Последний месяц лета начался в Полевском с больших проблем в сфере транспорта. Жители города были вынуждены часами ждать автобусы. Особенно тяжело пришлось тем, кому нужен маршрут № 13К, который связывает северную и южную части города и не имеет аналогов.
Судя по имеющимся фото и видео, на остановках по данной линии скапливалось столько пассажиров, сколько могут и не поместиться в один автобус. Как говорят в городе, зачастую пассажиры даже не пытались сесть в редкие автобусы, так как в них из-за переполненности даже не закрывались двери.
Проблемы возникли и на Северском трубном заводе. Много лет между перевозчиком и градообразующим предприятием была договоренность, что часть рейсов в день выполняются через остановку возле Трубоэлектросварочного цеха № 2.
«Сегодня на остановке стояло человек тридцать, – рассказал «МК-Урал» представитель профсоюза предприятия. – Только что у меня была делегация работников. Бардак творится в городе Полевском! Думаю, прежде всего, из-за администрации».
Ранее на линии работали 18 автобусов. По данным источника «МК-Урал», 1 августа максимум на маршрут выходили только пять транспортных средств, и то в пиковое время. 2 августа вышло уже восемь, что по-прежнему более чем в два раза ниже прежнего. В это время автобус по маршруту № 11 не ходил вообще.

Проблемы возникли и у садоводов, чьи товарищества расположены по пути следования маршрута № 114.
«Было семь рейсов, осталось только четыре, причем утром выполняется всего один, – рассказывает председатель СНТ «Светлый-4» Любовь Мурзина. – Почему все делается так, чтобы страдали простые жители?».
За что боролись
В чем причина возникшего кризиса? Как сообщал «МК-Урал», с весны 2023 года маршруты № 13К, № 114, а также № 2 и № 3 обслуживала ИП Светлана Дмитриевцева. До этого в течение почти 20 лет перевозками занимался ее супруг, индивидуальный предприниматель Владимир Краснов, но в апреле этого года его не стало.
19 июня 2023 года администрация заявила, что муниципальный контракт со Светланой Дмитриевцевой будет расторгнут. Поводом послужили проблемы с выходом автобусов на линию. Это было еще в начале июня, но к моменту, когда мэрия уведомила о расторжении, ситуация уже стабилизировалась (подробнее можно прочитать здесь).
Администрация Полевского разместила на своей странице объявление о прекращении работы автобусов Светланы Александровны только 1 августа, не предупредив жителей заранее. Гражданам было обещано, что «перевозки будут осуществляться в штатном режиме», но, как мы видим, этого не произошло.
Складывается такая картина: администрация Полевского, якобы недовольная тем, что у одного перевозчика на протяжении непродолжительного периода времени по объективным причинам не ходят автобусы, разрывает с ним контракт. В результате получается новый транспортный коллапс. Какая-то странная забота о населении выходит.
Вызывает вопросы и позиция прокуратуры города, куда еще месяц назад обращалась Светлана Дмитриевцева. Надзорное ведомство отказалось принимать меры, посчитав происходящее частным спором. Однако такая оценка выглядит не вполне убедительно. Дело в том, что закон разрешает участие прокуратуры в тех разбирательствах, которые затрагивают интересы широкого круга лиц. Согласитесь, что работа общественного транспорта под это определение подходит. Особенно с учетом коллапса, начавшегося 1 августа.
Кроме того, по закону прокуратура также участвует в делах, касающихся трудовых прав граждан. Транспортный бизнес устроен так, что малейший простой способен «убить» предприятие, занимающееся пассажирскими перевозками. Таким образом, разрыв муниципального контракта может оставить без работы несколько десятков человек. Неужели и это для городской прокуратуры не является поводом для вмешательства?
Кому выгодно
В городских пабликах часто можно встретить предположение пользователей, что Светлану Дмитриевцеву попросту «выжили» с рынка транспортных услуг. Напомним, что подобный сценарий мы прогнозировали в прошлом материале, отмечая, что с ее уходом весь рынок (как внутригородских перевозок, так и обслуживания линии Полевской – Екатеринбург) будет поделен между двумя ИП: Сергеем Вотинцевым и Асмой Шахминой. При этом данные коммерсанты в городе считаются настолько близкими, что их можно рассматривать как одного игрока на рынке. То есть, речь идет о монополизации.
После разрыва контракта с ИП Светлана Дмитриевцева именно автобусы Вотинцева и Шахминой ожидаемо занялись перевозками пассажиров по оставшимся без перевозчика маршрутам. При этом в открытом реестре не удалось найти контракт, на основании которого они действуют. Хотя в СМИ первый заместитель главы городского округа Андрей Федюнин заявляет о наличии некоего временного соглашения с новым перевозчиком, которое будет действовать до декабря.
Зачем нужен столь большой срок? Ведь на подготовку конкурсной документации необходимо гораздо меньше времени. Не для того ли это делается, чтобы у ИП Светланы Дмитриевцевой попросту не было шанса заявиться на новый конкурс? Такая версия выглядит правдоподобно, поскольку, как уже говорилось, столь длительный простой транспортный бизнес пережить не в состоянии.

Мы отмечали, что Светлана Дмитриевцева, а ранее и Владимир Краснов, обслуживали маршруты за символическую плату из бюджета, зарабатывая только на плате за проезд. В то же время Асма Шахмина работает по контрактам стоимостью несколько миллионов рублей, то есть получает деньги и из бюджета, и от пассажиров.
