Демпинговать не будут
Нынешний сезон на турецком направлении, по мнению исполнительного директора Уральской ассоциации туризма Михаила Мальцева, уже безнадежно провален.
– Туристы со своими предпочтениями уже определились. Глубина продаж путевок – июль и большая часть августа. Но, возможно, появление Турции заставит привести в приличное состояние гостиничное хозяйство юга России и Болгарии в части сервиса и разумного ценообразования. Я спрашивал у консула Болгарии, сколько виз выдается сейчас в Екатеринбурге. Он ответил: «250–300 в день». Если учесть, что мы за целый месяц такое количество отправим в Турцию, то не вижу смысла говорить о том, что рынок принципиально изменится, – рассказал Михаил Мальцев.
Сейчас туристические компании внимательно следят за статистикой запросов уральцев о турах и продаж путевок в Интернете. Цифры преподносят сюрпризы.
После 1 июля, когда стоимость стала известна, по количеству запросов Турция сразу вышла на первое место, обогнав все прочие страны. Но, полюбопытствовав, узнав цены и условия, уральцы отправляются искать что-нибудь интереснее за те же деньги. Лидерами продаж остаются Россия, Греция, Тунис, Кипр и Болгария. За четыре июльских дня из 2300 уральцев, купивших путевки, только 97 выбрали Турцию.
Екатеринбургская компания «Викки Тур» предлагает в июле поездку в трехзвездочный «бюджетный» отель в Алании. Семидневный отдых в двухместном номере с системой all inclusive обойдется туристам в 74-76 тысяч рублей. Две недели в турецкой «трешке» в августе, по данным компании Центр туризма «У РА!», будут стоить для двоих от 96 тысяч рублей, с топливным сбором – около 102 тыс. руб. Но это «трешки».
По данным генерального директора группы туристических компаний Vista Максима Пузанкова, средняя цены путевки для двоих на семь ночей, («четыре звезды», «все включено») – 76075 рублей, на четырнадцать ночей – 120479.
– Люди не готовы платить столько за Турцию, – считает он. – 50–60 тысяч за двоих – это максимум. Все ждут снижения цен, о нем много говорится в СМИ. Но, честно говоря, я бы не стал делать таких прогнозов, особенно из Екатеринбурга. Никому нет смысла демпинговать, поскольку нет достаточных средств перевозки. Ситуация может измениться не раньше середины сентября, когда начнут сворачиваться летние европейские и южнороссийские направления. Сейчас, в разгар сезона, никто не станет перекраивать маршрутные цепочки, тем более, нет сумасшедшего спроса на путевки в Турцию. Даже ближайший рейс 10 июля еще не продан.
Турки разлюбили россиян?
По данным участников рынка, интерес к направлению, подогреваемый СМИ, объясняется тем, что Турция всегда интересна, как место семейного отдыха, но это может сыграть и злую роль. При поездке с детьми люди чаще вспоминают о террористической угрозе. Туристы оценивают не только соотношение цены и качества, но и степень безопасности.
Достаточно вспомнить, что в день, когда на телеэкранах второй новостью было открытие Турции, первой все-таки шел теракт в стамбульском аэропорту, когда показывали разорванные тела иностранных туристов. Есть и еще одна сторона медали, о которой упомянул Михаил Мальцев.
За семь месяцев в турецких СМИ была форменная истерия по отношению к России (российская пресса в долгу не оставалась). Есть информация, что резко выросли антироссийские настроения. Причем как среди обслуживающего персонала отелей, так и со стороны государственных органов. Для изменения этой ситуации потребуется немало времени.
Турки потеряли не только российских туристов. Сократился поток из Европы. В некоторых отелях цена упала вдвое. Был очень существенно сокращен персонал. Это не могло не сказаться на качестве обслуживания. В сервисе работало очень много, если не большинство граждан других стран. Чтобы нанять новых, обучить их потребуется много времени. Качество поддерживали только отели категории «премиум» и «люкс», а в других сервис и питание существенно ухудшились.
Туристов по осени считают
Впрочем, ситуация не безнадежная. По мнению игроков туристического рынка, она может измениться после 15 сентября, когда в России пляжный сезон закончится. В Турции он еще какое-то время продолжится, а в этой ценовой категории останется, пожалуй, только Кипр. Тогда же появятся и свободные борта.
Сейчас, когда авиакомпании продали билеты до сентября, а то и дальше, они не могут просто ликвидировать рейсы и отказаться от обязательств перед пассажирами. А «лишних» самолетов нет, поскольку большинство бортов было в лизинге (по сути – в долгосрочной аренде). После исчезновения турецкого направления самолеты стояли на земле, а за них все равно приходилось платить. Поэтому часть техники вернули лизинговым компаниям, часть перевели на внутренние рейсы. Обанкротилась компания «Трансаэро», больше всех занимавшаяся чартером. К тому же сказался и внутрироссийский кризис – люди стали меньше летать по всем направлениям. И так сложилось, что лишь одна авиакомпания сегодня может обеспечить хотя бы минимальные перевозки в Турцию.
За время запрета аэропорты отдали многим рейсам более удобное время вылета, и сегодня свободны только ночные рейсы, что для туристов, понятно, не подарок. Компания «Уральские авиалинии» на вопрос о полетах в Турцию отвечает осторожно: «Мы изучаем этот рынок, техническая возможность выполнять рейсы в Турцию у нас есть».
Нам и дома хорошо?
Максим Пузанков отмечает еще одну чисто российскую особенность туризма:
– В последние годы во всех социальных слоях сформировалось чувство патриотизма. Я знаком с людьми, которые раньше отдыхали за границей в дорогих отелях, а сейчас с удовольствием ездят несколько раз в год в Сочи и в Крым. У некоторых патриотизм настолько зашкаливает, что они из принципа не поедут в ближайшие годы в Турцию.
Настроение туроператоров сейчас можно выразить одним словом – растерянность. Наталья Оборина, директор сети туристических агентств «Элита трэвел», пока не знает, что будет с турецким направлением.
– Ничего не ясно. Мы – заложники ситуации. Самолетов нет, качество турецких отелей нас не устраивает. От нас ничего не зависит. Ждем, что решит Москва.