацию первичного звена здравоохранения по данным коллег экономия уже составила несколько сотен миллионов рублей, это более 45% от выделенных лимитов. На сэкономленные средства дополнительно закуплено сотни единиц медоборудования. В рамках нацпроекта «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями» экономия составила десятки млн. рублей (около 20% от выделенных лимитов), на них дополнительно приобретено дорогостоящее оборудование, включая аппараты компьютерной томографии.
Учитывая результаты другой проверки Департамента Министерство общественной безопасности Свердловской области также реализует концепцию централизации закупок для обеспечения деятельности добровольных пожарных и обеспечения участия граждан в охране общественного порядка путем передачи полномочий контрактных служб и управляющих подведомственной организации – ГКУ СО «Территориальный центр мониторинга и реагирования на чрезвычайные ситуации в Свердловской области».
Принимаемые меры существенно снизили коррупционные риски в закупках.
– В продолжение вопроса: в связи с пандемией расходы бюджета на здравоохранение существенно выросли. Проводятся ли Департаментом проверки в части расходования средств на «ковидные» цели?
– Финансовые проверки в основном проводят уполномоченные органы, областные Минфин и Счетная палата, контрольно-счетные и финансовые органы муниципалитетов. Конечно, мы используем результаты таких проверок в своей деятельности при исследовании состояния реализации мероприятий по исполнению решений Губернатора Свердловской области и мониторинге соблюдения антикоррупционного законодательства.
– Планируется ли внедрять такие же решения в других сферах?
– Это в принципе не наш вопрос, хоть мы и анализируем его в рамках своих полномочий, но есть профильные кураторы закупочной деятельности. В целом такой тренд на централизацию есть, и мы совместно двигаемся в этом направлении.
– Известен ли план проведения проверок Департаментом на 2022 год?
– Да, 3 декабря главой региона утвержден план проверок на первое полугодие 2022 года. Исходя из наших контрольно-аналитических материалов в предстоящий период, мы традиционно планируем проверочные мероприятия исполнения поручений, решений Президента России, губернатора Свердловской области, а также антикоррупционной работы на местах.
– Ведется ли в правительстве области мониторинг уровня доверия общества к институтам власти, каковы его результаты?
– Для оценки восприятия уровня коррупции жителями Свердловской области мы ежегодно по установленной методике проводим социологические исследования силами сторонних незаинтересованных организаций.
Итоги текущего года пока подводить рано. В прошлом году, по оценке свердловчан, уровень «бытовой» и «деловой» коррупции в области несколько снизился. Отмечено уменьшение доли граждан, попадающих в ситуации, которые провоцируют на совершение коррупционных правонарушений, либо непосредственно сталкивающихся с ними в быту. Представители бизнес-сообщества реже сообщали о коррумпированности органов власти.
Особенно отрадно, что почти в 2 раза до 25% выросла доля граждан, которые не дают взяток из принципа, и уменьшилась в 1,5 раза до 34 % доля тех, кто потенциально готов дать взятку. С 26 % до 42 % выросла доля тех, кто заявил о невозможности решения проблем путем дачи взяток. Это говорит о «взрослении» общества, о повышении уровня нетерпимости к коррупции.
Безусловно, это не должно усыплять нашу бдительность. Опираясь в том числе на данные социологических исследований, мы корректируем антикоррупционную работу, сосредотачиваем усилия на направлениях с повышенными коррупционными рисками. Перед Департаментом стоят важные задачи по предупреждению коррупции прежде всего в сферах ЖКХ, образования, медицины и других сферах с традиционно высокими коррупционными рисками.
– В середине ноября по подозрению в посредничестве при передаче взятки был задержан член Общественного совета при Департаменте Евгений Тетерин. Будет ли он исключен из состава совета ввиду этой скандальной истории и были ли вы с ним лично знакомы? Какими вопросами он занимался в совете?
– Евгений Павлович недавно по представлению Общественной палаты области включен в состав Общественного совета при Департаменте, чему предшествовало прохождение согласительных процедур. Евгений Павлович не нарушал регламент работы, добросовестно «погружался» в подготовку и рассмотрение порученных ему вопросов. Нам не позволительно вмешиваться в работу правоохранительных органов, обсуждать законность их решений. Сейчас, полагаю, юридические обстоятельства устанавливаются, и поспешные выводы будут некорректными. Удивлен его задержанием, честно.
– По данным издания, глава Ревды Ирина Тейшева приняла решение об увольнении после проверки Департамента и прокуратуры. Кто еще из глав попался на нарушениях? По информации нашей газеты, есть претензии и к главе Дегтярска.
– Результаты проверок в связи с коррупционными правонарушениями мы не разглашаем, соблюдая требования к защите персональных данных. О причинах увольнения Ирины Тейшевой лучше спросить у неё.
Недостатки в работе бывают у всех. Департамент, изучая состояние работы на конкретном участке, выявляет шероховатости, упущения и вносит предложения по их устранению. Конечно, бездействие или ненадлежащее исполнение своих обязанностей всегда влечет ответственность.
В августе этого года Департамент проводил выездное мероприятие в городском округе Дегтярск, проверено исполнение поручений главы региона, в том числе по реализации национальных проектов, изучено осуществление органами местного самоуправления отдельных полномочий по решению вопросов местного значения, проведен мониторинг соблюдения антикоррупционного законодательства. Выявлены недостатки в социально-экономических, жилищных вопросах, сфере ЖКХ, газификации территории, установлена низкая обеспеченность педагогическими, медицинскими кадрами. Поручения и рекомендации компетентным лицам руководством региона даны, мы следим за исправлением ситуации.
– В октябре в СМИ обсуждалось, что ваша кандидатура рассматривается на должность вице-губернатора. Вам делалось такое предложение?
– Честно говоря, в СМИ много разных суждений. Мне об этом неизвестно. Я подчиняюсь непосредственно губернатору Свердловской области, где он считает нужным, я там и работаю. Мы одна команда, выполняем общие задачи. Вместе с тем я выступаю за ротацию кадров, она необходима, чтобы не было профессионального застоя, деградации. Сегодня федеральный центр положительно обращает внимание на нашу антикоррупционную практику, значит, мы работаем на должном уровне и мне комфортно сегодня обеспечивать работу на этом участке со своими помощниками-коллегами.
– Сейчас в регионе ведется масштабная подготовка к Универсиаде в 2023 году, выделены миллиарды из бюджета. Ведется ли контроль расходования средств?
– Мы контролируем федеральные решения, и в их развитие поручения губернатора. Регулярно докладываем главе региона о состоянии дел в том числе по подготовке Универсиады. Пандемия сыграла свою роль и в отставании строительства некоторых объектов, но время еще есть, наверстаем. Я уверен, как и Чемпионат мира по футболу, мы достойно проведем Универсиаду.