В понедельник, 21 ноября в суде Березовского состоялось судьбоносное для города заседание. Проходило оно под присмотром секретаря местного политсовета партии «Единая Россия» Евгения Говоруха. Рассматривалось дело кандидата в мэры от данной партии – Евгения Писцова. Поводом для этого стало появление на свет двух документов: эпикриза и карты амбулаторного больного, проходившего лечение в 1984 году в областной клинической психиатрической больнице и впоследствии наблюдавшегося там же вплоть до 1993 года. В обоих документах в качестве пациента значится Писцов Евгений Рудольфович 1966 года рождения. Вот некоторые выдержки из них:
«…окружающее воспринимает как-то нереально, то сквозь пелену, то было чувство чего-то незнакомого, необычного, бессмысленного, также необычно воспринимал речь окружающих людей, анализируя свое состояние, пришел к мысли, что у него начинается бред...»,
«Было чувство нереальности окружающей обстановки, изменения своего внутреннего я. В связи с этим обратился на прием к участковому врачу и был госпитализирован в нашу больницу»,
«При поступлении: настроение снижено. Вял, угрюм, замкнут, на беседе начинает плакать, склонен к рефлексии, фиксировании на своем состоянии…»,
«Получал терапию: общеукрепляющее лечение, витаминами, симптоматическое лечение по поводу ОРЗ, антигриппин в сочетании с галоперидолом…»
И диагноз: «шизофрения, депрессивно-параноидный приступ» – подписано лечащим врачом – Макрецким Н.Г.
Одной из задач процесса было выяснить: являются ли данные документы подлинными. Для этого была проведена тщательная графологическая экспертиза, которая установила, что подпись и примечания, сделанные от руки, действительно принадлежат главврачу Березовской психиатрической больницы Макрецкому Н.Г. Собственно, заявители предлагали и самого врача вызвать, но:
– Это было самое беспредельное заседание за всю мою практику – делится впечатлениями юрист Андрей Еланцев, с чьего заявления и начался разбор данного дела. – Начиная с того, что суд отклонил все ходатайства о вызове свидетелей. Нам не дали допросить ни врача, который непосредственно вел данную карту, ни врачей, которые также его наблюдали. Кроме того: в ходе заседания защита представила некий документ о вменяемости Писцова – я заявил, что документ поддельный. Суд обязан был, как минимум, принять это заявление во внимание, не говоря уж о том, чтобы назначить экспертизу документа. Но мою реплику просто проигнорировали. Собственно, проигнорировано было все, кроме мнения защиты.
Впрочем, стороне защиты один раз тоже досталось. Как передает наш корреспондент, находившийся в заде суда, во время процесса представитель Евгения Писцова попросил приобщить к делу справку о вменяемости его подзащитного, подписанную уже упоминавшимся выше главврачом Березовской психиатрии Макрецким. Судья, изучив этот документ, отказался приобщить его к делу, никак данное решение не пояснив.
Особенно озадачивает в этом деле нежелание суда и стороны защиты вызвать в суд главного свидетеля. Человек, который мог бы раз и навсегда разрешить все споры – сам Макрецкий. Тем более что он мог бы и дать окончательное заключение о дееспособности кандидата. Но суд, по словам Андрея Еланцева, решил не уточнять ни диагноз вообще, ни состояние кандидата на текущий момент.
Итог заседания: дело закрыто, Писцов может и дальше участвовать в предвыборной гонке и даже имеет право стать мэром – гласит вердикт суда.
– Что я могу думать о сложившейся ситуации? Встает вопрос: является ли потенциальный кандидат в мэры Березовского – психически здоровым человеком? – Прокомментировал нам итог заседания Андрей Еланцев. – Избиратели должны понимать: шизофрения не лечится и шизофреник при этом не несет уголовной ответственности. Шизофреник может разворовать весь бюджет. Может убить – ему ничего не будет. А приступ если у него случится? Лампочка не так мигнет – и все, у него в любой момент может начаться обострение. И при этом, когда шизофреник идет от «партии власти»… для меня только это уже звучит как бред какой-то.
– Если будет получено официальное подтверждение опубликованных документов, то сложится действительно тупиковая ситуация, – комментирует происходящее политолог Федор Крашенинников. – Получается, что уважаемая партия поддержала на важный пост кандидатуру человека, у которого серьезные проблемы со здоровьем, причем с психическим, – говорит политолог. – Сейчас уже не важно, знали ли выдвигавшие этого человека люди о его проблемах или он скрыл это все и от них. Гораздо острее стоит вопрос, может ли он вообще принимать участие в выборах? Потому что по закону с таким диагнозом муниципалитетом руководить нельзя. То есть получается, что ему надо или сниматься с выборов, или его надо снимать с выборов выдвинувшей его партии, или прекращать всякую кампанию и тихо ждать проигрыша. Потому что ситуация, когда человек с таким диагнозом становится во главе муниципалитета, невозможна по закону и ни к чему хорошему привести не может.