МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Екатеринбург

Президент Российского союза автостраховщиков – о новых вехах в цифровизации отрасли

Евгений Уфимцев принял участие в Уральском форуме «Кибербезопасность в финансах» и встретился с журналистами

14 февраля на Уральском форуме «Кибербезопасность в финансах» в Екатеринбурге прошел круглый стол «Страхование киберрисков» с участием президента Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгения Уфимцева. На следующий день глава РСА и представители страхового сообщества рассказали журналистам о новых вызовах, связанных с переходом автострахования на цифровые технологии.

Евгений Уфимцев на пресс-завтраке в Екатеринбурге. Фото: Илья Рощин / МК-Урал.

В 2023 году отрасль росла по всем направлениям, рассказал Евгений Уфимцев. Лидером стало страхование жизни, на втором месте – «моторное» страхование. Впервые за три года увеличилось число договоров ОСАГО. Премия страховщика упала на 3%, а выплаты в ноябре превысили 100 тыс. руб. В системе каско были успешны коробочные продукты в дополнение к ОСАГО с ценами 5-10 тыс. руб.

Неприятным моментом стало число выплат по ОСАГО по решениям судов в 2023 году – 76,6 тыс. (годовой рост на 26,3%). Это результат действий недобросовестных посредников. При этом доля выплат по суду осталась низкой – 5-6%, а в Свердловской области – 4%. Риск мошенничества по ОСАГО в регионе оценивается как минимальный, свердловчане в «зеленой» части (78 место) рэнкинга РСА.

Некоторые ожидаемые новинки 2024 года: со 2 марта вводят однодневные «короткие» договоры ОСАГО; с 1 сентября начинает действовать Закон об ОСГОП; с октября к российскому полису ОСАГО могут добавить расширение для Белоруссии.

ОСАГО на мониторе

Одним из важнейших событий 2023 года Евгений Уфимцев считает передачу дочерней структуре Банка России информационной системы по ОСАГО, которую развивал РСА.

Николай Галушин, гендиректор АО «Национальная страховая информационная система» (НСИС) рассказал, что в систему внесут данные по полисам ОСАГО, каско, ДСАГО и страхования жилья. Пользователь НСИС сможет управлять своим страховым портфелем. Система будет плотно взаимодействовать с чиновниками и силовиками.

«Страховщики решили, что вектор развития отрасли и ее цифровизации через НСИС – правильный, – сказал Евгений Уфимцев. – В 2023 году не была запущена программа проверки наличия полисов ОСАГО через камеры фотофиксации. Надеемся, что с НСИС, Банком России и новой системой в 2024 году программу запустим стопроцентно. Проблема, когда маргиналы или аварийно опасные люди с высоким КМБ (показатель безаварийного вождения) ездят без полиса, требует решения».

Фиксировать вождение без полиса

Евгений Уфимцев сообщил МК-Урал, что контроль наличия полисов ОСАГО через камеры планируют одновременно запустить во всех регионах.

«Два года назад мы делали эксперимент в Москве: за день попало под камеры четыре миллиона машин. Мы их прогнали через систему и нашли 240 тысяч без ОСАГО. Шесть процентов не имели полис», – рассказал глава РСА.

Системы НСИС и ФИС ГИБДД без труда отследят всех участников движения, но для начала будут наказывать только нарушителей ПДД.

«На первом этапе это будет социально понятно, а потом можно будет проверять всех, система с этим нормально справится», – заявил Евгений Уфимцев и добавил, что РСА давно предлагал, чтобы сотрудники ГИБДД при проверке машин на дороге посылали данные и страховщикам – для контроля наличия полиса.

«Мы понимаем, что у МВД много своих задач, но очень хотим, чтобы эта простая социальная доработка поднялась в приоритете», – говорит общественник.

Фото с места ДТП

В июле 2023 года стартовало электронное урегулирование ДТП по Европротоколу с убытками до 400 тысяч через Госуслуги и приложение «Госуслуги Авто». С начала 2025 года все страховые компании обязаны будут урегулировать убытки по ОСАГО на своем сайте или в приложении. Сейчас они могут создавать такие сервисы в добровольном порядке.

«Электронное оформление – серьезная веха для отрасли, за ним будущее, – говорит Евгений Уфимцев. – Коллеги уже переходят на мгновенное урегулирование: искусственный интеллект оценивает ситуацию и человек через час получает деньги на карточку. Большинство аварий – мелкие случаи, всем хочется, чтобы страхователь быстрее получил выплату, остался доволен и поехал дальше».

В регионе выросло число фотофиксаций по Европротоколу через приложения. В 2023 году – 3874 случая, это в три раза больше, чем в 2022 году (1287). Количество оформленных электронных извещений о ДТП выросло с 355 до 1350 штук.

Евгений Уфимцев говорит, что от свердловчан хочется большего, учитывая развитость рынка. Например, в Москве около 20% ДТП оформляют с электронной фотофиксацией.

Есть куда стремиться и по числу Европротоколов. В стране доля оформлений приближается к 56%, в регионе – пока 39,8%.

Порядок в такси

Отвечая на вопрос МК-Урал о такси (по данным исследования «Независимая оценка фактической доли автомобилей легкового такси без полиса ОСАГО», проведенного рабочей группой ОНФ «Защита прав автомобилистов» осенью 2023 года, только 15% таксистов Екатеринбурга имеют правильный полис), Евгений Уфимцев дал прогноз: порядок принесут новые нормы права.

«Есть две проблемы: часть таксистов ездит вообще без полисов ОСАГО, а часть приобретает полисы не указывая, что автомобиль используется в качестве такси. В том числе с учетом специфики работы такси было предложено внести в закон короткие полисы ОСАГО», – заявил глава РСА, отметив, что многие не работают таксистами целый год, а лишь подрабатывают.

«Также с 1 сентября начнет действовать Закон об ОСГОП, – говорит Евгений Уфимцев. –Требования проверки таксистов в этой части еще больше наведут порядок. Агрегаторы и сейчас обязаны проверять полисы ОСАГО, а с запуском закона будут делать это более жестко».

Он подчеркнул, что главная цель нововведений, связанных с ОСГОП, – повысить защищенность пассажиров такси, если они пострадают в результате ДТП (лимит выплат поднимается до 2 млн рублей – как для пассажиров на других видах транспорта).

Тарифы – в «коридоре»

Идея привязки полиса к водителю главе РСА не нравится: «Мы считаем, что короткий полис ОСАГО – лучший выбор, чем привязывать полис к водителю, там много путаницы и контроль сложный».

Также Евгений Уфимцев говорит, что страховщики не планируют изменение критериев оценки полисов, отрасль успешно держит тарифы в «коридоре». Кто ездит с хорошим КБМ на обычном седане, например, платят мало. Если человек купил гоночную машину или вписал молодого водителя, да еще попал в пару ДТП, надо платить больше.

Такой принцип понятен и удобен, поэтому законодательное регулирование можно ослабить. Кстати, почти треть свердловских автовладельцев (30,2%) имеют минимальный КБМ, дающий максимальные 54% скидки на ОСАГО.

Следите за самыми интересными новостями Екатеринбурга в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах