Задержанный Сергей Т. отрицает факт дачи взяток сотрудникам детского дома, которые поставляли ему мальчиков. Но факт насильственных действий признает. И даже готов пройти процедуру химической кастрации.
Подозреваемому вменяют 14 эпизодов, в числе которых побои, насильственные действия сексуального характера и развратные действия в отношении лиц, не достигших 14 лет. С начала 2009 года до середины 2010 года злоумышленник неоднократно совершал насильственные действия в отношении мальчиков1996–2000 годов рождения.
После совершения преступлений Т. скрылся на территории Германии, однако в середине октября 2010 года его удалось задержать в Екатеринбурге.
Подробности этого скандального дела «МК-Урал» сообщил старший следователь следственного отдела по Екатеринбургу СУ СКР по Свердловской области Юрий Еланцев.
– Юрий Александрович, на какой стадии находиться уголовное дело Сергея Т.?
– Дело на стадии завершения. Удалось установить десять малолетних потерпевших, в отношении которых совершено 26 преступлений. Есть потерпевшие, в отношении которых совершено одно преступление, в отношении некоторых других совершено, например, девять преступлений. Это действия, нарушающие половую неприкосновенность, т. е. насильственные действия сексуального характера либо развратные действия. Также зафиксирован единичный факт побоев, обвиняемый применял к детям физическую силу, так как они самостоятельно ничего не делали.
– В Ленинском отделении милиции полтора года «теряли» заявления по этому делу. Сотрудники, причастные к этому, понесли наказание?
– В рамках данного уголовного дела в отношении должностных лиц органов внутренних дел проводится проверка. По итогам расследования будет дана оценка их действий. На данный момент мы обнаружили один отказ в возбуждении уголовного дела по данному факту. Но были и другие обращения, которые по непонятным нам причинам пропали.
– Как в следственном комитете узнали о совершении преступлений?
– Родители обратились с заявлением в оперативную службу ГУ МВД России по Уральскому Федеральному округу. Там быстро собрали материалы по делу, которые были необходимы для понимания ситуации, и с этим материалам они приехали к нам, в следственный отдел. Мы зарегистрировали сообщение и начали проверку, которая быстро выявила факты преступлений. Я лично разговаривал с потерпевшим ребенком, и понял, что в отношении него совершено преступление.
– Как потерпевший мальчик встретился с педофилом?
– За исключением преступлений, совершенных с воспитанниками детских домов, механизм заманивая детей был одинаковым. Приемный сын гражданина Т. вступал в дружеские отношения с детьми во дворе, где гулял, он приглашал детей к себе домой, предлагая поиграть в компьютер. Сначала с мальчиками ничего не происходило, педофил играл с ними, таскал их на шее, а на третье-четвертое посещение Т. заманивал детей к себе в комнату, запирал дверь и против их воли совершал в отношении них насильственные действия сексуального характера. Дети не рассказывали об этом родителям, потому что в возрасте 8–11 лет они еще не осознавали того, что происходит, и продолжали приходить в гости. Таким образом, есть потерпевшие, в отношении которых совершено девять преступлений.
– Что стало с 13 летним приемным сыном Сергея Т.?
– Он передан на попечение матери господина Т., так как мы посчитали, что нет необходимости возвращать его в детский дом. К тому же так поступить нас обязывает закон. Обвиняемый в свое время получил разрешение на усыновление ребенка от главы Администрации города Каменска-Уральского.
– А потом, видимо, этим документом он и вводил в заблуждение должностных лиц и органы опеки. Господин Т. усыновил мальчика, когда тому было 6–7 лет. Приемный сын отрицает факт сговора с отцом. Он отказывается рассказывать о том, что происходило. При совершении преступлений, он всегда покидал комнату, в которой происходило насилие. Ребенок не хочет возвращаться в детский дом и поэтому очень переживает, что его приемный отец арестован.
– Какие действия ведутся в отношении руководства детского дома?
– Сейчас мы занимаемся сбором документов. Необходимо узнать, какие работы были проведены сотрудниками после возвращения детей из чужой семьи: проводилось ли освидетельствование или хотя бы опрос, чтобы узнать, как с ними обращались. Сотрудники детского дома пока не могут прояснить, как обстояли дела. Детей отпускали с педофилом на основании разрешения органов опеки и попечительства на выходные дни и на основании приказа директора детского дома о выдаче конкретного ребенка на конкретный срок. Механизм выдачи детей соответствовал закону. Но нам не понятно, почему в первый раз после того, как к ребенку было применено насилие, сотрудники детского дома не установили факт совершенного насилия и впоследствии отпустили с Т. еще двух ребятишек. По официальной версии, прося выдать детей на выходные, Т. говорил, что ищет братика своему приемному сыну.
– Трое детей из детского дома однократно посещали квартиру педофила?
– Нет, первого ребенка отпустили к Т. один раз в апреле, другого ребенка – дважды в мае, третьего – трижды в мае.
– Как совершенные действия повлияли на детей?
– Воспитанники детского дома, над которыми было совершено насилие, абсолютно нормальные, без каких-либо отклонений. Тем не менее эксперты выяснили, что здоровью одного из детей, посещавших квартиру обвиняемого, которому на момент насилия было 9 лет, Т. причинил тяжелый вред. У мальчика нарушена психическая адаптация и психическое развитие, ребенок замкнулся в себе и практически не разговаривает.
– Признали ли педофила вменяемым?
– Т. заявил, что его еще со школьных лет возбуждают только маленькие мальчики. Однако он начал осуществлять насилие над ними только с 2009 года. Он прошел множество психологических экспертиз и признан вменяемым. Однако экспертам удалось установить, что он является педофилом. Сейчас он содержится в СИЗО, в условиях исключающих вред его здоровью и жизни со стороны других заключенных. Он очень надеялся, что судебная экспертиза признает его невменяемым. В таком случае он полежал бы три года на укольчиках и вышел бы на свободу.
– Какое наказание грозит Сергей Т.?
– На данный момент 25 лет. Особенность состоит в том, что 27 июля 2009 года относительно насильственных действий в отношении детей законодательство было ужесточено, а часть преступлений обвиняемого была совершена до этого времени. Согласно закону, мы не можем наказать его за прошлые преступления по правилам нового законодательства.
– Как вы лично считаете, какое наказание он заслуживает?
– Предусмотренное уголовным кодексом – до 25 лет лишения свободы. Сейчас внесены законопроекты по кастрации, но, к сожалению, на господина Т. это не будет распространяться, хотя сам Т., в разговоре со мной, просил его кастрировать. На вопрос: «Почему он не кастрировал себя сам?», – Т. ответил: «Ну, вы же меня тогда еще не поймали!» А сейчас он активно подхватил мысль о кастрации и требует сделать ему соответствующую химическую операцию. В данный момент господин Т. начал активно сотрудничать со следствием и признал свою вину.
– Юрий Александрович, как вы повлияли на расследование?
– Я возбудил первое уголовное дело, мной возбуждено еще 14 уголовных дел по данным фактам. Предъявлено окончательное обвинение, установлены обстоятельства, и господин Т. рассказал мне всю правду о совершенных им преступлениях. Я не стал бы говорить, что в этом особая моя заслуга – работала следственная группа. Я не видел ни одного человека в следственно-оперативной группе, который был бы равнодушен к этому уголовному делу. Любой здравомыслящий человек понимает, что насиловать детей – это мерзко.
Юрий Еланцев посоветовал родителям обращать внимание на то, с кем дружат их дети, в каких местах они бывают: «Родителя должны знать, в какую квартиру пошел их ребенок играть. Ведь все дети, за исключением ребятишек из детского дома, были из благополучных семей».
На данный момент фирма «Лайт-Продактс», которая принадлежала Сергею Т., закрыта. Его имущество, в числе которого машина и квартира, арестовано органами следствия в качестве обеспечительных мер к исковым заявлениям, которые к нему уже предъявили. Заявлены иски на 1 млн руб. и на 1,5 млн руб. Педофил сообщил, что если бы его выпустили через 5 лет, он продолжил бы насиловать детей.