«Студенту нужен не просто диплом»

Свердловские ректоры накануне приемной кампании о проблемах поступления, профориентации и целевом наборе

05.06.2018 в 18:31, просмотров: 527

В конце июня на Среднем Урале стартует приемная кампания в вузы. Десятки университетов будут бороться за абитуриентов, привлекая их качеством обучения, перспективой дальнейшего трудоустройства, социальными программами и другими подобными вещами. Накануне приема в вузы ректоры рассказали о запросах абитуриентов, о проблемах в подготовке школьников к учебе в университете и о миграции лучших учеников в столицу.

«Студенту нужен не просто диплом»

Подготовка кадров 

Несколько десятков тысяч абитуриентов ждут в этом году свердловские вузы. Приемная кампания стартует 20 июня, высшие учебные заведения уже начали подготовку к ней, привлекая в свои университеты школьников. Но при этом они решают и другие проблемы. Одна из главных – удовлетворение требований работодателей к выпускникам вузов. По словам исполнительного вице-президента Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей Татьяны Кансафаровой, в тройке топовых проблем, которые выделяют работодатели, – подготовка кадров.

– Студенту нужен не просто диплом, а практические знания, которые он должен получить в вузе. Работодатель хочет иметь специалиста, который готов меняться в ходе своей деятельности и совершенствоваться, – говорит Татьяна Кансафарова.

Свердловские вузы готовы к таким требованиям. Некоторые уже давно находятся в плотной работе с предпринимателями региона. Например, Уральский государственный экономический университет уже встроен в хозяйство Свердловской области. На данный момент вуз активно сотрудничает с крупнейшими компаниями Среднего Урала, отправляя на практику на заводы и в финансовые учреждения своих студентов, приглашая к себе преподавать ведущих специалистов коммерческих предприятий, создавая, исходя из требований работодателя, новые кафедры.       

– Все кто у нас хорошо учится, довольно просто находят работу. У нас в первые месяцы после окончания вуза трудоустраиваются 85% студентов, – сообщил ректор УрГЭУ Яков Силин. – Поэтому что для выпускников, которые хотят найти работу, сделано все возможное – они за время обучения проходят несколько практик, они участвуют в конференциях, встречаются с работодателями. На данный момент в вузе только 10% бюджетных мест, остальные – платные. Студенты готовы платить за образование, которое получают в Уральском государственном экономическом университете, готовы вкладывать в свои знания средства, потому что они понимают, за что они платят.

На данный момент среди самых востребованных специальностей, по которым готовят в УрГЭУ, выделяются информационные технологии, региональная и муниципальная экономика, пищевые технологии, логистика, машины и оборудование.

Предложений по трудоустройству хватает и выпускникам Технического университета УГМК. Но в вуз изначально идет набор тех студентов, кто в дальнейшем планирует связать свою карьеру с Уральской горно-металлургической компанией. Происходит взаимовыгодное обучение, от которого выигрывают и выпускники и холдинг.

Миграция в столицу

Правда, существуют проблемы с нехваткой абитуриентов. По словам ректора Технического университета Вячеслава Лапина, школьники неохотно выбирают технические профессии. 

– 23% школьников в России выбирают физику в качестве обязательного экзамена. А без этого предмета в технические вузы не поступить, – говорит Вячеслав Лапин. – А сколько еще из этих 23% пойдут обучаться в вузы? Процент маленький. Тем более многие способные ребята боятся, что не сдадут, и не пытаются даже поступить.

Другую проблему обозначил ректор Уральского государственного горного университета Алексей Душин. Он отмечает, что лучшие школьники, у которых большие баллы по ЕГЭ, не хотят учиться в Свердловской области, они уезжают в столичные вузы. 

– Наши лучшие школы дают очень хорошие знания ученикам, которые затем мигрируют в столицу, – говорит Алексей Душин. – Поэтому необходимо создавать условия в Екатеринбурге, чтобы они оставались у нас.

Вызывает у ректоров вопросы и качество образования в школах. Некоторых абитуриентов приходится переучивать. В качестве примера Вячеслав Лапин рассказывает о новом наборе абитуриентов, который произошел несколько лет назад.

– 30% из студентов отставали по физике и математике. Ведь в разных школах дается разное образование, поэтому и возникают сложности, – говорит Вячеслав Лапин. Отстающим студентам приходилось дополнительно заниматься физикой и математикой по несколько часов в день.

«Мы работаем с детьми с 7 класса»

Проблему качества школьного образования, на которую обращают внимание ректора, в вузах решают примерно одинаково. По словам Якова Силина, будущих своих студентов УрГЭУ начинает готовить за несколько лет до их выпуска из школы. 

– Мы начинаем работать с детьми, начиная с 7 класса. У нас на базе УрГЭУ создан самый большой в городе летний оздоровительный лагерь. И эти недели, когда он работает, школьники у нас не только отдыхают, но и обучаются, – говорит Яков Силин. Помимо этого преподаватели вуза проводят для школьников дистанционные занятия, работая с ними, в том числе, и по видеосвязи.

Технический университет поступает примерно также, уже с осени в выпускной год в школах проводится обучение для учеников, желающих поступить в данный вуз.

При этом все ректоры уверены, что необходимо поднимать уровень преподавательского состава в школах, повышать их компетенцию и знания. 

Вторую проблему, которую необходимо решать, по мнению руководителей вузов, это профориентация школьников. В последнее время, по словам Татьяны Кансафаровой, ситуация выправляется благодаря программе «Уральская инженерная школа», которую инициировал губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев. 

«Государство защищает инвестиции»

На данный момент в Государственной думе РФ обсуждается возвращение целевого набора. Согласно инициативе студентов обяжут работать не менее трех лет после выпуска на предприятиях, которые были заказчиками обучения. Свердловские ректоры поддерживают данный законопроект.

– Сам подход понятен – государству необходимо защитить свои инвестиции в образовании, – говорит Алексей Душин. – Государство хочет получить специалистов в тех отраслях, где есть их недостаток.

Татьяна Кансафарова также за целевой набор, но она считает, что вместе с ним надо разрабатывать и среднесрочный план, чтобы было понимание какие специалисты и каких профессий нужны будут через несколько лет.

– Задача не просто заниматься распределением, необходим среднесрочный план. Должна быть понятна потребность в специалистах, – говорит исполнительный вице-президента Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей. – А далее уже вузы должны эту потребность закрывать. При этом необходимо учитывать запросы региона, страны, промышленников.




Партнеры