МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Екатеринбург

Жители Верхней Пышмы устали от коммунальщиков-монополистов

Недовольные работой УК «Сити-Сервис» граждане голосуют за смену управляющей компании, но из-за бюрократических процедур вынуждены терпеть посредственное обслуживание и некачественные услуги

В Верхней Пышме жители нескольких новых домов в последние месяцы столкнулись с рядом неожиданных проблем, связанных с услугами ЖКХ. Внезапно ухудшилось качество уборки подъездов, начались перебои с выполнением других работ. Даже небольшие недочеты могут не устраняться неделями. По словам граждан, все это началось после того, как управляющая компания «Кворум», связанная с застройщиком, сменила обслуживающую организацию. Вместо УК «Кот», к качественным услугам которой жильцы успели привыкнуть, обслуживанием домов теперь занимается УК «Сити-Сервис». Данная компания управляет более чем 300 МКД и, по примерным подсчетам, вместе с аффилированным ООО «Сити-центр» контролирует около 90% коммунального рынка Верхней Пышмы. При этом, судя по всему, этим УК не хватает ресурсов, для нормального обслуживания уже имеющихся домов. Жильцы, давно знакомые с работой коммунальщиков-монополистов, также рассказывают о многочисленных претензиях к ним. При этом граждане, которые пытаются сменить надоевшую управляющую компанию, сталкиваются с трудностями и противодействием.

Радость от покупки квартир для многих жильцов новостроек закончилась с приходом УК «Сити-Сервис». Слева: Красноармейская, 8. Справа: Успенский проспект, 113Д/1. Фото: МК-Урал.

В редакцию «МК-Урал» обратились сразу несколько человек, которые недавно приобрели жилье в новостройках Верхней Пышмы. Все дома были возведены местным застройщиком (ООО «Актив Девелопмент»). Данную компанию возглавляет Ирина Малахова. Долгожданная покупка спустя некоторое время стала вызывать меньше положительных эмоций. Причина – посредственное качество жилищных услуг.

Неожиданная замена

Впрочем, поначалу граждан все устраивало. Управлением домами, построенными ООО «Актив Девелопмент», занимается ООО «УК «Кворум», чей единственный учредитель – Никита Малахов. По словам жителей Верхней Пышмы, он сын Ирины Малаховой.

Данная УК, по сути, только начисляет платежи и ведет расчеты с поставщиками коммунальных ресурсов. Обслуживанием же домового имущества занимаются другие организации.

Такая схема, когда одна УК заключает договор подряда с другой компанией, не редкость. Жителей верхнепышминских новостроек поначалу она устраивала. ООО «УК «Кворум» сначала выбрало управляющую компанию «Кот», ранее хорошо зарекомендовавшую себя в Березовском городском округе.

«Меня приятно удивило, что для решения многих вопросов достаточно написать в домовой чат, – отмечает жительница дома № 8 по улице Красноармейской (ЖК «Тихий центр-3») Росина Ш. – Если в других компаниях надо сто раз куда-то позвонить или оставить заявку, тут такого не было».

Но летом 2023 года единственный учредитель ООО «УК «Кворум» Никита Малахов по каким-то причинам решил сменить руководителя своей компании. Пост директора заняла Елена Галкина. Она же в открытых источниках числится директором и соучредителем УК «Сити-Центр», вторым учредителем которого является ООО «Бриз».

В свою очередь соучредитель данного юридического лица – ООО «Илит», которое владеет также 99%-й долей ООО «Сити-Сервис». Эта компания управляет более чем 300 домами в Верхней Пышме. По приблизительным подсчетам на основе данных с сервисов ЖКХ, вместе с ООО «Сити-Центр» она контролирует около 90% рынка в городе.

Примечательно, что под управлением УК «Сити-Центр» находятся более новые дома, в которых, как правило, выше собираемость и ниже траты на содержание общего имущества. И данная организация не является плательщиком НДС. А вот УК «Сити-Сервис», обслуживающая старый жилой фонд, данный налог платит. А ведь именно в таких домах, как правило, живет много пенсионеров. Для которых 20%-й налог оказывается существенным обременением.

После прихода Елены Галкиной в УК «Кворум» подрядчиком вместо ООО «УК «Кот» стало ООО «Сити-Сервис». Для многих жителей новостроек это стало неприятным сюрпризом, поскольку с посредственной работой структур, контролирующих практически весь жилищный фонд в городе, они знакомы не понаслышке.

Долгое решение вопросов

Дом № 8 по улице Красноармейской еще не до конца построен, но жители уже сданных в эксплуатацию подъездов сталкиваются с проблемами, более характерными для аварийного жилья. Так, нынешним летом в подвале произошел настоящий потоп. Его можно наблюдать на видеозаписи.

По словам Росины Ш., УК «Сити-Сервис» не просто не спешила устранять аварию, которая может привести к распространению плесени и другим проблемам, но даже старалась скрыть наличие проблемы.

«Кто-то из жителей хотел провести интернет, нужен был допуск в подвал, – рассказывает Росина. – Но его туда не пускали. В итоге он добился своего, подвал открыли, а там потоп. Начали выяснять, пригласили сантехников. Оказалось, что там течь горячего водоснабжения. Кто за это отвечать будет?»

Проблемами, по словам жителей, становятся и гораздо более простые вещи. Если раньше было достаточно задать вопрос в домовой чат, то теперь для его решения требуется сформировать заявку, обработка которой может идти неделями.

Оставлять заявку, отмечает Росина Ш., необходимо даже на уборку подъездов, хотя эта услуга должна оказываться на регулярной основе. При этом качество уборки, по словам жителей, оставляет желать лучшего.

Беспокоит жильцов и состояние одного из лифтов, при эксплуатации которого слышны громкие и странные звуки. Многие уже и вовсе боятся на нем ездить. Формально за обслуживание подъемника отвечает отдельная организация. В то же время граждане платят по квитанциям, выставляемым УК, а значит, и решать вопрос с лифтовиками должна управляющая компания.

Неделя с черной водой

О похожих проблемах с УК «Сити-Сервис»» рассказывает жительница дома № 113Д/1 по Успенскому проспекту Татьяна З.

«В Верхней Пышме я живу давно. Во всех домах, где снимала квартиру, были проблемы с уборкой, – рассказывает Татьяна. – Про ремонт в подъездах вообще молчу. В одном доме прожили восемь лет. Насколько помню, никакого ремонта так и не было».

По действующим нормам, косметический ремонт должен проводиться не реже чем раз в пять лет. Но во многих подъездах стены не красились с советских времен. Фото: МК-Урал.

Как и в случае с домом № 8 по улице Красноармейской, сначала новоселы радовались качеству работы УК «Кот». Но через год выяснилось, что теперь обслуживать дом также будет УК «Сити-Сервис».

«Люди начали возмущаться, потому что у нас в основном все жители Верхней Пышмы, – рассказывает Татьяна. – И все знают, как работает «Сити-Сервис».

При этом, по словам Татьяны, представители УК «Кворум» говорили, что «Сити-Сервис» не имеет отношения к их дому, но при этом разослали телефоны аварийных служб именно этой организации.

По данным телефонам, по ее словам, невозможно дозвониться, хотя они многоканальные. При этом Татьяна также сетует на длительное решение проблем.

«У меня бежит черная вода, – поясняет она. – Я звоню им, они говорят: через неделю приедем. Но зачем вы мне через неделю?»

Соседний дом, № 113Б, обслуживает УК «Сити-Центр». По словам Татьяны, ее знакомые, проживающие в этом доме, рассказывали, что жители сами скидывают деньги на лопаты для дворника.

«Я была в их доме, он новый, но там жуть полная», – отмечает Татьяна.

Жители данного дома, как говорит Татьяна, рассказали ей о том, что в каждой платежке указывается разная площадь дома. А ведь это влияет на стоимость услуг.

Стремление УК получить в управление или хотя бы в обслуживание новостройки понятно. Собираемость платежей здесь, как правило, хорошая, а расходы относительно низкие. Оборудование и несущие конструкции новые. Даже если с ними возникают проблемы, то во многих случаях устранить их должен застройщик по гарантийным обязательствам.

Вот только почему-то складывается такое ощущение, что «Сити-Сервис» умудряется и в новостройках не справляться со своими обязанностями. Более того, по словам Татьяны, сотрудница компании сетовала на задержку зарплаты. Вероятно, у УК попросту не хватает финансов, человеческих ресурсов, а также необходимого оборудования для полноценной работы. Куда же уходят деньги?

Многолетние проблемы

В пользу этой версии говорят истории, которые рассказывают граждане, живущие в домах, уже давно находящихся под управлением УК «Сити-Сервис» и УК «Сити-Центр».

Жительница Верхней Пышмы Ольга Анатольевна, ранее проживавшая по адресу № 4/2 по улице Машиностроителей, в разговоре с корреспондентом «МК-Урал» сообщила, что долгое время не могла добиться реакции на проблемы с канализацией, которые делали жизнь на первом этаже невыносимой. Представители УК «Сити-Сервис», по ее словам, просто разводили руками и перекладывали ответственность на жильцов. В итоге Ольга Анатольевна решилась на переезд и продала квартиру в этом доме.

Так выглядят многие подъезды в домах УК «Сити-Сервис». Фото: МК-Урал.

В уже упомянутом нами доме № 113Б по Успенскому проспекту были жалобы на то, что с жильцов, по их словам, взяли оплату за выполнение ремонтных работ, которые должен был провести застройщик по гарантийным обязательствам.

Жители другого дома и вовсе жалуются на то, что им приходится платить за горячую воду для расположенной рядом церкви. Это, как отмечают граждане, произошло после того, как от их дома к религиозному сооружению был проложен трубопровод.

«В офис «Сити-Сервиса» простому смертному сейчас не зайти, на входе стоит турникет, и охранник пускает только по записи, – отмечает жилец того же дома. – Кроме того сейчас для того, чтобы связаться с какими-либо службами, нужно звонить в колл-центр по единому номеру и сообщать о проблеме, но диспетчер только принимает заявки, поэтому непонятно, когда придет или вообще не придет какой-либо специалист».

Если пройтись по дворам Верхней Пышмы, то удручающее впечатление оставляет состояние детских площадок. Но больше всего нас поразила куча песка на территории возле дома № 2А по улице Свердлова. Как пояснили местные жители, он предназначался для песочницы, но его попросту вывалили во дворе, видимо, в расчете на то, что жильцы сами справятся.

Житель еще одного дома, проанализировав документацию УК «Сити-Сервис», заметил в ней несоответствия. При этом гражданин отмечает, что годовые отчеты управляющей компании на сайте ГИС ЖКХ неожиданно были исправлены.

«Вывод: все отчеты недостоверны, да и вся работа УК ставится под сомнение и не вызывает доверия», – отмечает житель.

Куча песка на территории возле дома № 2А по улице Свердлова. Фото: МК-Урал.

Знакомый адрес

Впрочем, ремонт в исполнении УК «Сити-Сервис» может подкинуть еще больше проб­лем. Так, по словам Алены Ш., несколько лет назад работы в доме № 10Б по улице Мичурина начались поздно вечером без предупреждения. В итоге были забрызганы не только двери и пол, но и выставленное в подъезд имущество: детские коляски и велосипеды.

«Но самое ужасное, что нас возмутило, это краска, которой красили стены, – подчеркивает Алена. – Она не соответствовала никаким пожарным нормам. На тот момент еще свежа была память о трагедии в «Зимней Вишне», поэтому наши переживания по поводу отсутствия единственного возможного пути эвакуации были небезосновательны. На наши требования остановить работы до выяснения всех обстоятельств ни УК «Сити-Сервис», ни его подрядчик не отреагировали. Подрядчик нам ответил: «Я зарабатываю деньги, на вашу безопасность мне наплевать». Запросив смету, были сильно удивлены объемам и видам проводимых работ».

Качество работ, по словам Алены, также оказалось крайне низким. Уже через неделю краска начала отслаиваться.

Любопытно, что еще в 2017 году «МК‑Урал» писал о проблемах указанного дома. Тогда жильцы верхних этажей пожаловались в нашу редакцию на регулярное отсутствие воды в ночное время.

Теперь добавились и другие проблемы. Жильцы отмечают плохую уборку мест общего пользования, несмотря на то, что по отчетам она выполняется регулярно. Граждане, считающие, что УК незаконно получает деньги за данную услугу, уже готовы обращаться в правоохранительные органы.

Такую картину можно наблюдать в доме № 10Б по улице Мичурина. Фото: МК-Урал.

Параллельно жильцам приходится самостоятельно решать текущие вопросы по содержанию общедомового имущества.

«Обращения в УК, личные визиты к директору дают минимальные результаты, а то и нулевые, – отмечает Алена. – Приходится решать свои проблемы самим, своими силами за свои же деньги. Например, мы за свои деньги поменяли окна в подъездах, заменили тамбурные двери, установили двери выхода на кровлю, заменили перила на крыльце одного из подъездов. Сами следим за порядком, экономим электроэнергию. Основная проблема УК «Сити-Сервис» в том, что в приоритете у нее зарабатывание денег. Это бизнес, не спорю, но работать при этом не нужно забывать. МКД – это не просто дом, это живущие в нем люди. За последние 6 лет мной направлены претензии, жалобы, заявления в УК в таком объеме, что накопилось две папки отписок. Вот только серьезных изменений нет».

Алена также подчеркивает, что их дому еще повезло, поскольку есть инициативная группа граждан, готовая решать вопросы и заваливать управляющую компанию требованиями. В противном случае многоквартирнику могло грозить погружение в грязь и разруху.

Удержать любой ценой

Почему граждане годами терпят неудобства, о которых рассказывают? Пожалуй, основная причина в том, что рынок управления многоквартирным фондом в Верхней Пышме, как уже говорилось, практически монополизирован и возможности выбора ограничены. Но даже у тех, кто захочет сменить УК, судя по всему, возникают проблемы.

Жители новостроек (дом № 8 по улице Красноармейской и № 113Д/1 по Успенскому проспекту), которые ранее обслуживала УК «Кот», решили вернуть данную организацию в качестве управляющей компании. Провели голосование и получили результат, достаточный для смены УК. Но в обоих случаях УК «Кворум» не смирилась с поражением и подала в суд о признании результатов недействительными, попросив в качестве обеспечительной меры приостановить внесение изменений в реестр ГИС ЖКХ.

Параллельно в обоих домах проходит голосование по выбору «Кворума» в качестве управляющей организации. По мнению жителей, эта процедура незаконна, поскольку до внесения изменений в реестр УК «Кворум» и так управляет их домами, а значит, необходимости в ее повторном выборе нет.

«МК-Урал» довольно часто пишет о деятельности управляющих компаний во многих городах. Мы неоднократно отмечали, что здоровая конкуренция необходима для нормального функционирования сферы ЖКХ. И дело не только в праве граждан выбирать управляющую компанию, исходя из качества работы ее сотрудников. Вопрос также в том, есть ли у структуры, стремящейся к монополии, ресурсы, чтобы качественно обслуживать все дома. Особенно в том случае, когда речь идет о таком городе, как Верхняя Пышма, где объемы вводимого жилья довольно большие.

И невольно возникает вопрос: как получилось, что в таком городе порядка 90%многоквартирных домов управляются двумя ­аффи­лированными структурами? И куда уходят деньги, если жители многих домов не видят ремонтных работ и элементарной уборки подъездов?

Важно отметить, что озвученные в данной статье проблемы носят системный характер. Думается, что единственным выходом может быть только здоровая конкуренция между УК. И, только когда коммунальщики-монополисты перестанут любой ценой удерживать подконтрольные дома, жители увидят изменения к лучшему.

Следите за самыми интересными новостями Екатеринбурга в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах