Законопроект предполагает освободить от уплаты транспортного налога на легковушки мощностью до 200 л. с. граждан, воспитывающих трех и более детей до 23 лет, если они студенты-очники. Ранее льгота действовала до совершеннолетия детей.
Также документ дает 50-процентную льготу от суммы налога на машины, работающие только на газе (природный, сжиженный природный, нефтяной). В областном кабмине считают, что такая мера поможет повысить популярность использования газомоторного топлива.
Предлагается продлить действие налоговых льгот на 2025 – 2027 годы для владельцев автобусов и грузовиков высокого экологического класса, для международных автомобильных грузоперевозчиков.
Возвращение ставки
Законопроект также предполагает повышение ставок транспортного налога на некоторые категории автомобилей, возвращение налоговой ставки для маломощных машин. Свердловская область – один из последних регионов в стране, где обсуждается инициатива по возвращению налога на маломощные автомобили. С 2011 года на Среднем Урале владельцы машин мощностью до 100 лошадиных сил не платили транспортный налог.
При этом от налога, как и ранее, предлагается освободить пенсионеров, инвалидов, многодетные семьи и участников специальной военной операции. Если депутаты одобрят законопроект, платежи за 2025 год будут производиться в 2026 году.
Ставку налога для автомобилей с малой мощностью предлагается установить на уровне 10 рублей за лошадиную силу. При таких ценах для владельцев машин мощностью 100 лошадиных сил налог составит 1 тысячу рублей в год. Дополнительные доходы от поступления средств в областную казну планируют расходовать на содержание свердловских дорог. В частности в планах устройство остановок автобусов, прокладка систем освещения, строительство тротуаров на региональных дорогах, идущих через жилые массивы, и организация пешеходных переходов.
Свердловский Департамент информационной политики отмечает, что в регионе традиционно особое внимание обращают на ремонт и содержание дорог. Только в 2024 году отремонтировано и построено более 300 километров дорог, возведены 22 моста и путепровода (общая протяженность объектов – более километра). Летом стартовало движение по новому путепроводу на Режевском тракте, осенью после ремонта открылся для движения автомобилистов мост под Нижним Тагилом.
«Это важное вложение»
«В Свердловской области действует достаточно много льготных программ, в том числе по налогообложению. И в данном случае по транспортному налогу мы – один из немногих регионов России, где владельцы маломощных автомобилей не оплачивали этот налог. Пришло время, когда мы тоже рассматриваем вопрос отмены данного решения», – говорит Максим Марамыгин, профессор кафедры финансов, денежного обращения и кредита УрГЭУ.
Экономист подчеркнул, что авторы законопроекта проявили социальную ответственность. От уплаты налога по-прежнему будут освобождены социально уязвимые граждане. На машину до 150 л. с не будут платить налоги пенсионеры и инвалиды, на автомобили мощностью до 200 л. с. – многодетные и участники СВО.
«В целом, на средний легковой автомобиль сумма относительно небольшая, – считает Максим Марамыгин. – В год – до тысячи рублей получится. Средства, которые бюджет получит от этих налоговых отчислений, пойдут в бюджет Свердловской области и будут направлены на ремонт автомобильных дорог местного значения. Это важное вложение для всех автомобилистов».
Директор института экономики УрО РАН, доктор экономических наук Юлия Лаврикова отмечает, что средства от уплаты налога помогут улучшить состояние дорог в регионе. При этом ставка налога минимальна, нагрузка на бюджет семьи будет почти неощутима.
«Но мы все понимаем, что без хороших дорог нельзя говорить о высоком качестве жизни, – заявила она. – Каждый из нас хочет, чтобы в Свердловской области дороги были гладкие, ровные, хорошие, безаварийные. Этого достичь можно, только вкладывая средства. Понятно, что в это вкладывает область и в рамках нацпроекта, еще часть средств поступает именно от налогов граждан».