На форуме «Города России – 2030» обрисовали будущее екатеринбургского транспорта: «Сухой порт» и трамваи без проводов

В Екатеринбурге прошел VI форум стратегического планирования «Города России – 2030». Данное мероприятие впервые было проведено в условиях специальной военной операции и связанных с ней санкций. Преодоление их последствий планируется за счет развития внешнеэкономического взаимодействия с восточными странами. Для Екатеринбурга это новые возможности, связанные с развитием проекта «Сухой порт». Внимание жителей столицы Урала также привлекли заявления руководителей муниципалитета, касающиеся планов развития внутригородского транспорта.

На форуме «Города России – 2030» обрисовали будущее екатеринбургского транспорта: «Сухой порт» и трамваи без проводов
Фото: екатеринбург.рф

В планах екатеринбургских властей – увеличить перевозки общественным транспортом в полтора раза. Упор будет сделан на экологически чистые виды: троллейбусы, трамваи, электропоезда. В то же время для реализации «наземного метро» планируется вырубить участки лесного фонда. Некоторые планы пока выглядят фантастикой. Это касается не только стройки обычного метро, но и необычного решения по досрочному запуску трамвайной линии в Академический район при помощи техники, которую в России пока не производят.

Форум «Города России – 2030. Вызовы и действия 2.0» прошел с 16 по 18 ноября в «Экспо-Центре». Проведение мероприятия в условиях специальной военной операции и санкций, которые ожидаемо сказываются на экономике российских городов, повлияло на тематику форума.

Неудивительно, что одной из самых обсуждаемых тем стало развитие проекта «Сухой порт» – создание крупного транспортного узла в Екатеринбурге. В условиях переориентирования внешнеэкономической деятельности России на восточное направление Екатеринбург, как отметили участники, должен стать своеобразным «окном в Азию».

По словам главы Екатеринбурга Алексея Орлова, уральская столица имеет все возможности для создания «Сухого порта». В городе уже действует одна из крупнейших сортировочных станций России, развиваются транспортно-логистические центры «Уральский» и «Екатеринбург», связанные с обходами города.

«У города высокие шансы стать опорной точкой для формирования хаба на пересечении коридоров транспортировки грузов «запад – восток» с перспективными коридорами на север и на юг, – сказал Алексей Орлов. – На север – до портов Северного морского пути. И на юг – до стран Ближнего Востока. Мы заинтересованы в реализации проекта «Сухой порт», видим в нем перспективную базу для экономического развития».

Экология в приоритете

Становление Екатеринбурга как национального транспортного узла потребует развития внутригородской системы перевозок. По словам Алексея Орлова, в среднем в России за последние десять лет пассажиропоток в общественном транспорте снизился на 19%. По Екатеринбургу падение не так заметно, но это не повод стоять на месте. В планах екатеринбургских властей – увеличение пассажиропотока почти в полтора раза: с 233 млн человек в год до 300 млн человек в год.

Упор планируется сделать на экологически чистые виды транспорта. По словам заместителя главы Екатеринбурга Алексея Бубнова, уже сейчас более половины муниципальных автобусов работают на газомоторном топливе. Но при этом заправка подвижного состава производится всего на одной станции, расположенной в Академическом районе. Из-за этого водители вынуждены тратить много времени на заправку.

Решить ситуацию поможет строительство второй газозаправочной станции в районе улицы Восточной. Данный проект будет реализован совместно с частным инвестором.

Городские власти связывают большие надежды и с новыми троллейбусами, оборудованными аккумуляторными батареями. Контракт на их поставку заключили в начале месяца, первые машины поступят в декабре. Всего до июня 45 года будет поставлено 45 троллейбусов.

По словам Алексея Бубнова, после поступления машин, способных преодолевать большие расстояния без контактной сети, троллейбусные маршруты будут изменены таким образом, чтобы уменьшить количество маршруток, работающих на дизельном топливе.

Пополнить планируется и трамвайный парк. Если в октябре речь шла о покупке в 2023 году десяти трехсекционных трамваев, то на форуме Алексей Бубнов заявил уже о 25. По его словам, у горадминистрации есть понимание, какие маршруты будет обслуживать новая техника. При этом источник финансирования пока не определен.

По расчетам городских властей, скачком в развитии городского транспорта должно стать создание системы так называемого наземного метро – сети городских и пригородных электропоездов. В будущем данная система должна стать транспортным каркасом всей екатеринбургской агломерации, а первый маршрут в микрорайон «Новокольцовский» планируется запустить в 2025 году.

Примечательно, что с точки зрения экологичности транспорта, о которой говорилось на форуме как о приоритете, проект наземного метро вызывает ряд вопросов. Для соединения между собой существующих путей придется проложить новые линии, и часть из них пройдет через земли, отнесенные к лесному фонду. По словам Алексея Орлова, с этим был связан ряд проблем, но все вопросы с Рослесхозом удалось уладить.

На грани фантастики

Про обычное метро речь на форуме тоже шла. Заместитель начальника МБУ «Мастерская генерального плана» Сергей Шутов сказал, что планируется строительство второй и третьей линии метрополитена, как и продление первой.

Подобные планы даже в среднесрочной перспективе кажутся нереалистичными. В отличие от наземного метро, инвестором которого выступает госкорпорация «Российские железные дороги», стройку подземного финансировать некому. Федеральные власти отказывались выделять деньги на строительство подземок в регионах даже в более-менее благополучные годы, а Екатеринбургу не удалось добиться финансирования ни под предлогом Чемпионата мира по футболу 2018 года, ни по случаю 300-летия. В новых же экономических реалиях, судя по всему, о традиционном метро за пределами Москвы можно забыть. Максимум, на что могут рассчитывать регионы, – гибридные формы наподобие челябинского метротрама.

Довольно фантастическими выглядят и другие заявления. Тот же Сергей Шутов сказал о планах по продлению трамвайной линии Екатеринбург – Верхняя Пышма до Среднеуральска. Учитывая особенности улично-дорожной сети в Верхней Пышме (даже на протяжении большей части центрального Успенского проспекта движение одностороннее), очевидно, что просто вписать в нее трамвайные пути не получится – потребуется серьезная перестройка города.

Еще один трамвайный проект – начавшееся в 2021 году строительство линии в Академический район – можно сдать досрочно. Как пояснила генеральный директор Института государственно-частного планирования Елена Антипина, это получится сделать в случае успешных испытаний трамваев на автономном ходу. Тогда прокладывать ЛЭП на линии по улицам Серафимы Дерябиной и Вильгельма де Геннина не будут, что позволит сэкономить 800 млн рублей.

Проблема в том, что серийного производства трамваев на автономном ходу в России нет. И хотя на нынешнем «Иннопроме» подписали соглашение о разработке такой машины на «Уралтрансмаше», вероятность того, что завод сможет сертифицировать новую для России технику и наладить производство в таком количестве, чтобы обеспечить новые маршруты, пока выглядит недостаточно высокой.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру