МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Екатеринбург

Кому бублик, кому дырка: приватизация госпредприятий в Свердловской области вызывает все больше вопросов

Богдановичский комбикормовый завод может полностью перейти группе компаний «Сибагро», к которой у правоохранительных и надзорных органов регулярно возникают претензии

Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области заключило контракт на оценку стоимости 51 % акций АО «Богдановичский комбикормовый завод», принадлежащих правительству региона. Точная стоимость пока неизвестна, но опыт работы оценщиков в отношении других госпредприятий показывает, что зачастую они называют цифры в несколько раз меньше рыночных. Инициатором приватизации является АО «Сибирская аграрная группа» («Сибагро»), которой принадлежит 25 % плюс одна акция комбикормового завода. Приватизация может привести к тому, что комбикормовый завод будет обслуживать только нужды принадлежащего «Сибагро» АО «Свинокомплекс «Уральский», оставив другие предприятия региона без стратегически важной продукции. У человека, понимающего основы экономики, могут возникнуть и другие вопросы к планам властей. Предприятие стабильно приносит прибыль, а его продажа может не только лишить Свердловскую область доходов от его деятельности, но и налогов, поскольку нельзя исключать реорганизацию существующего юридического лица и его присоединение к свинокомплексу.

В декабре 2023 года исполняется 35 лет с момента основания Богдановичского комбикормового завода. К тому времени государство может полностью лишиться прибыльного актива. Фото МК-Урал.

18 мая Правительство Свердловской области издало постановление о включении продажи 51 % акций АО «Богдановичский комбикормовый завод» в программу приватизации на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов. Кабинет министров свое решение вынес на основе заключения Межведомственной комиссии, заседание которой прошло в конце апреля с участием руководителей всех заинтересованных ведомств. Присутствовали в том числе глава Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области (МУГИСО) Алексей Кузнецов, министр агропромышленного комплекса и потребительского рынка Анна Кузнецова и т. д. Провел заседание первый заместитель губернатора Алексей Шмыков. То есть о данной ситуации указанные руководители были в должной мере проинформированы.

В июле стало известно о заключении государственного контракта на проведение оценки. Таким образом, еще до конца года Свердловская область может лишиться доли в одном из наиболее успешных предприятий уральского АПК. Ведь после определения стоимости пакета останется лишь заручиться поддержкой Законодательного собрания Свердловской области.

Речь идет об уникальном предприятии, включающем помимо основной площадки завод по производству премиксов и белково-витаминно-минеральных концентратов. Ежесуточно выпускается одна тысяча тонн кормов для всех сельскохозяйственных животных, 20 тонн премиксов и 17 тонн БВМК. А по имеющемуся современному оборудованию, позволяющему сделать производственный процесс максимально автоматизированным, Богдановичский комбикормовый завод не имеет аналогов не только на Урале, но и в России.

«Ползучая» приватизация

Недавно мы рассказывали о приватизации Ирбитского молочного завода, назвав ее «тихой» (читать здесь). По отношению к продаже Богдановичского комбикормового завода больше подойдет слово «ползучая». После акционирования предприятия 49 % его акций было передано работникам. Затем по мере того, как кто-то увольнялся, кто-то продавал акции, а кто-то уходил из жизни, данная доля начинала сокращаться. Зато выросла доля АО «Сибирская аграрная группа» («Сибагро»).

Данная организация, зарегистрированная в Томской области, имеет предприятия во многих регионах России. Агрогруппа занимает второе место в стране по объемам производства свинины. В Свердловской области она представлена АО «Свинокомплекс «Уральский».

Сейчас акции Богдановичского комбикормового завода распределены следующим образом: 51 % – Свердловская область, 25 % + одна акция – АО «Сибагро», 24 % минус одна акция – физические лица.

Если проанализировать финансовую документацию АО «Богдановичской комбикормовый завод», то приблизительная стоимость предприятия, исходя из его активов, ежегодно получаемой прибыли и т. д., составляет порядка четырех миллиардов рублей. Соответственно, государственный пакет акций стоит порядка двух миллиардов. Сколько насчитает оценщик, ООО «Эсэм-Консалт», сказать пока трудно, но в среде людей, знакомых с ситуацией в свердловском АПК, говорят о суммах в пределах от 600 миллионов до одного миллиарда рублей.

