Немного истории
В Екатеринбурге, да и во всей Свердловской области, пожалуй, только младенцы не в курсе, чем овощебаза №4 заслужила «немилость» губернатора и отчего прохожие, оказавшиеся в промзоне за железнодорожным вокзалом, пробегают мимо ворот «фруктово-овощного царства» чуть ли не бегом. «МК-Урал» в целом ряде публикаций достаточно подробно рассказывал читателям о весьма неприглядном «закулисье» этого царства. А также о том, что предпринимается в уральской столице в связи с присутствием на ее территории объекта со столь сомнительной репутацией.
Не пересказывая прежние статьи, напомним, что овощебаза на улице Завокзальной была главным столпом «фруктово-овощной империи» Виктора Контеева – бывшего вице-мэра Екатеринбурга, отвечавшего за торговлю, а ныне отбывающего 18-летний срок в колонии строгого режима. Тяжелые обвинения по уголовным статьям «Подстрекательство к убийству», «Вымогательство» и «Получение взятки в крупном размере, сопряженное с вымогательством», Контеев получил именно «благодаря» этому бизнесу. Так, суд установил, что чиновник в 2005 и 2006 годах организовал убийство двоих граждан, которые препятствовали прохождению плодоовощных грузов на екатеринбургскую «четверку» через таможенный пост в Курганской области. А долю в 51,28 процента уставного капитала ООО «Продовольственная база №4» вице-мэр получил в конце 2004 года в виде взятки от Татьяны Русиной – директора и участника этого предприятия. Несколько лет спустя представители вице-мэра вынудили «взяткодательницу» и ее родственников расстаться и с оставшейся долей предприятия. Именно тогда Русина инициировала возбуждение уголовного дела, а ее показания стали основой практически всего приговора бывшему вице-мэру уральской столицы.
К слову, в ходе расследования уголовного дела Виктора Контеева овощебаза №4 со всем ее имуществом (комплекс зданий на улице Завокзальной, торговый центр «Белка маркет» и база отдыха на берегу озера Таватуй) была признана вещдоком и ее передали Русиной на ответственное хранение. Возможность вернуть базу в свою собственность бывшая владелица получила после вынесения Контееву обвинительного приговора.
Интересно, что еще около двух лет назад прокуратура утверждала и настаивала: Русина не просто взяткодатель, но и мошенница – и поддерживала представленные материалы по ее обвинению. Но судья на процессе по «контеевскому делу» это мнение не разделил. Он посчитал, что взятку Русина передала чиновнику под угрозой воспрепятствования финансово-хозяйственной деятельности базы. Ну как же, действительно, можно не понять чувства женщины? Ведь деятельность «четверки» позволяла ей иметь колоссальный «левак». Как сообщали многие СМИ со ссылкой на адвоката Виктора Контеева Светлану Заец, в период с 2003 по 2010 годы Русина приобрела 17 квартир и 43 автомобиля при официальной зарплате в 70 тысяч рублей.
Это было этим летом
Объемы аккумулируемой на овощебазе №4 «неучтенки», с которой, разумеется, не уплачиваются никакие налоги, поражают воображение. Кроме того, по некоторым данным, овощебаза №4 – это крупнейший перевалочный пункт наркотрафика в регионе. Силовики не раз изымали крупные партии героина, доставленные совместно с подгнившими овощами и фруктами. А как вам кокаин в ящиках с эквадорскими бананами? Из Екатеринбурга наркотики расходятся более мелкими партиями на север и запад страны.
Мы уже не говорим о том, что большинство работающих здесь – законно и незаконно находящиеся на территории России представители среднеазиатских республик со всеми вытекающими обстоятельствами, в том числе – царящей на складах тотальной антисанитарии.
В мае-июне этого года крупнейший в Екатеринбурге перевалочный пункт овощей и фруктов, а по совместительству и наркотиков надолго занял «лидирующие» позиции информационной повестки. Причина: массовые беспорядки с участием нескольких сотен человек. Комментируя майские события, ответственный хранитель 4-й овощебазы Татьяна Русина заявила, что это была очередная попытка захвата объекта, каковых за последние двенадцать месяцев было уже десятка полтора. По словам начальника ГУ МВД РФ по Свердловской области Михаила Бородина, из-за спора хозяйствующих субъектов полиция многократно предотвращала открытое противостояние сторон на овощебазе.
На этот раз драка, едва не превратившаяся в кровопролитие, послужила сигналом для проверок предприятия сотрудниками полиции, следственного комитета и Роспотребнадзора. «Улов» проверяющих оказался столь впечатляющим, что СМИ заговорили о скором и неминуемом прекращении деятельности овощебазы №4. Версию о закрытии объекта подкрепляло и то, что ситуацию под свой контроль взял лично губернатор Евгений Куйвашев, поручивший силовикам нормализовать обстановку «в кратчайшие сроки».
Но «четверку», отнюдь не ставшую менее криминальной после посадки Контеева, так и не закрыли. Мало того, предприятие в открытую продолжало и продолжает осуществлять коммерческую деятельность – несмотря на то, что для объектов, находящихся на ответхранении, закон исключает эту возможность!
Горожанам оставалось полагать, что либо связанные с наркобизнесом торговцы действительно очень сильны, раз даже усилия губернатора и надзорных органов не помогают найти на них управу, либо кому-то в правоохранительных структурах выгодно саботировать указания главы области и протокол Совета безопасности.
Налетели, испугали…
Впрочем, екатеринбургские полицейские, которым эта «зона беззакония» всегда доставляла массу проблем, продолжали исполнять губернаторское поручение. В смысле – пытаться нормализовать обстановку на объекте.
22 июля сотрудники отдела экономической безопасности и противодействию коррупции УВД Екатеринбурга при поддержке бойцов ОМОНа подъехали к овощебазе №4 с очередной проверкой. Полицейские стали требовать у водителей прибывающих на базу фур документы.
– Поначалу это всерьез напугало нечистых на руку предпринимателей, ведь не секрет, что все фуры идут с огромным перегрузом, – рассказал тогда наш коллега, корреспондент «МК-Урал», оказавшийся непосредственным очевидцем событий. – Однако решение было найдено мгновенно. Фуры, прибывающие в Екатеринбург днем, просто останавливались за несколько кварталов от овощебазы и спокойно ожидали, когда правоохранители покинут свои посты. После заката большегрузы вновь устремлялись к воротам овощебазы. Естественно, что ночью никакого весового контроля не осуществлялось.
К слову, правоохранителей интересовал не только грузовой автотранспорт, находящийся на самой базе и прилегающей к ней территории. В официальном письме на имя главного редактора «МК-Урал» исполняющий обязанности начальника УМВД по городу Екатеринбургу подполковник полиции Филипп Куклин сообщил: «В период с 22.07.2014 по 23.07.2014 на территории, прилегающей к овощной базе №4, проводился комплекс профилактических мероприятий, направленный на предотвращение несанкционированной торговли продуктами питания, а также выявление преступлений, предусмотренных ст. 159, 238, 327 УК РФ («Мошенничество», «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности» и «Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов» соответственно). Кроме того, в целях соблюдения действующего законодательства в области дорожного движения, сохранения дорожного покрытия на территории Екатеринбурга, совместно с Госавтодорнадзором Свердловской области проведены мероприятия по весовому контролю автотранспорта, осуществляющего движение по улицам Армавирская – Завокзальная. Деятельность сотрудников органов внутренних дел осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 №03-ФЗ «О полиции».
Следует отметить, что за пояснениями в городское УМВД, а также в областную прокуратуру редакция издания обратилась после того, как стало известно, что участникам того самого «комплекса проверочных мероприятий» светят большие неприятности. Об этом общественности и СМИ рассказал автор открытого письма, пришедшего по электронной почте в редакцию газеты «МК-Урал». Оказывается, появление полицейских на Завокзальной, 26 не только перепугало водителей и экспедиторов явно груженных под завязку фур, но и вызвало недовольство у охраны и руководства овощебазы №4.
После вышеописанных событий Татьяна Русина, контролирующая объект, пожаловалась в надзорное ведомство, рассчитывая на то, что обидчикам «укажут их место». И в общем-то не ошиблась.
«В прокуратуру Екатеринбурга поступили обращения Русиной Т.В., обжалующей неправомерные действия сотрудников полиции при проведении проверочных мероприятий на территории имущественного комплекса, расположенного по улице Завокзальная, 26», – говорится и в официальном письме в редакцию от 13 октября за подписью прокурора города Екатеринбурга Вячеслава Петрова, которому облпрокуратура переадресовала вопросы журналистов «МК-Урал».
В обращении Русиной указывается, что в ходе проверки полиция допустила нарушения целого ряда статей федеральных законов «О прокуратуре Российской Федерации», «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и «О полиции». В итоге «начальнику УМВД России по городу Екатеринбургу И.Ю.Трифонову внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, которое до настоящего времени окончательно не рассмотрено». И далее: «Одновременно сообщаю, что решения, принятые в рамках заседания Совета общественной безопасности Свердловской области 31.05.2014, предметом проводимой проверки не являлись…».
Обидели «четверку»!
Официальная переписка с правоохранительными и надзорными органами оказалась такой нудной и затянутой (из-за их удручающей эпистолярной нерасторопности), что редакция «МК-Урал» нашла другие, безусловно, достоверные источники информации, которые, извините, мы называть не станем. Главное, они сообщили: полицейским, которые участвовали в проверочных мероприятиях 22-23 июля на улице Завокзальной, пришлось ответить на ряд вопросов, которые им строго задали в городской прокуратуре. Например, знает ли каждый из них, какие были основания для проверки. Ответы типа «мы обеспечивали общественный порядок» расценивались как нарушение части 4 статьи 6 закона «О полиции». Мол, полицейский не может в оправдание своих действий при выполнении служебных обязанностей ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-то иные обстоятельства. Действия сотрудников полиции, дескать, должны быть обоснованными и понятными для граждан.
А Русина как раз и жалуется на то, что по требованию ее законных представителей сотрудники ОЭБ и ПК екатеринбургского УМВД не отчеканили, какого черта им надо было на Завокзальной в тот июльский вечер. И какого рожна они поставили поперек ворот служебный автомобиль ГИБДД, не пропуская груженые фуры на территорию базы №4 без предъявления документов и взвешивания.
И впрямь, что это такое делается, – согласились с жалобщицей прокурорские, – ведь запрещающих парковку знаков на территории не имеется, въезд дорожными знаками не ограничен! Значит, у полицейских не было никаких правовых оснований цепляться к водителям и мешать им затаскивать просевшие от явного перегруза фуры на территорию овощебазы или парковаться возле ее ворот, спокойно дожидаясь ночи.
Одним словом, парни в погонах, что называется, влетели. Нажили себе проблем, при том, что делали все согласно закону. Ведь велел же губернатор нормализовать обстановку в этом рассаднике криминала и коррупции.
А сразу после этого и зампрокурора Железнодорожного района Екатеринбурга направил в городское УМВД требование (дословно) «о проведении комплекса мероприятий, направленных на предотвращение несанкционированной торговли продуктами питания на территории базы №4, а также на получение информации о юрлицах и ИП, осуществляющих свою деятельность с нарушением действующего законодательства». Однако и на это у прокурорских ответ скорый: мол, там было черным по белому написано: «…со сроком исполнения до 11.06.2014». А вы и в июле не успокоились, полезли со своими проверками!
Одним словом, проштрафились полицейские со всех сторон. С точки зрения прокуратуры Екатеринбурга, стражи правопорядка, появившись 22 июля возле печально знаменитой овощебазы №4, совершили недопустимые нарушения, подорвали авторитет госслужбы, а значит, их необходимо привлечь к дисциплинарной ответственности.
Интересно, что областной полицейский главк как будто бы ничуть не обиделся за своих ребят из УМВД. Попросив оперативную службу ГУ МВД прокомментировать эту ситуацию, мы ожидали этакой «бомбы»: дескать, как можно выставлять грубыми дилетантами наших специалистов, выполнявших свою главную профессиональную функцию – охрану законности и правопорядка? И почему уважаемая прокуратура закрывает глаза на реальное нарушение закона: коммерческую деятельность предприятия, находящегося на ответхранении? Но ГУ МВД по Свердловской области долго не озвучивало свою официальную позицию. А когда мы и ждать перестали, пришел вялый ответ. Комментировать действия прокуратуры областной главк отказался, а по поводу открытого письма предположил, что это недостойная внимания провокация.
Остается только порадоваться за хозяев «четверки» и за всех тех, кто на ее площадке творит свои дурно пахнущие дела. Их гражданские права в славном городе Екатеринбурге надежно охраняет прокуратура. После всего этого остается надеяться, что вышеуказанная неприятная история не отобьет у честных полицейских желание проверять «фруктово-овощную империю» Контеева – Русиной и наводить в ней порядок.