Резня бензопилой в тротиловом эквиваленте. Ситуация на Красноуральском химическом заводе угрожает безопасности жителей

Полторы недели назад местные СМИ сообщили о возгорании, возникшем на территории Красноуральского химического завода. У жителей Красноуральска и прилегающих поселков эта информация вызвала серьезную тревогу, а у некоторых – даже панику, поскольку речь шла о предприятии, ранее производившем тротил. Через четыре часа опасность была устранена. Однако в администрации ГО Красноуральск настаивают: необходимо исключить сами предпосылки повторения подобных ЧП.

Резня бензопилой  в тротиловом эквиваленте. Ситуация на Красноуральском химическом заводе угрожает безопасности жителей
Учитывая наличие на заводе остатков тротила, других опасных химических веществ и бесконтрольность проводимых работ, КХЗ фактически превратился в «бомбу» замедленного действия. Кроме того, охрана организована таким образом, что проникнуть на территорию через дыры в заборе может любой желающий.

Пока гром не грянет…

Возникшая ситуация не стала слишком большой неожиданностью ни для жителей городского округа, ни для его администрации. Ни для кого не секрет, что на неэксплуатируемом заводе уже довольно продолжительное время идет распил имущества. В данном случае слово «распил» употреблено в буквальном смысле: нанятые владельцем подрядчики проводят демонтаж металлоконструкций, то есть попросту режут оставшееся оборудование на металлолом. При этом предприятие является частным и доступ на его территорию весьма затруднен – не только для представителей муниципальной власти, но и для правоохранительных и надзорных органов. Учитывая наличие на его территории остатков тротила, других опасных химических веществ и бесконтрольность проводимых работ, завод фактически превратился в «бомбу» замедленного действия.

Об этом постоянно напоминает мэр Красноуральска Светлана Рафеева.

– Такие опасные работы должны проводиться по предварительно разработанному специалистами плану, согласованному с надзорными органами и под их контролем, чтобы обеспечить гарантии безопасности жителям прилегающих к заводу территорий, – настаивает глава городского округа. – Вместо этого все делается какими-то пиратскими методами.

Директор завода Лариса Губайдуллина часто намекает на некий «конфликт» со Светланой Рафеевой. Якобы именно он является настоящей причиной предъявляемых к ней претензий по поводу происходящего на предприятии.

– Конфликта нет и не будет, – уверена Рафеева. – Есть обоснованные требования к собственнику завода по обеспечению гарантий безопасности населения и соблюдения экологических норм. Чтобы как-то повлиять на ситуацию, с нашей стороны было направлено около двадцати обращений в Рос­технадзор, в природоохранную прокуратуру и другие инстанции, но никаких действий не последовало.

Буквально за десять дней до инцидента был получен ответ на последнее обращение. Нижнетагильская межрайонная природоохранная прокуратура сообщала, что «в ходе проверки доводы, изложенные в обращении, не нашли своего подтверждения, …отсутствуют основания для принятия мер прокурорского реагирования».

Хроника трудного дня

В воскресенье, 13 марта, «бомба» хотя и не взорвалась, но явно напомнила о своем существовании: из-за халатности рабочих искра от болгарки (по предварительной версии) вызвала тление остатков азотной кислоты в одном из резервуаров, в атмосферу начал выделяться ядовитый газ, и над территорией КХЗ повисло зловещее ярко-оранжевое облако.

Пообщавшись с непосредственными участниками и свидетелями, корреспондентам «МК-Урал» удалось восстановить хронику событий того дня.

В районе 13 часов в городскую администрацию, в Единую дежурно-диспетчерскую службу начали поступать звонки о возможном возгорании на территории химзавода. Глава городского округа Светлана Рафеева и глава администрации Дмит­рий Кузьминых срочно выехали на свои рабочие места. Были оповещены МЧС Свердловской области, все члены штаба Комиссии по чрезвычайным ситуациям, а также зампрокурора Григорий Чесноков.

Через 20 минут у проходной КХЗ уже находились представители прокуратуры, Ростехнадзора, начальник полиции Александр Огурцов, представитель штаба ГО и ЧС Дмитрий Иванов, руководитель Единой дежурно-диспетчерской службы Александр Кричевский, глава Красноуральской МЧС Игорь Гафиатуллин. Также на место был вызван главный инженер КХЗ Николай Гаврилов.

Около двух часов дня удалось договориться с руководством градообразующего предприятия – металлургического комбината «Святогор» – об участии группы сотрудников его лаборатории в обследовании территории на предмет ее загрязненности опасными выбросами. Специалисты немедленно начали проводить замеры по периметру возле завода и на прилегающих территориях, в первую очередь тех, в сторону которых ветром относило дым с завода.

К проведению всех необходимых мероприятий помимо пожарно-спасательных подразделений Красноуральска были привлечены специалисты из Нижнего Тагила и Кушвы. К четырем часам дня из Екатеринбурга прибыла пожарно-спасательная часть областного управления МЧС.

Только тогда спасатели были допущены на территорию КХЗ. Было задействовано 15 единиц техники и 72 человека для ликвидации последствий. Для предотвращения загрязнения воздуха была установлена водяная завеса для осаждения облака с продуктами горения. К шести часам вечера последствия ЧП были ликвидированы.

Глава Администрации Дмитрий Кузьминых находился возле территории завода вместе с представителями Комиссии по ЧС. Светлана Рафеева, оставаясь на своем рабочем месте, дважды по видеосвязи отчитывалась перед МЧС о том, как развивается ситуация.

В течение всей ночи проводились замеры содержания газа в пробах воздуха на территории поселков Пригородого и Октябрьского. В шесть утра последние исследования показали, что уровень окиси азота не превышает предельно допустимой концентрации, а значит, угрозы для жизни и здоровья людей нет.

Собственник бездействует

Есть еще один персонаж этой остросюжетной истории, который, казалось бы, должен был находиться в центре событий, но по каким-то странным причинам предпочел в них не участвовать. Речь идет о Ларисе Губайдуллиной – владельце и директоре Красноуральского химзавода.

Госпожа Губайдуллина была единственным человеком, не ответившим на звонок из администрации города, который Светлана Рафеева лично сделала для оповещения собственника о ЧП на предприятии.

Глава городского округа показала нам сохранившуюся SMS-переписку с владелицей КХЗ.

В 13.22 Светлана Константиновна пишет: «Добрый день. Над заводом желтое облако и газ на поселке, примите меры!»

Всего каких-то два с половиной часа спустя г-жа Губайдуллина невозмутимо отвечает: «Все необходимые меры приняты, не нагнетайте. Потерпевших нет, также, как и ущерба».

И несколькими минутами позже, как говорится, пытается «перевести стрелки»: «Необходимо вызвать МЧС и лабораторию на «Святогор», поскольку основной газ идет именно с той территории».

Светлана Рафеева продолжает надеяться на здравый смысл собеседницы, предлагая конкретную помощь:

«Лучше скажите, чем помочь – люди, техника?»

Но здравый смысл, а заодно и чувство ответственности у Губайдуллиной, судя по всему, так и не просыпаются:

«Спасибо, справимся своими силами. Вы достаточно «помогли» работающему предприятию с заказами, приведшее к останову завода. Вы настоящий патриот!»

Здесь под «своими силами», вероятно, подразумевается главный инженер химзавода, который единственный из сотрудников предприятия был в тот день на месте. И, конечно, самый подходящий момент выбран, чтобы обвинить в развале предприятия муниципальные власти.

Секретный металлолом

В течение всего дня директор завода была недоступна ни для руководства муниципалитета, ни для журналистов, пытавшихся пообщаться с ней по поводу произошедшего.

Только на следующий день Лариса Губайдуллина созрела и дала комментарии СМИ, смысл которых сводился к следующему. Вся информация искажена, в прессе все – абсурд. Никакого возгорания и тления, оказывается, не было: разгерметизация одного из резервуаров привела к тому, что «остатки кислоты начали газить». И вообще, против нее, директора завода, ведется кампания с целью ее опорочить.

И вот еще парадокс. То, что спасателей охрана пропустила к месту происшествия только после того, как прибыла бригада областной МЧС, а также благодаря вмешательству начальника местной полиции, Лариса Губайдуллина объяснила требованиями безопасности. Оказывается, на предприятие, которое в настоящее время распиливают на лом, могут проникнуть злоумышленники и узнать некие секреты. Поэтому пока облако окиси азота стояло над заводом, угрожая двинуться в сторону жилых домов, охрана устанавливала личности спасателей и проверяла их технику. Потом еще шло некое «согласование», и только пос­ле него – допуск. Между тем, всем известно: охрана завода организована таким образом, что проникнуть на территорию через дыры в заборе может любой желающий.

И еще пара цитат из комментариев Ларисы Губайдуллиной для СМИ: проходящие на КХЗ работы «направлены на благо общества и на благо населения!» А события 13 марта «выеденного яйца не стоят, из мухи слона раздули».

Не горит, а «погреться» можно

13 марта некоторые СМИ для большего эффекта писали о «пожаре» на Красно­уральском химзаводе. Пожара, как выяснилось, не было, но вот желающие погреться у воображаемого огня нашлись.

Причем появились они именно в самый «горячий» момент. Так, например, Людмила Мельникова, занимающая пост депутата Заксобрания пятый год, до сих пор не слишком интересовалась вопросом КХЗ. Только теперь, когда ситуация на предприятии обострилась, а выборы уже близки, выяснилось, как сильно на самом деле ее волнует эта тема.

– Следите за действиями руководства комбината и города, когда и кто приехал по вызову. Жители города вправе будут подавать в суд на бездействие властей, – взывала депутат 13 марта к красноуральцам в соцсетях и писала объемные обличительные посты, зовущие «объединиться всем миром и не дать уничтожить свой город». Кому конкретно хочет так героически противостоять Людмила Петровна, осталось не совсем понятно.

Ради общего дела

Еще в начале марта Светлана Рафеева организовала встречу администрации с населением, посвященную теме химзавода.

– Разговор был горячий и сложный, – рассказывает глава округа. – Пришлось долго и терпеливо объяснять сложность ситуации: предприятие частное, и это значительно ограничивает наши полномочия. Мы должны действовать законными методами. Не сразу, но мы сумели прийти к взаимопониманию, совместно выработать резолюцию. На следующий день были отправлены письма во все инстанции. Люди поняли, что власти занимаются этой проб­­лемой, что необходима поддержка общественности для ее решения, нужно объединиться, а не конфликтовать.

Уже после событий 13 марта в администрации Красноуральска подготовили письма о том, что ситуация очень серьезная и потенциальная угроза на КХЗ по-прежнему существует, провели сбор подписей среди красноуральцев и направили эти письма в Рос­технадзор, администрацию Северного управленческого округа, правительство Свердловской области, ФСБ. Муниципалитет пригласил группу экологов: скоро в Красноуральске ждут специалистов, которые тщательно исследуют экологическую обстановку на химзаводе. Работа продолжается. Администрация и жители Красноуральского ГО надеются, что на их обращения наконец откликнутся. Есть надежда, что надзорные и правоохранительные органы, депутаты, предприниматели будут действовать сообща и в интересах граждан.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру