Тема незаконной охоты в уральских лесах попадает в информационную повестку довольно часто, особенно когда речь идет об охотниках, наделенных властью. Самым громким скандалом стало задержание в 2013 году депутата Госдумы Владимира Таскаева и его сына с тушами косуль. Следственный комитет России даже выходил в Госдуму с заявлением о лишении парламентария неприкосновенности, но дело закончилось ничем.
Под подозрение в незаконной охоте попадают и представители правоохранительных органов. В конце прошлого года наши коллеги из «Вечерних ведомостей» писали, что сотрудники ГИБДД обнаружили в прицепе автомобиля, которым управлял сотрудник отдельного батальона ППСП Первоуральска Андрей Подгорбунских, туши двух лосей. При себе у полицейского было несколько охотничьих лицензий, оформленных на других лиц. По данному факту следственные органы начали проверку.
Случаи незаконного отстрела животных с участием представителей власти вызывают особое возмущение у простых охотников, поскольку возможности заниматься любимым занятием на территории региона сокращаются. В прошлом году мы публиковали материал «Царь зверей» в Первоуральске: председатель районного общества охотников и рыболовов зарабатывает на чужом хобби», в котором рассказывали, как свердловчанам из-за избирательной системы распределения лицензий приходится отправляться в угодья Башкирии, Южного Урала и Прикамья.
На охоту на служебном авто
Об очередном факте нарушений при охоте «МК-Урал» рассказал житель Камышлова Дмитрий Юрин. По его словам, 8 января он в компании двоих своих знакомых и сына отправился на автомобиле в окрестности села Речелга Пышминского района. Там произошла случайная встреча с группой из шести человек, в которых Юрин узнал егеря Речелгинского охотхозяйства Александра Грехова, а также егерей соседних хозяйств и заказников Михаила Трифонова, Дмитрия Капитонова, Аркадия Соколова, Вячеслава Борнякова и Михаила Кузнецова.
«Когда мы подъехали, они обдирали лося-сеголетка (молодая особь до полутора лет. – Прим.), а рядом лежала вторая, уже ободранная туша, – рассказывает Дмитрий. – При этом рядом стоял служебный автомобиль с эмблемой учреждения, а некоторые егеря были в форменной одежде. Между мной и собравшимися людьми произошла словесная перепалка. Мне грубо заявили, что если я буду лезть не в свое дело, на меня оформят протокол, хотя оснований для этого не было. Я сделал несколько фотографий и продолжил путь».
Через какое-то время Дмитрий Юрин наткнулся на вторую побойку. Здесь горел костер, на котором была шкура лося, а рядом стоял автомобиль УАЗ. На этот раз Дмитрий не пытался поговорить с охотниками и продолжил маршрут, но вновь наткнулся на шкуру лося, уже четвертого.
Добравшись до места, где ловит связь, Дмитрий Юрин связался по телефону со старшим инспектором отдела охотничьего надзора Камышловского района Григорием Рассказовым и сообщил о случившемся, посоветовав съездить на место охоты. Рассказов предложил отложить разбирательства на следующий день. Сегодня уже понятно, что это промедление может сыграть решающую роль в описываемой нами истории.
Вместо уголовной статьи – административная
На следующий день Григорий Рассказов, как и обещал, выехал в Пышминский район, где зафиксировал все побойки. Оттуда он и Дмитрий Юрин направились в Речелгу, где находились участники охоты. Понимая, что доказательств их вины более чем достаточно, они решили сознаться, но частично. В частности, они сказали, что действительно нарушили правила охоты: имея лицензию на одного лося-сеголетка, не прекратили стрельбу, подстрелив еще одного.
Обнаруженная в лесу шкура, по словам егерей, якобы принадлежала лосю, которого они подстрелили еще в прошлом году. В причастности к убийству лося, которого Дмитрий Юрин и его попутчики заметили у второго костра, охотники сознаваться отказались. Данное обстоятельство имеет огромное значение для правовой оценки. По статье 258 УК РФ незаконная охота становится уголовно наказуемой, если ущерб в результате нее превысил 40 тысяч рублей. В ином же случае допущенные нарушения подлежат административному наказанию. В итоге в отношении одного из нарушителей Дмитрия Капитонова, заявившего, что это именно он допустил «перестрел», был составлен именно административный протокол.
В сложившейся ситуации очень удивляют действия инспектора Рассказова. Почему он отказался ехать на место разделки лося, в охоте на которого не сознались егеря-нарушители? Простое желание отложить дело на потом? Намерение выгородить нерадивых егерей? Может быть, он сам посоветовал сознаться в административном нарушении, ведь при разговоре с егерями свидетелей не было, а Рассказов, по словам Дмитрия Юрина, общался с ними более двух часов. О мотивах его бездействия остается только догадываться.
Систематическое браконьерство?
По словам Дмитрия Юрина, он услышал от Григория Рассказова, что убийство третьего лося доказать не удастся. Тем не менее, гражданин решил обратиться в правоохранительные органы. 11 января он вместе со своими попутчиками пришел в прокуратуру, а также написал заявление в полицию. После этого оперативная группа выехала на места побоек, но все следы охоты уже были заметены. В частности, не было шкуры лося, застреленного, как утверждают егеря, в конце прошлого года. Тем не менее, кровь животных осталась, и ее образцы сотрудники полиции отобрали для проведения биохимической экспертизы.
По словам Дмитрия Юрина, жители Речелги в курсе, что егеря фактически занимаются добычей мяса диких животных.
«В Речелге располагается охотничий домик, в котором Григорий Рассказов и встречался с участниками событий, – рассказывает он. – И жители деревни видели, как 11 января полночи егеря на служебных машинах вывозили что-то из этого домика. Что именно они вывозили? Это тайна, покрытая мраком».
Тот случай, очевидцами которого стали Дмитрий Юрин и его попутчики, вполне может быть не единичным. Местные жители, с которыми он разговаривал, утверждают, что заготовка мяса диких животных, по сути, поставлена на поток.
«Люди все знают и готовы сказать, но только в частной беседе, – отмечает Дмитрий Юрин. – Такое ощущение, что они запуганы, ведь речь идет не о простых браконьерах, а о людях, наделенных определенной властью».
Помимо правоохранительных органов очевидец незаконной охоты обратился к руководителю Дирекции по охране государственных зоологических охотничьих заказников и охотничьих животных в Свердловской области Захару Корепину, поскольку действия егерей требуют не только правовой, но и служебной оценки. Руководитель учреждения заявил, что в курсе данной ситуации, и пообещал, что никто из виновных не останется безнаказанным.
Вместе с тем, Захар Корепин в беседе с Дмитрием Юриным пытался выяснить у него, нет ли у того личной заинтересованности в ситуации. Так, на сделанной очевидцем охоты записи разговора слышно, как руководитель дирекции сначала спрашивает: «Вас эти инспектора случайно ни за что не ловили?». Затем идут такие слова: «Вы что, хотите сами инспектором стать?». Кроме того, он заявляет, что одних свидетельских показаний недостаточно и нужны веские доказательства, выражая при этом сомнение, что по сделанным Дмитрием Юриным фотографиям можно установить принадлежность останков именно лосям.
Возможно, руководитель ведомства, действительно, хотел выяснить обстоятельства и убедиться, что обращение к нему не связано с попыткой отомстить егерям, однако его вопросы… вызывают новые вопросы.
Кроме дирекции, Дмитрий Юрин обратился в Департамент по охране, контролю и регулированию использования животного мира Свердловской области. Об увиденном на территории заказника он рассказал заместителю начальника Отдела государственного надзора, охраны и использования животного мира Жанне Третьяковой, а также записался на прием к руководителю департамента Александру Кузнецову.
Остается надеяться, что и департамент, и дирекция, и правоохранительные органы тщательно разберутся в ситуации. Речь идет не просто о незаконном отстреле животных, ведь нарушители не простые любители поохотиться на зверя, а люди, в чьи профессиональные обязанности входит соблюдение законов в угодьях. Если случившееся не получит должной правовой и служебной оценки, количество случаев, когда егеря используют должностные полномочия в корыстных целях, не стесняясь приезжать на незаконную охоту на служебном транспорте, может серьезно вырасти.
«МК-Урал» будет следить за развитием событий