В начале июня в Полевском случился транспортный коллапс, который активно обсуждался в городских пабликах и освещался СМИ. На единственный маршрут, который связывает северную и южную части города, 13К, вышло всего три автобуса. Поскольку большинство рабочих мест сосредоточено в северной части, сотни людей либо опоздали на работу, либо были вынуждены переплачивать за такси, цены на которое выросли в несколько раз. Проблемы возникли и на маршрутах № 2, № 3 и № 114. Все они обслуживаются ИП Светлана Дмитриевцева.
С тех пор ситуация как будто бы разрешилась. Но внимательное ознакомление с последними событиями позволяет предположить, что они могли быть результатами умышленных действий. «МК-Урал» попытался разобраться, а что же, собственно, произошло в Полевском.
Социально значимый бизнес
До недавнего времени организацией перевозок занимался муж Светланы Дмитриевцевой Владимир Краснов. Его имя хорошо известно в Полевском. В транспортной сфере он работал с 2001 года. Дважды был депутатом местной Думы. Именно Владимир Краснов и был инициатором запуска маршрута № 13К. До пандемийного 2020 года предприниматель регулярно обновлял подвижной состав. В парке предприятия не было автобусов старше четырех-пяти лет. Безусловно, коронавирус привел к снижению пассажиропотока, неоднократно росли цены на запчасти и ГСМ. Тем не менее, перевозчик стабильно выполнял свои обязательства перед жителями Полевского.
Весной 2023 года Владимира Анатольевича не стало. И решать вопросы транспортной доступности пришлось его супруге Светлана Дмитриевцевой.
Сейчас маршруты, обслуживаемые автобусами Светланы Дмитриевцевой, работают в нормальном режиме. Но угроза повторения сложной ситуации есть – 28 июня администрация Полевского городского округа объявила о разрыве контракта с предпринимателем.
По словам юриста Юлии Реутовой, к решению администрации есть множество вопросов. Во-первых, уведомление о разрыве контракта по инициативе заказчика было выслано по электронной почте, хотя это должно делаться способом, позволяющим зафиксировать факт получения документа исполнителем. Во-вторых, в контракте прописано, что в случае возникновения претензий к работе перевозчика, администрация должна уведомить его и дать десять дней на исправление, чего, по словам Юлии Реутовой, сделано не было.
«Администрации все равно, как мы будем ездить»
Данная новость обеспокоила жителей Полевского, с которыми пообщался «МК-Урал».
Руководитель профсоюзной ячейки Трубоэлектросварочного цеха № 2 Северского трубного завода А. Б. Воробьев отметил, что альтернатив маршруту № 13К сейчас нет.
«Это единственный маршрут, который связывает южную и северную части города, – сказал представитель трудового коллектива. – К тому же, по договоренности между перевозчиком и заводом, автобусы несколько раз в день подъезжают к ТЭСЦ-2. Других вариантов добраться до работы или до дома у людей нет».
Также обеспокоены возможным уходом данного перевозчика садоводы. Автобус № 114 выполняет рейсы до нескольких СНТ. По словам председателя СНТ «Светлый-4» Любови Мурзиной, во время июньского коллапса, садоводы не могли уехать и были вынуждены платить за такси огромные деньги либо просить помощи у знакомых и родственников с личным транспортом. Любовь Михайловна опасается, что с уходом ИП Дмитриевцевой маршрут может вообще прекратить существование, поскольку для перевозчиков он невыгоден.
«Когда-то давно маршрут обслуживала ИП Шахмина, но отказалась от него. Тогда в 2011 году за него взялся Владимир Краснов, – говорит Любовь Мурзина. – Владимир Анатольевич встретился с председателями СНТ, посоветовался с нами относительно расписания. Вообще-то маршрут работает с мая по сентябрь, но по нашей просьбе рейсы выполнялись в конце апреля и начале октября».
О смерти Владимира Краснова председатель СНТ «Светлый-4» узнала, когда пыталась выяснить, будут ли «апрельские» автобусы. Перенявшая дела мужа Светлана Дмитриевцева ответила, что рейсы будут, а во время июньского коллапса сама позвонила Любови Мурзиной и предупредила о временных проблемах.
«К автобусам претензий нет, – говорит Любовь Михайловна. – Водителей и кондукторов уже давно знаем. Хотелось бы, чтобы Светлана Александровна продолжала работать. Почему у нее такие проблемы? Может Владимир Анатольевич дорогу кому перешел? И что с нами будет? Мы вот с пассажирами другими обсуждаем. Все говорят, что администрации все равно, на чем мы будем ездить. Они же все на машинах».
Обеспокоены своим будущим и работники ИП Дмитриевцева: водители, кондукторы и механики. 30 июня более 40 представителей коллектива направили обращение к уполномоченному по правам человека в Свердловской области Татьяне Мерзляковой.
«В целях обеспечения сохранения рабочих мест и стабильной заработной платы сотрудников, а также обеспечения бесперебойной работы регулярных перевозок пассажиров и багажа просим оказать содействие в урегулировании сложившейся ситуации», – говорится в письме.
Регистрационные проблемы
«МК-Урал» обратился за комментариями как в мэрию Полевского, так и к перевозчику. Глава городского округа Константин Поспелов от общения по телефону отказался, объяснив свою позицию тем, что боится стать участником розыгрыша. Более странного ответа от чиновника даже и не придумать.
Его заместитель А. В. Федюнин подтвердил информацию о том, что администрация намерена разорвать контракт с ИП Светлана Дмитриевцева. По его словам, это связано с тем, что перевозчик не выполнял свои обязательства. При этом чиновник подтвердил, что ситуация с транспортным обслуживанием нормализовалась, но, по его мнению, за время, когда вместо 20 автобусов перевозчик задействовал три, предприниматель незаконно получит предусмотренные контрактом деньги.
Светлану Дмитриевцеву заявление о штрафных санкциях удивляют. По словам предпринимателя, действующий контракт на обслуживание маршрутов был заключен в мае, и до сих пор никаких средств из городского бюджета не переводилось. Более того, маршрут № 13К, проблемы с которым вызвали наибольший резонанс, и вовсе является для администрации бесплатным – его обслуживание стоит символическую сумму один рубль 80 копеек.
Что касается проблем с выходом автобусов на линию, то, по словам Светланы Дмитриевцевой, администрации Полевского было заранее известно о них.
«Когда Владимира Анатольевича не стало, меня пригласили в администрацию, – рассказывает Светлана Александровна. – Договорились, что мы продолжим работу, что мне будет оказано содействие».
Более того, в мае администрация предложила ИП Дмитриевцевой новый контракт. Помимо прежних маршрутов в него оказался включен № 113 (Кафе «Ласточка» – Красная горка). Ранее аналогичный маршрут, но под номером 101 обслуживала ИП Шахмина, но, видимо, он показался ей коммерчески непривлекательным. Аналогичный сценарий, как мы уже говорили, ранее был с автобусом до СНТ «Светлый-4».
При этом администрации, как говорит предприниматель, было прекрасно известно, что практически все автобусы зарегистрированы на имя Владимира Краснова, и на перерегистрацию необходимо время. Более того, по словам Светланы Дмитриевцевой, именно администрация и лично глава Константин Поспелов настаивали на том, чтобы все автобусы выходили на линию.
Не могли не знать о ситуации и в городском отделении ГИБДД, которое осуществляет надзор за пассажирскими перевозками. Но до июня 2023 года никаких претензий ни со стороны мэрии, ни со стороны автоинспекции не было. И только с началом лета сотрудники полиции «вдруг» вспомнили о том, что автобусы, записанные на умершего предпринимателя, должны быть зарегистрированы на нового собственника. Это и стало причиной возникших проблем.
По словам Светланы Дмитриевцевой, когда сотрудники ГИБДД стали останавливать автобусы и оформлять протоколы об административном правонарушении, в мэрии все равно настаивали на необходимости выполнения рейсов, уверяя, что организационные проблемы будут решены.
Государственный инспектор по безопасности дорожного движения ОГИБДД Евгений Попов заявил, что он не в курсе разрыва контракта с ИП Дмитриевцевой, хотя очевидно, что о таких значимых событиях администрация по идее должна уведомить ведомство, отвечающее за надзор за перевозками. Получить комментарий от руководителя регистрационно-экзаменационного отделения городского ОГИБДД Юрия Кувикина относительно того, почему ведомство несколько месяцев не занималось вопросом учета автобусов ИП Краснов, не удалось. В ответ на звонки корреспондента каждый раз включался автоответчик, а сообщения остались непрочитанными.
Проблема с перевозками обсуждалась в том числе и на заседании городской думы. Судя по публикациям СМИ, депутаты удовлетворились объяснениями мэрии, хотя они выглядят не вполне исчерпывающими.
Сейчас регистрационные моменты улажены. Все автобусы поставлены на учет и работают на законных основаниях.
Рояль в кустах
На официальных страницах администрации отмечается, что спасителем в данной ситуации якобы стал ИП Сергей Вотинцев, чьи автобусы смогли обеспечить перевозки по маршрутам Светланы Дмитриевцевой.
Откуда у перевозчика, который обслуживает свои маршруты, автобусы для работы (пусть и временной) на других. Как говорит Светлана Дмитриевцева, Сергей Вотинцев еще в мае искал и пытался срочно купить новые автобусы. Неужели он заранее знал о событиях начала лета?
Даже после того, как Светлана Дмитриевцева смогла возобновить работу своего предприятия, автобусы Вотинцева и Шахминой, по ее словам, продолжили работать на маршруте 13К. Наличие на линии чужих автобусов Светлана Александровна зафиксировала несколько раз: 18, 19, 20 и 21 июня.
Получается такая цепочка событий. Сначала администрация, зная о смерти Владимира Краснова и о наличии связанных с этим проблем, настаивает, по словам перевозчика, чтобы ИП Дмитриевцева исполняла обязательства. Затем ГИБДД выявляет якобы зарегистрированные с нарушениями автобусы, мэрия фиксирует отсутствие автобусов на линии и разрывает контракт. А на линию заходит новый перевозчик, у которого внезапно оказываются свободные и заранее купленные автобусы.
Согласитесь, что такая цепочка более напоминает не случайные совпадения, а намеренные действия, возможная цель которых – перераспределение рынка пассажирских перевозок в Полевском.
Все перевозчики равны?
Еще в 2017 году «МК-Урал» писал, что Владимир Краснов уличил Сергея Вотинцева в том, что тот выставляет автобусы на его маршрут (подробно можно прочитать здесь). ИП Краснов подал на оппонента в суд, требуя взыскать 24 млн рублей, которые тот заработал на обслуживании чужой линии. В итоге между сторонами было заключено мировое соглашение.
Мы также отмечали, что ИП Вотинцев пользуется подозрительно снисходительным отношением со стороны городских властей. Так, вопреки интересам собственного МУП «ПАТП», администрация передала Вотинцеву без конкурса помещение отдельной кассы на муниципальном автовокзале за символическую арендную плату.
О неравных условиях работы говорил и Владимир Краснов. Незадолго до смерти он обращался в свердловское УФАС, отмечая, что каждый раз администрация предоставляет ему маршруты без конкурса, то есть по фиксированной цене, которую она сама считает справедливой. При этом стоимость обслуживания маршрута № 13К, как уже говорилось, практически равна нулю.
Уход Владимира Краснова из жизни мог быть воспринят как возможность вновь начать наступление на его бизнес. Тем более, что в октябре администрация Полевского намерена перейти на новую маршрутную схему, к которой у специалистов есть множество вопросов, в том числе из-за отсутствия в ней маршрута, аналогичного нынешнему 13К.
В любом случае, переход всего рынка пассажирских перевозок под контроль взаимосвязанных между собой лиц фактически будет означать его монополизацию. А это может негативно сказаться на качестве услуг, а значит и на уровне комфортности жизни в городе, важным критерием которого является работа общественного транспорта. И поэтому надзорным ведомствам стоило бы обратить внимание на то, что происходит в Полевском.