О необходимости повышения проезда на общественном транспорте в Екатеринбурге представители администрации заявили еще в ноябре 2015 года. Тогда на пресс-конференции заместитель главы по вопросам благоустройства, транспорта и экологии Евгений Липович сообщил, что мэрия одобрила повышение предельного тарифа на перевозку людей в общественном транспорте до 26 рублей. По его словам, транспортные компании просили повысить тариф до 30-31 рубля, но в мэрии решили, исходя из себестоимости перевозок, поднять только до 26 рублей.
«Транспортные компании в соответствии с действующим порядком направили в Региональную энергетическую комиссию заявку о повышении предельного тарифа. РЭК сделала запрос в администрацию города, и мы сочли возможным, исходя из себестоимости перевозок в 2014 – 2015 годах, поднять предельный тариф с 23 до 26 рублей», – заявлял ранее Евгений Липович.
По его же словам, себестоимость пассажирских перевозок в Екатеринбурге ровняется 35 рублям. Правда, эксперты сомневаются в объективности данных расчетов, ведь даже стоимость проезда в 23 рубля являлась одной из самых высоких в России. Так, цена билета в прошлом году в соседних Тюмени, Челябинске и Кургане составляет соответственно 22, 15 и 16 рублей. Ниже, чем в Екатеринбурге, стоимость проезда и в других крупных городах страны – 20 рублей в Нижнем Новгороде, столько же в Казани, по 19 рублей – в Красноярске и Новосибирске, 18 – в Уфе, 17 – в Сочи.
При этом к эффективной деятельности перевозчиков Екатеринбурга у экспертов постоянно возникают вопросы. Финансовые потоки транспортных МУПов отследить крайне сложно, а сами компании могли бы зарабатывать еще и на рекламе, но этого почему-то не делают.
«К деятельности муниципальных транспортных предприятий по-прежнему очень много вопросов. Несмотря на многочисленные дискуссии и попытки разобраться в том, насколько эффективно работают МУПы, работа транспортников крайне непрозрачна», – сказал собеседник агентства, добавив, что администрации Екатеринбурга рекомендовано усилить контроль над работой муниципальных унитарных предприятий.
Примечательно, что в конце прошлого года городские власти брали на себя обязательства по проведению комплексных исследований муниципальной маршрутной сети и пассажиропотоков, оптимизации маршрутов, повышению прозрачности деятельности транспортных предприятий города. Однако заметных изменений так и не произошло.
«Повышение стоимости проезда в Екатеринбурге вызывает много вопросов. Эта стоимость и так одна из самых высоких в России, уступает, может, только Москве и Санкт-Петербургу. И на самом деле повышение стоимости, изъятие денег у населения – самое последнее управленческое решение, самое неэффективное», – отмечал ранее спецпредставитель губернатора в Екатеринбургской гордуме Вадим Дубичев.
Сами жители Екатеринбурга также выступили против повышения платы за проезд в общественном транспорте. Они начали сбор подписей под петицией, которая призывает не повышать цены на проезд в общественном транспорте города.
«Считаем, что повышение стоимости проезда в общественном транспорте Екатеринбурга не обосновано. Отчетность по расходам перевозчики не предоставляют, нет четкой картины, на что потрачены деньги, сколько пассажиров перевезено предприятием. В сравнение от стоимости бензина проезд не должен стоить 31 рубль!!! В данный момент стоимость проезда составляет 23 рубля, это и так бьет по карману горожан. Просим Вас оставить стоимость на прежнем уровне!» – сказано в петиции.
Документ будет направлен губернатору Свердловской области Евгению Куйвашеву, в Региональную энергетическую комиссию и главе Екатеринбурга – председателю гордумы Евгению Ройзману.
Из-за повышения стоимости проезда в общественном транспорте с 15 января в екатеринбургском метрополитене уже начался ажиотаж. Горожане массово скупают жетончики в метро по 23 рубля.
В тоже время повышение стоимости проезда на общественном транспорте не должно отразиться на льготных категориях. Свердловские власти в полном объеме покрывают расходы на обеспечение льготного проезда федеральных и региональных льготников. Министр финансов региона Галина Кулаченко, комментируя согласительные процедуры по бюджету-2016, отметила, что Минфином «полностью были приняты суммы, которые заявляла администрация Екатеринбурга по объему средств на проезд льготников. Мы учли эти расходы в оценке полномочий муниципалитета».