В Полевском тандем главы и экс-депутата уничтожает конкурентов на рынке пассажирских перевозок

Операция «Ликвидация»

Нашумевшая транспортная реформа в Екатеринбурге, против которой в резкой форме выступили горожане, ничему не научила коллег из соседних городов. Власти Полевского реализуют свою реформу, взяв на вооружение опыт коллег из областного центра. Только если в Екатеринбурге «убивают» коммерческих перевозчиков в угоду муниципальному предприятию, то в Полевском в почете частники. Расположением администрации города пользуются два индивидуальных предпринимателя – муж и жена. О семейном бизнесе и нерыночных методах борьбы – в материале «МК-Урал».

Операция «Ликвидация»
Имущественный комплекс автовокзала может «уйти с молотка» за 22 миллиона рублей при рыночной стоимости около 200 миллионов.

Пока в Екатеринбурге власти спешат ликвидировать часть коммерческих маршрутов под флагом транспортной реформы, в Полевском частные перевозчики ликуют. Вернее, ликует лишь часть из них – индивидуальные предприниматели Сергей Вотинцев и его супруга Асма Шахмина.

С приходом в администрацию главы Полевского Александра Ковалева в сентябре 2013 году их позиции окрепли. Однако здесь вспоминается высказывание Михаила Васильевича Ломоносова: «Если где-то что-то убыло, то где-то что-то прибыло». Действительно, недосчиталось средств МУП «Пассажирское автотранспортное предприятие» («ПАТП»), которого одним росчерком пера практически лишили средств к существованию.

Вокзальные миллионы

Одним из источников дохода МУП является здание автовокзала на улице Розы Люксембург, где находятся пункты продажи билетов, буфет, туалеты, посадочные площадки и прочее. За использование инфраструктуры и расчетно-кассовое обслуживание с перевозчиков взимается плата: 16 процентов с каждого проданного билета.

Данные договоренности позволяли удерживать МУП на плаву – ежемесячно в казну предприятия поступало около 100 тысяч рублей – и это только от ИП Вотинцева. В 2013 году предприниматель обратился в администрацию Полевского городского округа с просьбой выделить ему помещение кассы в здании автовокзала для возможности независимой продажи билетов.

Учитывая, что к этому времени Александр Ковалев уже избрался в главы, вопрос был решен оперативно. По данным одного из бывших сотрудников администрации, 24 октября 2013 года на рабочем совещании у главы было дано поручение передать в аренду помещение, а уже 22 ноября договор был составлен – чиновники даже не удосужились провести конкурсные процедуры. Среднемесячная плата за аренду кассы составила около трех тысяч рублей. Так, за 12 месяцев 2014 года Вотинцев заплатил около 33 тысяч рублей, в 2015 году – чуть более 36 тысяч, в 2016 году – почти 35 тысяч рублей.

Разумеется, кассовые услуги автовокзала перестали интересовать Сергея Вотинцева, экономия которого стала составлять до миллиона рублей в год. Эту сумму недополучило МУП «ПАТП» – муниципальное предприятие. Получается, что власти Полевского сознательно «обрезали» доходы компании, принадлежащей муниципалитету, то есть залезли себе же в кошелек.

Какую цель преследовал Александр Ковалев, одобрив сделку? И не усматривается ли здесь коррупционной составляющей? Налицо существенное нарушение законных интересов городского округа. В период с января 2014-го по май 2017 года МУП «ПАТП» из-за действий чиновников Полевского недополучило почти 4 миллиона рублей.

Депутатская «Ласточка»

Это был лишь первый удар по экономике муниципального предприятия. В 2016 году вдвое сократилось количество средств, перечисляемых ИП Сергей Вотинцев автовокзалу за заезд автобусов на посадочные площадки. Согласно законодательству, автобусы пригородных маршрутов должны отправляться с автостанции при наличии таковых, но у Вотинцева все иначе.

Шесть пригородных маршрутов стали отправляться с обычной остановки «Ласточка» в черте города. На остановке нет ни туалетов, ни пунктов обогрева – ожидание автобуса в зимнее время превращается в экстрим. «Доб­ро» на изменение конечной остановки Вотинцеву дал глава Полевского городского округа Александр Ковалев. Законно или незаконно – в этом вопросе в ближайшее время разберется прокуратура.

Остановка «Ласточка» стала отправной точкой для автобусов Вотинцева. Изменения были сделаны мэрией под конкретного перевозчика.

В среднем ежегодно перевозчики перечисляли автовокзалу за заезд автобусов на территорию около 80 тысяч рублей. Так, Сергей Вотинцев перечислил МУП «ПАТП» в 2014 и 2015 году почти по 87 тысяч рублей, а уже в 2016 году сумма сократилась в два раза – до 43 тысяч рублей. Все потому, что Александр Ковалев принял соответствующее постановление (с реестром маршрутов), разрешающее отправляться не с автовокзала, а с «Ласточки», где не берут плату за использование площадки. Подобные привилегии коснулись только одного перевозчика – ИП Вотинцева.

В этой ситуации опять же пострадали интересы муниципалитета. Между тем, прогнозируется, что дефицит бюджета Полевского на 2017 год составит около 90 млн рублей. Деньги были бы не лишние, но зачем Ковалеву казна, когда есть кошелек Вотинцева – к слову, бывшего депутата городской думы?

Руководство МУП «ПАТП» обращалось за поддержкой в Министерство транспорта и связи Свердловской области, но правительственные чиновники не стали разбираться в проблеме, скинув её решение на плечи Александра Ковалева, который игнорирует просьбы муниципального предприятия.

Сложившаяся ситуация привела к обсуждению необходимости приватизации компании. Согласно последним данным, остаточная стоимость активов составляет всего 22 миллиона рублей – за эту сумму можно приобрести весь имущественный комплекс МУП «ПАТП», включая здание автовокзала, земельный участок размером 4 гектара, боксы, ангары и автопарк. По независимым оценкам, стоимость имущества превышает 200 миллионов рублей – в 10 раз выше, чем озвучивается в мэрии. Учитывая тенденции последних лет, складывается впечатление, что автовокзал хотят передать в руки «нужным» людям, с которыми у администрации Полевского сложились теплые отношения.

Маршрутные войны

Сергею Вотинцеву симпатизируют не только в мэрии Полевского, но и в других органах власти. В 2013 году состоялся конкурс, согласно которому администрация распределила маршруты между перевозчиками. Впоследствии Сергей Вотинцев, который проиграл один из самых прибыльных маршрутов своему конкуренту по бизнесу Владимиру Краснову, пытался их оспорить, дойдя до Верховного суда. Безрезультатно.

Вопреки решениям судов и результатам конкурса, Сергей Вотинцев выставляет свои автобусы на чужой маршрут. В итоге, вместо одного перевозчика и 20 автобусов маршрут обслуживают два перевозчика и 40 автобусов. Обращения в ГИБДД, Ространснадзор и прокуратуру оказались безрезультатны. Александр Ковалев также якобы оказался бессилен – мол, идите в суд.

Решением суда предпринимателю запретили незаконно выставлять автобусы на маршрут, но он воспользовался тем, что решение было вынесено по конкретному лицу – ИП Сергею Вотинцеву, который передал свой автопарк в аренду ООО «Полевская автотранспортная компания», которое продолжило курсировать по маршрутам Краснова. Ситуация изменилась в середине 2015 года, когда вступила в силу норма закона ФЗ-220 , предусматривающая за подобные действия солидные штрафы.

Кассу №3 (крайняя слева) арендует Сергей Вотинцев, из-за чего автовокзал теряет около 95 тысяч рублей в месяц.

За время, пока водители Вотинцева развозили пассажиров по чужому маршруту, часть других, которые он выиграл по конкурсу, не обслуживались. Некоторые районы города фактически остались без общественного транспорта. Учитывая нарушение условий договора, мэр Полевского Александр Ковалев должен был рассмотреть вопрос о включении перевозчика в список недобросовестных и расторгнуть договор, но по понятным причинам не стал принимать такого решения.

Проверки для конкурента

Мягкая позиция градоначальника позволит Сергею Вотинцеву и дальше участвовать в конкурсах по организации регулярных перевозок. Срок прошлых договоров заканчивается в августе 2017 года, но администрация до сих пор не представила в думу схему движения общественного транспорта и вид перевозок (тариф).

Потенциальные участники конкурса не сомневаются, что история 2013 года может повториться. Тогда конкурсная комиссия позволяла заявлять перевозчикам не только существующий автопарк, но и принимались обязательства по его приобретению, при этом баллы выставлялись по факту за еще не купленный транспорт. Также учитывались технические характеристики «не существующих» еще автобусов – год выпуска, экологический класс и так далее.

Часть перевозчиков взяла кредиты, исполняя обязательства по договору, но не Сергей Вотинцев. Его пассажиры продолжали ездить на старых автобусах – о качественном обслуживании населения не было и речи. Мэрия смотрела на нарушения сквозь пальцы, в то время как деятельность предпринимателя Владимира Краснова постоянно контролировалась чиновниками – они в еженедельном режиме проверяли, выполняет ли он условия, звонили поставщикам автобусов и т.д.

Почему до сих пор следственные органы не дали оценку деятельности Александра Ковалева на посту главы? Ведь даже исходя из имеющихся в публикации данных, выводы напрашиваются неутешительные. Между тем, «крайним» в этой истории остался вовсе не господин Вотинцев, а Владимир Краснов. В марте 2017 года по заявлению мэра правоохранительными органами в отношении Краснова были проведены проверки.

Наблюдатели связывают данные действия с предстоящим конкурсом – для комиссии это будет одним из формальных оснований не допустить перевозчика к участию. К тому же, в сентябре в Полевском пройдут выборы в местную думу, а учитывая, что мнение Владимира Краснова не всегда совпадает с мнением главы, выгодоприобретатель вышеуказанных проверок более чем понятен.