Средний палец от девочки
17 декабря стартовало комиссионное рассмотрение Свердловским УФАС России дела о нарушении закона о рекламе в отношении ООО «Брусника». В антимонопольный орган обратились жители Екатеринбурга, у которых есть претензии к ролику компании «Потому что Брусника».
Рекламный ролик сняли агентство «Восход» и режиссер Илья Найшуллер, автор знаменитого боевика «Хардкор». В ролике «Брусники» девочка прощается со своим старым домом типа брежневки, двором, друзьями и так далее. Мужчина (вероятно, отец) в это время собирает вещи. Далее девочка садится в машину и показывает в окно средний палец. Отец одобрительно улыбается.
Сюжет ролика вызвал возмущение у многих пользователей соцсетей, в комментариях оценивших ролик «Брусники» как неэтичный, как насмешку над жителями «советских» кварталов, как проявление социал-дарвинизма, культа классового расслоения и т.п. Основанием для возбуждения дела в УФАС стали заявления нескольких человек, ООО «Уралинформбюро» и СРОО «Безопасное детство».
В УФАС поступило заявление, в котором говорится, что данная реклама является неэтичной и оскорбляющей людей: в ей фигурирует негативное отношение к лицам, живущим в домах, построенных в советский период, а также к лицам, которые не пользовались услугами компании «Брусника»; используется непристойный и оскорбительный образ девочки, показывающей средний палец.
Также говорится, что ролик «создает впечатление у детей, что переезд и жизнь в новом доме, построенном компанией, ставит их в предпочтительное положение перед сверстниками, которые проживают в домах застройки прошлого века».
Действия направлены на двор?
В «Бруснике» с данными выводами не согласны. По мнению представителей застройщика, нарушения законодательства в ролике нет. Они считают, что в нем нет негативного отношения к лицам, проживающим в домах, построенных в XX веке. Этот вывод заявителя застройщик считает субъективным.
– Все действия и эмоции актера – девочки – направлены не на других лиц, а на постройки прошлого века, – заявили на заседании представили «Брусники».
Также представители компании отметили, что застройщик строит много социальных объектов в тех районах, где возводит дома. Среди жильцов проводятся социальные мероприятия. Якобы, это направлено на создание комфортной среды проживания. А в том районе, что показан в ролике, комфортной среды якобы нет.
– Задача этого ролика – социально-культурная. Он обращает внимание на то, в каких условиях обитают дети, какие у них дворы, нет детских площадок. Они вынуждены пинать мяч о стену дома, – сообщил представитель застройщика. – В пандемию коронавирусной инфекции мы никуда не может уехать, поэтому дети вынуждены быть в этих дворах.
По словам представителей компании, на эти условия времяпрепровождения детей нужно обратить внимание властей. Якобы в этом и есть главный посыл ролика – обратить внимание взрослого населения на проблемы.
Палец есть, а смысла нет?
По мнению представителей застройщика, заявитель жалобы в УФАС искажает информацию, которая есть в ролике. В компании выступают против того, что средний палец, который показывает девочка, является мужским половым органом. Об этом говорят заявители, ссылаясь на Википедию. Представители застройщика считают, что Википедия – не экспертная оценка.
– В Википедии также говорится, что этот знак (средний палец – Прим.) означает другие символы. И в ней же говорится, что этот знак [как мужской орган] уже так не воспринимается, – говорит представители застройщика.
При этом в «Бруснике» считают, что данный ролик не реклама. Эта информация для взрослых, там даже есть отметка +18. Он не рекламирует товары компании. Там только на полторы секунды появляется надпись «Брусники» и есть цветовая символика.
Дата следующего заседания УФАС по делу «Брусники» пока неизвестна.