Казалось бы за исполнением обязательств Шахминой администрация должна следить более тщательно. Но в реестре мы можем обнаружить, что Асма Шахмина за невыполнение обязательств по количеству автобусов на маршруте № 11 была оштрафована…на 378 рублей 65 копеек. За второе же выявленное нарушение и вовсе не последовало никаких санкций. И это при стоимости контракта в несколько миллионов рублей!
Получается, что одному перевозчику невыполнение требований контракта фактически прощается, а со вторым разрывают контракт. Согласитесь, что такой разный подход вызывает много вопросов.
Более того, по словам местных жителей, автобус № 11 не то что ходит не по графику, а вообще практически не ездит уже довольно долго. Но чиновников из администрации Полевского это, судя по всему, не заботит. Вероятно, это происходит потому, что о проведении проверок перевозчиков уведомляют за несколько дней, и у них есть время, чтобы выставить на линию хоть несколько машин, создав видимость работы маршрута.
Напомним также, что в прошлом материале в качестве возможного аргумента в пользу версии, что Вотинцев и Шахмина готовятся получить маршруты Дмитриевцевой, мы приводили информацию источников, что они заблаговременно начали искать новые автобусы. Но, если такая подготовка действительно велась, эффективной ее назвать трудно. По новым данным, сейчас у потенциальных монополистов попросту не хватает водителей, и в первые дни августа за руль внутригородских «пазиков» пришлось сажать даже водителей междугородних «ютонгов».
По нашим данным, сейчас среди водителей ходят разговоры о том, что Сергей Вотинцев пытается переманить водителей ИП Светлана Дмитриевцева. Пока попытки, судя по всему, безуспешные.
Жители также отмечают, что ранее Шахмина и Вотинцев фактически перестали обслуживать маршруты 5, 7 и 9. Не постигнет ли такая же судьба большинство маршрутов, которые ранее обслуживала ИП Светлана Дмитриевцева? И как быть с тем, что сейчас даже магистральный маршрут № 13К обслуживается не в полном объеме?
Эти вопросы мы хотели адресовать Андрею Федюнину, который отвечает за муниципальные закупки, а также временно исполняет обязанности градоначальника. При нашем прошлом разговоре он довольно жестко высказывался о деятельности Светланы Дмитриевцевой. Хотелось бы теперь послушать его оценку работы новых перевозчиков. Но, к сожалению, дозвониться до чиновника в этот раз мы не смогли.
В группе «Про Полевской» Андрей Федюнин частично прокомментировал ситуацию. В частности, он признал, что новый перевозчик пока не выполняет условия временного контракта, но заверил, что к концу недели ситуация нормализуется. Каким именно образом, непонятно. Также он пообещал «принять меры». Какие именно меры, непонятно. Но судя по тому, как ранее «наказывали» Шахмину, представить их нетрудно.
В своем выступлении Андрей Федюнин также заявил, что водители Светланы Дмитриевцевой якобы выгнали с линии водителей Асмы Шахминой. По словам Светланы Дмитриевцевой, это не соответствует действительности.
«Как мы могли кому-то помешать? – говорит Светлана Александровна. – Да мы какое-то время продолжали возить людей, увидев, что Шахмина не справляется. Но как только нас уведомили о прекращении действия маршрутных карт (а это было в 11 часов утра), мы ушли».
Также Светлану Дмитриевцеву удивило заявление чиновника о том, что Следственный комитет проверяет действия сотрудников ГИБДД, которые проводили перерегистрацию автобусов. По словам предпринимателя, ее никто по этому поводу не опрашивал.
«Кто вообще мог подать заявление в СК? Разве что сам Федюнин», – отметила Светлана Дмитриевцева.
Андрей Федюнин также заявил, что администрация якобы неоднократно предлагала Светлане Дмитриевцевой обсудить проблемы и уладить их, но перевозчик и ее представитель якобы уклоняются от диалога.
«Это тоже неправда, – говорит предприниматель. – Есть целый пласт переписки с администрацией. Да, мы по объективным причинам не присутствовали на одном мероприятии, организованном мэрией, но ни меня, ни моего представителя заранее о нем не уведомляли».
Когда молчание не золото
Возможно, Андрей Федюнин готовится к утреннему эфиру 3 августа. На местном «11 канале» анонсировано обсуждение транспортных вопросов. При этом в анонсе сказано, что в городе появятся новые маршруты, но и старые никуда не денутся.
Такое заявление, по сути, противоречит идеи новой маршрутной сети, которую ранее презентовали городские власти. Ведь она как раз таки предусматривала серьезное перекраивание маршрутов.
В эфире предполагаются вопросы от телезрителей, на которые помимо Андрея Федюнина предстоит отвечать директору Центра социально-коммунальных услуг Эдуарду Андреевских. Для жителей города, которые 1 и 2 августа часами ждали автобус это шанс обозначить остроту проблемы.
«Людей, недовольных ситуацией, очень много. Но, если выражать данное недовольство только в социальных сетях, это вряд ли поможет, – отмечает Светлана Дмитриевцева. – Поэтому тем, кто обеспокоен возникшей проблемой, стоит потратить пять минут и составить жалобу через госуслуги и сайт Ространснадзора. Только массовая реакция жителей может изменить ситуацию».