Вопрос о частичной приватизации АО «Ирбитский молочный завод» будет рассмотрен 1 августа на последнем заседании Законодательного собрания Свердловской области перед каникулами. Вопрос «О даче согласия на отчуждение путем продажи относящихся к государственной казне Свердловской области именных бездокументарных обыкновенных акций акционерного общества «Ирбитский молочный завод» стоит 22 пунктом. В качестве докладчика числится заместитель губернатора – министр по управлению государственным имуществом Свердловской области Алексей Кузнецов.
Примечательно, что новость об утверждении повестки была опубликована на сайте ЗССО 27 июля. Казалось бы, среди всех вопросов, именно приватизация одного из крупнейших предприятий свердловского АПК имеет наибольшую важность. Однако в рассылаемых пресс-релизах ЗССО анонсируются другие проекты законов и постановлений, многие из которых общественно значимыми назвать трудно. И при этом нет ни слова об отчуждении акций.
С чем связана такая аура секретности? Напрашивается вывод, что важнейшее для свердловского агропромышленного комплекса решение хотят провести «по-тихому». Нетрудно представить, какая реакция была бы в обществе, особенно среди жителей Ирбита и Ирбитского муниципального образования, если бы о планах властей стало известно заранее.
Время принятия решения тоже кажется выбранным не просто так. Август традиционно считается временем затишья, поскольку именно на данный месяц приходится пик отпусков. И для очень многих людей новость о приватизации может попросту пройти незаметно.
Неудобный вопрос?
Накануне заседания Законодательного собрания Свердловской области «МК-Урал» решил обратиться с вопросами к депутатам относительно их позиции относительно приватизации предприятия.
Руководитель регионального отделения КПРФ Александр Ивачев, который вместе с другими однопартийцами ранее неоднократно высказывался против передачи в частные руки государственных активов, в этот раз предложил дождаться заседания фракции и ее решения.
В эту же фракцию входит и Григорий Бачериков, который в 2022 году был назначен генеральным директором Ирбитского молочного завода. И если мнение фракции будет «голосовать против», то как интересно поведет себя указанный депутат. Ведь фактически он находится в служебной зависимости от руководства МУГИСО, которому подчиняются акционерные общества, подконтрольные государству.
Когда корреспондент «МК-Урал» позвонил Григорию Бачерикову, тот предложил направить письменный запрос. На момент выхода материала ответ мы так и не получили.
«МК-Урал» обратился также к председателю комитета по аграрной политике и земельным отношениями ЗССО Михаилу Копытову. В прошлом он был министром АПК и продовольствия Свердловской области (ныне – АПК и потребительского рынка). Именно в период работы Михаила Николаевича в данном ведомстве ГУП СО «Ирбитский молочный завод» было преобразовано в акционерное общество, а функции управления перешли от МинАПК к МУГИСО.
Михаил Копытов взял трубку и поздоровался. Но, услышав вопрос, вдруг сообщил, что направляется «в область» и до понедельника на связи не будет.
Подобное поведение депутатов наводит на мысли, что вопрос о приватизации крупного предприятия, для них является неудобным или даже пугающим. Возможно, и сам факт включения пункта в повестку мог стать для народных избранников неожиданностью. Нельзя также исключать, что существует некое табу на обсуждение данного вопроса с прессой. Иначе сложно объяснить «совпадение», что депутаты не могут или не готовы давать комментарии по острой теме.
Удивительно, но даже Алексей Коробейников, который недавно сложил полномочия депутата и заявился на дополнительные выборы в этот же созыв Заксобрания, и тот не смог сформулировать позицию. Сначала бывший (и потенциально будущий) депутат предложил обратиться к нему позже, а затем перестал отвечать на звонки. Вероятно, баллотируясь по Ирбитскому одномандатному округу, Алексей Коробейников не хочет рисковать, высказывая позицию по острому вопросу. Но и критиковать депутатов, с которыми ему возможно скоро придется снова работать, он, судя по всему, не готов.
По имеющимся данным, членам фракции «Единая Россия», уже даны рекомендации поддержать проект решения. А, значит, минимум 33 из 49 депутатов проголосуют за приватизацию.
«Золотой» актив
Пока в открытом доступе проекта решения нет, но, по данным источников «МК-Урал», речь идет о продаже 49 % акций. Формально, пока правительство сохранит большую их часть, но всем прекрасно известны примеры, когда после приватизации государственная доля постепенно «размывается» за счет выпуска новых акций или тоже продается. И нельзя исключать, что такая судьба может ждать Ирбитский молочный завод.
Продать пакет, по данным источников, предлагается за сумму чуть более одного миллиарда рублей. По мнению специалистов, реальная стоимость может быть примерно в три раза больше. Такая оценка выглядит правдоподобно. По данным из открытых источников, по состоянию на 31 декабря 2022 года стоимость активов предприятия оценивается в три миллиарда рублей, то есть сумма в миллиард рублей значительно меньше доли в 49 % от активов.
Еще больше вопросов возникает при знакомстве с финансовыми показателями. С 2012 года (когда ГУП «Ирбитский молочный завод» был преобразован в АО) предприятие каждый год закрывает с чистой прибылью. Наибольшая (319 млн рублей) была получена по итогам 2019 года. И даже 2022 год несмотря на все трудности, связанные с ростом цен на электроэнергию, упаковку и т. д., завод закрыл с прибылью в 102 млн рублей.
То есть, 49-процентная доля от стоимости активов плюс доля от прибыли за последние десять лет и образуют те самые три миллиарда, о которых говорят специалисты. А потому цена в миллиард рублей действительно кажется странной.
Но главным остается вопрос, зачем вообще продавать стабильно работающее прибыльное предприятие. Ирбитский молочный завод – едва ли не единственная уральская компания, которая на 100 % принадлежит государству и ежегодно приносит прибыль. При этом завод занимается модернизацией производства, включая открытие новых линий, и созданием современных условий труда, практически не обращаясь за финансовой поддержкой к государству.
Более того, за счет собственных средств завод поддерживает производителей сырого молока. Уже много лет сельскохозяйственные кооперативы и крестьянско-фермерские хозяйства, которые являются поставщиками сырья на завод, могут получить от предприятия льготные займы на развитие. Это привело к кратному росту производства товарного молока в Ирбитском муниципальном образовании, что не могло не сказаться позитивно на социально-экономическом развитии всей территории.
Отметим, что при обсуждении вопроса о приватизации других предприятий АПК Свердловской области депутат Вячеслав Вегнер (заместитель председателя аграрного комитета) ранее часто высказывался в том ключе, что негоже продавать курицу, несущую золотые яйца. Теперь же, когда речь идет о продаже самого прибыльного актива отрасли, мнение Вячеслава Михайловича особенно интересно. Но, к сожалению, на момент публикации связаться с депутатом ни по телефону, ни через мессенджеры не удалось.
Далеко идущие последствия
Казалось бы для Свердловской области выгода от владения 100 % акциями завода очевидна. Есть предприятие, которое стабильно приносит прибыль, не просит денег, и даже берет на себя функции государства по финансовой поддержке малого и среднего бизнеса в сельской местности. Согласитесь, что расставаться с таким активом (пусть пока и частично) как минимум странно. И это только с экономической точки зрения. А ведь такое решение непременно будет иметь социально-политические последствия.
Еще в 2021 году, когда продажа акций Ирбитского молочного завода впервые была внесена в план приватизации, в социальных сетях и СМИ было множество тревожных прогнозов. Жители Ирбита высказывали опасения, что молочный завод в случае приватизации может постичь печальная участь других предприятий города, которые либо прекратили существование (как стекольный завод) или, по сути, превратились в мастерские (как мотоциклетный завод).
Обеспокоены и фермеры, которые в лице завода получили не только покупателя, но и надежного партнера. Сохранится ли практика поддержки КФХ и СПК после приватизации? Данный вопрос остается открытым.
Два года назад информация о приватизации в открытых источниках появилась за пару месяцев до выборов в Государственную думу и Законодательное собрание. В итоге «гасить пожар» пришлось лично губернатору Евгению Куйвашеву, отменившему решение МУГИСО. Тогда глава региона даже пожурил в социальных сетях чиновников, указав на «несвоевременность» данного решения.
Что же изменилось за два года такого, что теперь решение выглядит более своевременным? Если брать внешнюю обстановку, то период участия России в Специальной военной операции кажется, напротив, еще менее подходящим временем для проведения каких-либо приватизаций. К тому же, в марте 2024 года ожидаются президентские выборы, и, как правило, уже за несколько месяцев до их проведения власти стараются избегать решений, несущих в себе конфликтный потенциал. Но в случае с приватизацией Ирбитского молочного завода они почему-то идут по иному пути.
Возможно, это связано с неким давлением со стороны бизнес-структур. Как мы писали в наших прошлых материалах, главным интересантом приватизации Ирбитского молочного завода является ГК «Синара». В пользу этой версии говорит тот факт, что новый директор завода Григорий Бачериков в прошлом был куратором агропромышленного блока указанной группы компаний.
Довольно вероятным выглядит такой сценарий. В 2021 году «Синара» могла согласиться подождать приватизации до выборов Госдумы и Заксобрания, в 2022 году – до выборов губернатора. И ждать еще один год предприниматели, вероятно, не готовы.
Такая логика властей и бизнеса понятна и объяснима. Вот только, насколько она соответствует интересам жителей Ирбита, Ирбитского муниципального образования, да и всей Свердловской области, пока не ясно.
В 2021 году только общественный резонанс и активное участие неравнодушных жителей региона помогли разрешить ситуацию. Поэтому «МК-Урал» предлагает тем, кто обеспокоен судьбой одного из ведущих предприятий свердловского АПК, открыто высказывать свою позицию. А представителям власти, на наш взгляд, стоит тщательно проанализировать возможные последствия и максимально взвешенно подходить к принятию важного решения.