Возьмем даже максимальную сумму, то есть миллиард. При уплате налогов в федеральный и областной бюджеты в сумме 350 млн рублей и чистой прибыли завода более чем в 300 млн рублей, окупаемость составит всего два года. А если АО «Птицефабрика «Рефтинская» погасит задолженность в 500 млн рублей – то и вовсе год.

То есть, интерес АО «Сибагро» понятен. Но насколько это выгодно государству и аграриям, покупающим продукцию Богдановичского комбикормового завода?

Не в коня корм

Судя по всему, используя возможности блокирующего пакета акций, АО «Сибагро» добилось выгодной для своей дочерней структуры схемы производства комбикормов. Как следует из представленных документов, порядка 52 % всех произведенных в 2022 году на заводе кормов предназначалось для АО «Свинокомплекс «Уральский».

В наличии гарантированного покупателя нет ничего плохого, вот только производство кормов для свинокомплекса ведется по давальческой схеме, то есть из сырья, предоставленного заказчиком. Другими словами, большую часть времени завод работает как подрядчик, «продавая» только свои услуги. Согласно тому же документу, на долю тех 52 % кормов, что изготавливаются для свинокомплекса «Уральский», приходится всего пять процентов выручки.

Всего выручка составляет 6,3 млрд рублей. Отказавшись от давальческой схемы, завод при тех же объемах загрузки мог бы увеличить ее почти в два раза.

И это при том, что еще несколько лет назад представители коммерческого отдела сетовали на нехватку производственных мощностей для удовлетворения запросов всех покупателей, и предприятию часто приходится отказываться от выгодных заказов, в том числе от компаний из отдаленных регионов. И речь идет о полноценном, а не давальческом производстве, то есть совершенно о других объемах выручки и прибыли.

Такая выгодная для АО «Свинокомплекс «Уральский» схема позитивно отражается на его финансовом состоянии. Согласно данным из открытых источников, практически ежегодно чистая прибыль свинокомплекса колеблется в пределах от одного до полутора миллиардов рублей.

На постоянной основе выплачиваются дивиденды на сумму до миллиарда рублей. А ведь указанные средства предприятие могло бы потратить на развитие собственного производства комбикормов. Это позволило бы создать новые рабочие места, что привело бы к увеличению налоговой базы и пополнению местного бюджета.

В итоге же дивиденды уходят в Томск, где зарегистрировано АО «Сибагро». Конечным же бенефициаром является создатель агроимперии Андрей Тютюшев. Как говорят в предпринимательской среде, сейчас он находится за границей. А значит, часть денег, которые зарабатываются на Урале (причем по не самой выгодной для государственного предприятия схеме), вероятно, тоже тратится в другой стране.

Уралу грозит дефицит кормов?

По нашей информации, изначально Министерство АПК и потребительского рынка выступало против приватизации Богдановичского комбикормового завода. В ведомстве опасались, что в таком случае доля продукции, производимой для нужд АО «Свинокомплекс «Уральский» еще вырастет, и другим предприятиям АПК кормов попросту не хватит.

Логика такая: недостаток мощностей по производству комбикормов может привести к тому, что их придется ввозить из других регионов. Это увеличит расходы животноводов и может привести к банкротству сельскохозяйственных предприятий.

Вместо приватизации государственного предприятия Министерство предлагало АО «Сибагро» рассмотреть вопрос о строительстве собственного комбикормового завода. Вот только вряд ли для АО «Сибагро» это будет интересно. Ведь создание нового производства с учетом необходимости выкупа или аренды земельного участка, проведения коммуникаций, потребует ориентировочно пять миллиардов, что в разы дороже, чем даже приблизительная реальная стоимость государственного пакета акций Богдановичского комбикормового завода.

И с экономической точки зрения руководителей частной компании понять можно. Вот только при такой схеме, думается, что экономическое счастье коммерческого предприятия будет осуществляться за счет всей Свердловской области. Помимо тех возможных последствий, о которых предупреждает МинАПК, можно увидеть и другие риски, как для экономики региона, так и для персонала.

Во-первых, в случае продажи акций, придется сократить сотрудников, отвечающих за проведение закупочных процедур, поскольку в связи с утратой предприятием статуса государственного их услуги будут более не нужны. А если, как полагает МинАПК, производство кормов на продажу будет сведено к минимуму, то расстаться в таком случае придется, если не со всеми, то с большинством работников, отвечающих за продажи, как прямые, так и дилерские.

Во-вторых, существует определенный риск реорганизации АО «Богдановичский комбикормовый завод» как юридического лица и передаче его производственных мощностей под управление АО «Свинокомплекс «Уральский». В пользу этой версии говорит тот факт, что на данный момент в группе компаний «Сибагро» нет ни одного самостоятельного предприятия, производящего комбикорма.

Уроки экономики

Реорганизация юридического лица может привести к выпадению доходов федерального и областного бюджетов на общую сумму порядка 350 млн рублей в год. А с учетом ежегодно получаемой прибыли – до 650 млн рублей.

То есть, если покупатель за два года отбивает свои средства, то государство за те же два года теряет такую же сумму, которую оно получит после продажи предприятия. Интересно, как Министерство финансов и Министерство экономки намерены эту брешь закрывать?

Непонятен и сам смысл продажи предприятия, которое даже в условиях работы по невыгодной для себя схеме, стабильно приносит прибыль и дивиденды правительству Свердловской области и физическим лицам, владеющим акциями. К тому же за последние десять лет, завод провел значительную модернизацию, закупив передовое оборудование. То есть может получиться ситуация, что за счет государственного предприятия создавались условия для процветания частника.

Возникает вопрос, просчитало ли государство указанные риски. И если оно осознанно их допускает, невольно возникают подозрения в коррумпированности отдельных должностных лиц.

Вопросы правоохранителей

Несмотря на кажущиеся очевидными риски и острые вопросы, власти Свердловской области все же решились на приватизацию.

Вероятно, АО «Сибагро» действительно может дать обещания сохранить рабочие места и объемы производства кормов на свободную продажу. Вот только в том, что они будут выполнены, есть определенные сомнения. Действующее законодательство позволяет новому собственнику провести реорганизацию юридического лица в иную правовую форму, реализовывать корма населению по остаточному принципу и сократить численность работников, исходя из экономической целесообразности. А раз закон позволяет, то что мешает отказаться от такого выгодного для компании сценария?

В СМИ, работающих в регионах присутствия АО «Сибагро», можно встретить немало критических заявлений о методах работы данной структуры. Так, например, в Красноярском крае отмечают, что после приобретения компанией сельхозпредприятия в Назаровском районе, под нож были отправлены десятки коров, которые для бизнес-империи, занимающейся производством зерна и свинины, оказались непрофильным активом.

В Новосибирской области было возбуждено уголовное дело против директора Кудряшовского свинокомплекса «Сибирской аграрной группы» Владимира Гавриленко. Его обвиняют в загрязнении почв и вод, повлекшем ущерб в размере трех миллиардов рублей. Сейчас дело находится в суде.

К работе свинокомплекса «Уральский» у государственных органов также возникали вопросы. В 2019 году прокуратура и Россельхознадзор выявили незаконное использование неферментированного навоза в качестве удобрения на арендуемых землях. Правда вместо уголовного были возбуждены административные дела, с предприятия и директора взяты штрафы в размере 50 тысяч рублей. При этом информации о том, чтобы кто-то взыскивал ущерб, нанесенный почвам, в открытых источниках нет.

В 2021 году Арбитражный суд также удовлетворил требования Росприроднадзора о взыскании со свинокомплекса шести миллионов рублей за негативное воздействие на окружающую среду. Это было связано с выбросами в атмосферу.

С приходом нового прокурора Свердловской области Бориса Крылова, который длительное время работал в томской прокуратуре (то есть в регионе регистрации АО «Сибагро») правоохранители и надзорные органы про претензии к свинокомплексу как будто забыли. Любопытно также то, что должность советника генерального директора по уральскому региону занимает Владимир Шабанов, хорошо известный жителям Свердловской области как бывший заместитель начальника УФСБ и главный федеральный инспектор.

Получается довольно интересная картина. Частная компания, входящая в состав бизнес-империи, чьи структуры часто попадают в поле зрения надзорных и правоохранительных органов, намерена приобрести эффективно работающее государственное предприятие. А государство, которое может понести значительный ущерб, пока дает зеленый свет.

В последний год в условиях СВО в России наметилась тенденция пересмотра процессов приватизации государственных предприятий. Возможно, эта мера не всегда оправдана, но, по крайней мере, смысла продавать то, что находится в руках государства и стабильно пополняет казну, уж точно нет. Тем более, когда речь идет об уникальном производстве, снабжающем комбикормами крупнейших игроков агропромышленного рынка Свердловской области и других регионов. Вот и решайте, кому бублик, а кому дырка от него.

Следите за самыми интересными новостями Екатеринбурга в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах