МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Екатеринбург

Двукратный чемпион России по танцам на коляске: «Жизнь, когда забирает, дает что-то взамен»

Он на улице – прохожие отрывисто пялятся на его инвалидную коляску. Он на паркете – зрители непрерывно следят за его танцами и театральной игрой. Никита Устьянцев – двукратный чемпион России по танцам на коляске, который верит в справедливость.

Однажды в ТЦ

Мы встретились с Никитой на первом этаже в одном из торговых центров Екатеринбурга. Лишь только оказавшись внутри, я обратила внимание на высокие крутые лестницы и отсутствие лифтов. И как же я была заинтригована, когда Никита предложил подняться на второй этаж в одну из его любимых кафешек. «Как?» Он повел меня по коридору, что все дальше отдалялся от торговых рядов. Перед нами два лифта. Такие я встречала только в фильмах ужасов про зомби-апокалипсис. Никита вручную со скрипом захлопнул дверь, разделяющую шахту от белого зала и задвинул створки лифта в виде решетки.

Как пояснил Никита, этот лифт невозможно вызвать. Но про этот транспорт внутри ТЦ знает очень мало, да и не каждый решится зайти туда, где так громко звучат отголоски прошлого. Но вот, мы снова в XXI веке, вроде бы толерантном и для каждого доступном. Я пью горячий шоколад, а Никита – карамельный фрапессо. На столике лежит его последний айфон с уточками на чехле. Теплые лучи закатного солнца столкнулись с его хрустальным «отражением души».

– Глаза-то у меня такие светлые, красивые, так что люди думают, что я добрый, прекрасный. Ну, а потом уже как пойдет. А те, кто знает, что я чемпион, считают, что стервозен. Даже девочка, которая с нами танцует, долгое время не могла со мной наладить контакт. Мы с ней жили вместе в номере. И я помогал ей подключить диализ, это фильтрация крови. Не все согласятся таким заниматься: тяжело морально, и физически, и вообще всяко. И тогда она сказала: «Я думала, что даже с тобой общаться никогда не смогу, а в итоге ты мне помогаешь с такой неприятной процедурой».

– А сам ты кого видишь, когда посмотришь в зеркало?

– Уверенного в себе человека, наконец-то довольного собой, а не забитого и маленького мальчика, который переживает, что не может оправдать надежды родителей и свои же. Пока я выступал в театре, родные не одобряли этого: «Ты вон видишь, твои «актеришки» живут, они же не зарабатывают толком. Где-то из одного проекта в другой прыгают, а денег-то и нету». А все только набирало обороты. И в лонг-лист «Золотой маски» один из спектаклей наших вошел, и мы ездили по разным городам. Все, вроде бы, прекрасно было. А началась пандемия – затухло. В 2022 году театр закрылся. Я не понимал, что теперь буду делать. И тогда Дима, тренер мой, написал мне, что собирается развивать в Свердловской области спортивные танцы на колясках. Он пригласил меня попробовать. И уже через несколько месяцев Дима позвал поучаствовать в чемпионате России. «Ну еще подготовимся, у нас целых две недели!» – подбадривал он. И вот, мы на чемпионате России в 23-м году. И неожиданно так получилось, что я занимаю первое и второе место. Становлюсь кандидатом в мастера спорта.

Родители танцы одобрили гораздо больше, чем театр. И сейчас, когда я смотрю на себя, вижу, что я тот самый, которым хотел быть много лет. Но завтра хотел бы видеть человека еще лучше. Я уже член сборной России, и, если нам откроют мир когда-нибудь, мне бы хотелось стать мастером спорта международного класса.

– А как думаешь, почему именно ты занимаешь первые места?

– Техника у меня не очень хороша, потому что занимаюсь я мало. Но мое вождение коляски достаточно высокого уровня. Я на ней уже много лет, самостоятельно всегда передвигаюсь, и достаточно виртуозно могу ездить. За это большинство баллов тогда и получил. За далекий прокат, что могу толкнуться и очень долго ехать, почти до конца паркета, а не вот этими вот семимильными шажками. И из-за артистизма. В этом году у меня соперники были гораздо сильнее. Были сильные танцоры уже международного класса. Но в произвольной программе я также занял первое место только потому, что я артистичен. Это постановочный номер, и поэтому в этом все равно есть большая доля театра.

– В чем особенность танцев на коляске?

– Они ничем не отличаются от обычных бальных танцев. Только все движения перенесены на колеса и руки. Также наша особенность в спортивных колясках. У них колеса, в отличие от повседневных, немного разведены. Это для того, чтобы можно было крутиться быстро на ней и не падать на бок. И на танцевальных колясках есть сзади страховочные колесики. В наших танцах есть дуэты, когда оба партнера на коляске. А есть комби, когда один на коляске, а другой – на ногах. Последнее я и танцую с партнершей, прекрасной моей Лизой. Она сама мастер спорта по бальным танцам. Мне льстит до сих пор, что она сама захотела со мной танцевать, подошла год назад на Спартакиаде. И на первом нашем Кубке России уже заняли первое место. Следующий Кубок России у нас в апреле в Екатеринбурге. Мы – принимающая сторона.

– Отодвинув спортивные достижения и кубки, чем ты особенно гордишься?

– Ну, самое первое достижение, что я все-таки пошел не в специализированную школу для людей с инвалидностью, а в обычную, проучился там все одиннадцать лет и закончил. Горжусь, что я, в принципе, достаточно самостоятельный человек и могу независимо от людей быть полноценным членом общества и вообще человеком.

– Есть ли в мире справедливость?

– Да. Жизнь, когда забирает, дает что-то взамен. Она забрала у меня возможность ходить, но при этом дала родителей, которые компенсируют мне все это и пытаются помогать, чтобы я жил полноценной жизнью и ни в чем себе не отказывал. Ушел театр, и пришел спорт на это место. И люди, которые плохо поступают по отношению к другим, рано или поздно тоже получат по заслугам. Жизнь расставит каждого по своим местам.

– Что не так с темой инвалидности в обществе?

– Вот бы люди не реагировали на тебя как на диковинку какую-то, не делали акцент на инвалидности человека. Эти вот взгляды… Кто-то сочувствует, переживает или смотрит ободряюще. Кто-то, наоборот, осуждает: «Что ты тут вылез? Ну, господи, сиди дома и никому не показывайся». Это угнетает. И я чувствую в конце дня, как энергия просто заканчивается. И обидно, когда люди думают, что инвалидность – равно бедность. Меня это так бьет по самооценке, что я потом очень долго восстанавливаюсь.

Самый такой показательный момент был… Я купил себе кофе в передвижной кафешке на аллее. Сижу около скамейки, у меня в ушах наушники, в руке телефон, в другой – кофе. И я в один момент чувствую, что он проливается мне на пальцы, потому что мужик, мимо проходя, закинул мне деньги туда. Он уходит и подмигивает. Классно, спасибо! Спасибо! Вот тебя не хватало сегодня мне. Я выбросил кофе, потому что он уже испорчен, как и настроение мое. Человек, конечно, с добрыми намерениями это сделал, но главная мораль, конечно, в том, чтобы к людям с инвалидностью относились как к равным. Не делали из нас каких-то героев. И в то же время не делали из нас бедных и несчастных, которым все время нужна помощь. Мы такие же люди, мы с такими же потребностями, как вы.

Контраст

Мы вновь зашли в лифт, как солнце за линию горизонта. Слабый свет. Скрипучие серые створки. А где-то рядом – светлые широкие лестницы. Люди на них рискуют споткнуться, отвлекаясь на Никиту. Но они даже не знают, что за спиной у него сложены кубки, которые сейчас он повезет на тренировку. Как раз подъехало такси.

Фото: сообщество Федерации спортивных танцев на колясках в России в ВКонтакте

Следите за самыми интересными новостями Екатеринбурга в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах