Некоторые утверждения, прозвучавшие в ролике, теоретически могут быть оценены как экстремистские. Учитывая, что в отношении Сергия уже составлен один протокол по статье «Возбуждение вражды или ненависти», перед клириком стоит опасность уголовного преследования. Тем временем официальные церковные структуры обратили внимание на священников, которые проводили обряды совместно с Сергием. Их так же, как и схиигумена, ждет епархиальный суд.
Исчезновение отца Сергия после епархиального суда, который лишил его сана, оказалось недолгим. Если первое обращение после суда от имени опального клирика зачитал блогер Всеволод Могучев, взявший на себя обязанности пресс-секретаря схиигумена, то уже в конце недели Сергий вновь предстал перед камерой.
Новое обращение даже на фоне прежних посланий отличается резкостью. Отец Сергий обратился лично к президенту России Владимиру Путину, предложив ни много ни мало передать ему полномочия по управлению государством.
«В три дня я наведу порядок в России, – заявил схиигумен. – Духовные силы в России есть, о которых Вы даже не подозревали. Силы у нас есть и в армии, и во флоте, и во всех структурах, и в народах многонациональной России».
В случае отказа главы государства схиигумен пообещал объявить «священную войну». Более подробное содержание данного обещания мы привести не можем, поскольку в нем имеются фразы, которые могут быть расценены как возбуждение вражды или ненависти. К слову, 20 июля Верхнепышминский городской суд должен рассмотреть протокол, составленный в отношении Сергия по статье 20.3.1 КоАП РФ (возбуждение ненависти или вражды).
Данная статья предусматривает штраф от 10 до 20 тысяч рублей, либо обязательные работы на срок до ста часов, либо арест до 15 суток. Более того, если суд признает Романова виновным, то в следующий раз ему будет грозить уже не административное, а уголовное дело.
Тюремно-монастырские понятия
Еще одно дело, правда, в отношении не самого Сергия, а его окружения, просит возбудить бывший кандидат в президенты Ксения Собчак, которую со скандалом выгнали из монастыря во время съемок. Как сообщал «МК-Урал», телеведущая вместе со съемочной группой и двумя бывшими воспитанниками обители через лес проникла на территорию «Спорительницы хлебов», в результате чего произошел конфликт с монахинями и охраной. По утверждению режиссера Сергея Ерженкова, охранник сломал ему руку.
Ксения Собчак обратилась в приемную Следственного комитета с заявлением о преступлении, совершенном по части 3 статьи 144 УК РФ (воспрепятствование законной журналистской деятельности с применением насилия). Аналогичное заявление подал и Сергей Ерженков. В то же время, как сообщал «МК-Урал», в том, что подобное дело будет возбуждено, есть сомнения. Во-первых, с точки зрения ряда экспертов, сложно доказать, что ютуб-канал «Осторожно, Собчак», для которого снимается фильм, попадает под определение СМИ. Во-вторых, журналистскую деятельность, сопряженную с незаконным проникновением на чужую территорию, сложно назвать законной.
Впрочем, по утверждению Сергия, представители правоохранительных органов в монастырь наведываются. Связано это, правда, не с нападением на группу Собчак, а с информацией о возможном насилии над детьми, которую и пыталась добыть экс-кандидат в президенты. Разумеется, Сергий такую информацию отрицает. При этом он приводит, мягко говоря, странные для священнослужителя доводы. Отец Сергий напомнил о своей судимости (отбывал 13 лет в том числе за убийство. – Прим.) и подчеркнул, что не допустил бы насилия над детьми, поскольку в местах лишения свободы осужденные за данные деяния лица относятся к низшей тюремной иерархии.
Сергий также подчеркнул, что за детьми в монастыре всегда смотрели профессиональные психологи – игуменья Варвара и монахиня Нина Крыгины, которые в разгар конфликта покинули обитель. Несмотря на то, что ранее отец Сергий обвинил Варвару Крыгину в непослушании и попытках проверить двух монахинь на коронавирусную инфекцию (ее существование схиигумен отрицает), он по-прежнему отзывается о ней как о профессионале.
«По воспитанию детей у меня никогда не было к ним вопросов, потому что с их стороны был постоянный контроль за воспитанием и обучением детей, о чем они мне всегда докладывали как духовнику и строителю обители в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов», – сказал Сергий.
Альтернативный крестный ход
Еще одно заявление Сергия касается Царских дней. В прошлые годы схиигумен, известный как почитатель последнего императора и называемый даже неформальным лидером так называемых царебожников, участвовал в крестном ходе вместе с церковными иерархами. Конфликт схиигумена с официальными структурами РПЦ создал интригу, что будет с Царскими днями в этом году. Лишенный сана клирик заявил, что подготовил свою программу, в которую войдет и крестный ход, правда, только вокруг монастыря.
Несмотря на лишение сана, схиигумен, судя по всему, намерен провести ночную литургию в годовщину расстрела царской семьи. В группе паломников монастыря содержится объявление для желающих принять участие в данном событии.
Заявление Сергия о проведении собственного крестного хода ожидаемо вызвало вопросы к представителям епархии. В ходе пресс-конференции, посвященной Царским дням, старший священник Храма-на-Крови, председатель отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Екатеринбургской епархии протоиерей Максим Миняйло заявил, что епархия не намерена предпринимать каких-либо агрессивных и «экстравагантных» действий против отца Сергия.
«Мы не собираемся предпринимать какие-то агрессивные и немирные действия, которых от нас, к сожалению, ждут, – заявил протоиерей Максим Миняйло.
– Очевидно, что сегодня отец Сергий не подчиняется правящему архиерею, не подчиняется Русской православной церкви, не признает Русскую православную церковь. Все, что происходит в монастыре, не является предметом РПЦ, это служба, оторванная от нашей церкви».
Самое важное – молитва о вразумлении
Что касается в целом ситуации в монастыре «Спорительница хлебов», то Максим Миняйло охарактеризовал ее как «ненормальную».
«Определенный накал, который эмоционально вокруг монастыря сегодня есть, свидетельствует о том, что в монастыре серьезное нестроение, – сказал протоиерей. – Прямое непослушание об этом свидетельствует. Безусловно, все эти нестроения закончатся. Через некоторое время вы увидим, как монастырь войдет в обычное свое русло мирной духовной созидательной жизни».
Ситуация, по словам Максима Миняйло, нормализуется только после того, как в монастырь вернется его настоятельница игуменья Варвара (Крыгина).
По словам официального представителя епархии, роль схиигумена в создании обители несколько преувеличена, а заслуга игуменьи Варвары в этом не меньше.
«Думаю, понятно, что это женский монастырь, которым руководит игуменья, а не игумен, – сказал Максим Миняйло. – Игумен может быть только советчиком, помощником, духовником. Но он не может быть руководителем женского монастыря, это абсолютно не совместимые вещи. А отец Сергий, об этом заявляется, так и сказал, что будет руководить монастырем».
Священник также назвал слухами заявления Сергия и его сторонников о том, что монастырь будет расформирован, а благотворительные проекты обители будут свернуты. По словам Максима Миняйло, монастырь продолжит социальное служение после возвращения законного руководителя.
Предпринимать каких-либо действий для силового возврата монастыря под свой контроль епархия не намерена.
«Кажется, что мы ничего не делаем, но это ошибка, – сказал священник. – Мы молимся Богу, а это самое важное, о вразумлении тех, кто пошел против истины, против церкви, против элементарного человеческого разума, рассудка. Нас подталкивают к таким же экстравагантным действиям, но мы, наверно, на это неспособны, не должны идти на это».
Впрочем, молитвами дело не ограничивается. 14 июля стало известно, что нескольким священникам запретили служение из-за подозрений в том, что они проводили совместные со схиигуменом Сергием обряды в то время, когда он уже был лишен наперсного креста. Судя по сайту епархии, речь идет об иерее Сергее Берестове, иеромонахе Иоанне (Иванове) и иеромонахе Германе (Лазареве). Как и Сергия, их ждет церковный суд, который, правда, пока не назначен.