На страже дорожной безопасности

Как работает мотоциклетная дорожно-патрульная служба

К сожалению, долгое время внимание сотрудников дорожно-патрульной службы должным образом не уделялось мотоциклистам. Подумайте сами: на автомобиле за таким скоростным транспортным средством угнаться крайне непросто, а если сопоставить их габариты, то вывод напрашивается сам по себе – это было просто нереально. Заметьте, что говорим мы в прошедшем времени. Недостающее звено дорожно-патрульной службы сформировалось в 2014 году, теперь дороги нашего города патрулирует мотоциклетная бригада инспекторов ДПС. Об особенностях их деятельности, задержании нарушителей, распорядке дня и многом другом узнали корреспонденты «Юнкоров», а теперь, дорогие читатели, рассказываем вам.

Как работает мотоциклетная дорожно-патрульная служба

Из мечты в реальность

Многие мальчишки мечтают о мотоцикле, а для некоторых счастливчиков езда на нем становится частью профессии. Штат патрульных на мотоциклах формируется из тех инспекторов, у кого уже есть опыт вождения этого транспортного средства. «У меня восемь сезонов мотоциклетного стажа и разряд по мотоспорту. Это сыграло свою роль. Но выбирают ещё и тех, у кого есть свой транспорт, то есть нужен опыт. А зиму мы проведём так же, как и другие наши коллеги – за рулем автомобиля, а мотоциклы будут в гараже. Правда, после мотоцикла пересаживаться в автомобиль совсем не хочется», – признаётся инспектор ДПС государственной инспекции безопасности дорожного движения по муниципальному образованию «город Екатеринбург» Алексей Патрушев.

Перед тем как из автомобиля пересесть на мотоцикл BMW, уральские сотрудники ГИБДД около месяца проходили курс контр­аварийной езды. Согласитесь, какой бы ни был опыт, а повторение теории полезно всем без исключения. Инспекторов готовили инструкторы высшей квалификации по обучению вождению на мотоциклах, в том числе в экстремальных условиях, а руководил практикой председатель комитета Мотофедерации России по трюковой езде на мотоцикле в Свердловской области Алексей Иванов.

По «коням»

Всего в Екатеринбурге четыре мотоцикла ДПС, а инспекторов – шесть, работают они посменно. Патруль длится 12 часов. Чаще всего инспекторы патрулируют дороги попарно, а иногда втроём: так и проще, и безопаснее. «Мы приходим на службу, вооружаемся, получаем средства связи, проходим медицинский осмотр, мотоцикл проверяют механики. После всего этого мы получаем допуск на транспортную смену и рабочий план. Места и маршруты выбираем по обстановке, но за смену стараемся проехать все семь районов Екатеринбурга. Смена заканчивается в три ночи, а до этого мы работали с трёх часов дня до 12 ночи», – говорит инспектор специализированной роты ДПС государственной инспекции безопасности дорожного движения по Свердловской области, капитан полиции Сергей Коротаев.

Нет определённого времени суток, типа транспортного средства и места в городе, где водители нарушали бы чаще всего. За одну смену, говорят инспекторы, может быть шесть нарушений, а в следующий раз – 36. Это непредсказуемо, но многое зависит от погодных условий и дня недели.

Снаряжены и вооружены

На оснащение полицейские мотобатальона не жалуются. Всего у них три вида формы: повседневная, основная (в неё не входит защита для спины, локтей и коленей), третья – полноценная. Обувь специально предназначена для езды на мотоцикле. Уж кто-кто, а сотрудники ДПС пренебрегать безопасностью не будут точно, поэтому мотошлем входит в обязательную экипировку полицейских, но не менее важны и перчатки с хорошей вентиляцией, которые не позволяют рукам скользить на ручках мотоцикла и частично защищают ладони при падении.

Полицейские на мотоциклах вооружены пистолетами, имеют при себе наручники. Естественно, применение оружия и других спецсредств – крайняя мера. Оружие разрешено применять в случае, если водитель отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке своего транспортного средства, пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью других участников движения.

Побег от ответственности

Задержание и выявление нарушения правил – это ещё не всё. Водители транспортных средств должны останавливаться по первому требованию инспектора, но некоторые пытаются скрыться, за что им как минимум должно быть стыдно. Сотрудникам ДПС выбирать не приходится – начинается погоня за нерадивым водителем.

Происходит это следующим образом: за нарушителем гонятся два, а то и три сотрудника мотоциклетной дорожно-патрульной службы и просто «зажимают» его, не давая проехать дальше. К сожалению, скрыться от мотоциклетной полиции пытаются часто. Больше всего шансов это сделать есть у водителей скутеров, так как их транспортные средства небольшие по размеру, с лёгкостью объезжают городские пробки и проскакивают там, где на мотоцикле это сделать уже намного труднее и опаснее. Угоняя от сотрудников ДПС, нарушители часто провоцируют аварийные ситуации на дорогах, поэтому лучше признать свою вину и остановиться по велению инспектора сразу же, чем рисковать жизнями других людей.

Мотоцикл – друг, товарищ и брат

В советские времена сотрудники ГАИ ездили на мотоциклах «Урал», у нынешних полицейских техника иная – мотоциклы BMW R 1200 RT, выпущенные в 2014 году специально для полицейских и снабжённые всем необходимым. Каждый мотоцикл имеет два кофра, в которых хранятся документы, алкотестер и другие необходимые вещи. Есть также шест с маячком, выдвигающийся на высоту свыше двух метров, и громкоговоритель. Полицейские на BMW не могут быстро ездить по бездорожью, но, бесспорно, хороши на асфальте – разгоняются до 240 километров в час при спущенном лобовом стекле. Ёмкость топливного бака мотоцикла – 25 литров, а вес составляет более трёхсот килограммов.

У каждого инспектора свой байк. «Перед выездом мотоциклы не только чистятся, также проверяется сцепление и другие технические моменты, чтобы транспорт был полностью исправен. Обязательно проверяются световые приборы на профпригодность», – говорит инспектор ДПС государственной инспекции безо­пасности дорожного движения по муниципальному образованию «город Екатеринбург» Алексей Патрушев.

Предъявите документы

Инспекторы при остановке мотоцикла проверяют у их владельцев свидетельства о регистрации транспортного средства, водительские удостоверения, страховые полисы ОСАГО. Останавливая мотоцикл, как и любой другой вид транспорта, инспектор всегда представляется, называет свою должность и причину остановки. Отсутствие у водителя всех нужных документов даёт инспекторам право поместить транспортное средство на штрафстоянку. Даже если все документы у водителя есть, но якобы забыты дома, мотоцикл всё равно «арестуют», а водителю выпишут штраф за отсутствие документов.

Выявив основания для задержания транспортного средства, инспектор составляет протокол об административном правонарушении. Если водителю ещё не исполнилось 16 лет или он не имеет права на управление мотоциклом, то инспектор составляет отдельный протокол задержания мотоцикла и вызывает эвакуатор. Кроме протокола, инспектор составляет акт приёма-передачи задержанного мотоцикла в трёх экземплярах: один оставляет у себя, второй отдаёт нарушителю, третий – сотруднику штрафстоянки.

Большинство нарушителей – люди, не имеющие права на управление транспортом категории «А». Водитель может иметь права на все остальные виды транспорта, но если управляет мотоциклом, то должен иметь удостоверение именно этой категории. Чаще всего в Екатеринбурге мотоциклистов штрафуют за отсутствие полиса ОСАГО и езду без шлема.

Берегитесь мотоцикла

Мотоциклетная рота ГИБДД начинает свою деятельность, когда официально открывается байкерский сезон. Лишь только за первое полугодие 2016 года в Свердловской области по вине водителей мотоциклов произошло более 50 дорожно-транспортных происшествий. В этом году первый рейд был совершён 19 мая.

«С начала года было уже два случая, когда водители предъявляли документы от одного мотоцикла, а ехали на другом. Марка и модель совпадали, а номера были перебиты. Водителей доставляли в отдел полиции для дальнейшего разбирательства», – рассказывает инспектор специализированной роты ДПС государственной инспекции безопасности дорожного движения по Свердловской области, старший лейтенант полиции Евгений Бурнышев.

В прошлый летний сезон в Екатеринбурге четырьмя нарядами мотопатрулей было выявлено около ста грубых нарушений правил дорожного движения мотоциклистами: вождение без прав, езда в состоянии алкогольного опьянения, езда по встречной полосе. Кроме того, более ста транспортных средств были «арестованы» и поставлены на штрафстоянки.

Дорожная дисциплина

Как ни странно, но нарушители правил дорожного движения мотоциклетную бригаду ДПС не ругают, а, наоборот, хвалят. Один из «пойманных» сотрудниками ДПС, Сергей, который ехал без номеров, признаётся: «У меня нет паспорта транспортного средства. Когда-то мотоцикл угнали у другого владельца, а я его купил. Своих прав у меня нет, и задержали меня впервые. Думаю, что мотоциклетную бригаду инспекторов всё-таки создали не просто так».

Другой нарушитель, Станислав, поведал нам историю о том, как появление мотоциклетной бригады ДПС повлияло на его жизнь: «Мой стаж вождения составляет четыре года. Права получил в 2014 году, а раньше, признаюсь, я ездил без прав на мотоцикле. Но меня не останавливали, потому что гнаться за нами, мотоциклистами, было просто некому. В позапрошлом году появилась мотоциклетная бригада инспекторов – тогда я и осознал, что могу лишиться своего мотоцикла и прав. Пришлось купить новый мотоцикл и всё сделать согласно закону: оформил страховку, документы, поставил транспортное средство на учёт. Словом, наличие мотоциклетной бригады инспекторов очень дисциплинирует. Это хорошая мера борьбы с нетрезвыми водителями, которые ездят без прав и страховки».

Когда закончится байкерский сезон, инспекторы мотобальона пересядут в свои привычные автомобили. А мы наказываем всем в любое время года не пренебрегать безопасностью на дорогах. Нарушая правила дорожного движения, вы подвергаете опасности не только себя, но и окружающих. Да, инспекторы ДПС – очень бдительные люди, но каждый водитель мотоцикла, автомобиля и любого другого транспортного средства обязан сделать всё для того, чтобы движение было безопасным. Счастливого пути!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру