Минздрав не предупреждали

Аркадий Белявский оказался министром без назначения?

С течением времени выясняются все более и более пикантные подробности формирования нового свердловского Кабмина. Если раньше СМИ Екатеринбурга муссировали возраст министра финансов, то сейчас «МК-Урал» выявил гораздо более серьезный промах руководства области. Аркадий Белявский, занявший пост министра здравоохранения, больше месяца подписывался главой министерства… не имея на это права.
Аркадий Белявский оказался министром без назначения?
Юристам еще предстоит ответить на вопрос: «А уполномоченное ли надлежащим образом лицо подписывало документы?»

Как известно, учрежденная губернатором и правительством Свердловской области «Областная газета» выполняет функцию официального печатного органа свердловской власти. В публикации от 23 декабря 2009 года «Областная газета» пишет: «Александр Мишарин Указом губернатора Свердловской области назначил ряд членов правительства Свердловской области. Помимо ранее назначенного председателя правительства Свердловской области Анатолия Гредина в состав правительства вошли: ...министр здравоохранения Свердловской области Аркадий Белявский».

Другое заслуживающее доверия издание, «Российская газета», в публикации от 11 января 2010 года пишет: «…губернатор Александр Мишарин, вступивший в должность 23 ноября, завершил формирование регионального правительства. Указы о назначении других министров он подписал еще в декабре… Министром сельского хозяйства назначен Илья Бондарев, работавший ранее в региональном Минприроды; министром здравоохранения – Аркадий Белявский, бывший главврач окружной больницы ХМАО».

На основании вышеперечисленных публикаций можно было бы сделать вывод, что Аркадий Белявский действительно был назначен министром в конце декабря 2009 года и приступил к своим обязанностям. Если бы не одно «Но». Называя Белявского министром, СМИ не имели на руках текст указа губернатора о назначении Аркадия Белявского министром.

Сегодня можно говорить, что указ о назначении Белявского не был опубликован в «Областной газете» ни в декабре 2009 года, ни в январе 2010 года. Как и не был опубликован указ об увольнении с должности министра Владимира Климина. По крайней мере, факт существования этих указов до сих пор не подтвержден официальными публикациями в СМИ.  

Согласно федеральному и региональному законодательству, нормативные правовые акты вступают в силу с момента их публикации в средствах массовой информации. Обычно и указы губернатора, и постановления правительства, и областные законы публикуются в «Областной газете». Согласно теории права существуют и индивидуальные правовые акты (ненормативные правовые акты), к которым можно отнести и Указы Губернатора о назначении на должность министров. Тем не менее «Номерного» указа о назначении Белявского на пост министра здравоохранения в «Областной газете» найти не удалось. Более того, на официальном сайте губернатора Свердловской области Александра Мишарина, в разделе «Указы», наблюдается определенный беспорядок.

Судите сами: 7 декабря 2009 года там опубликован № 1093-УГ «О председателе правительства Свердловской области», которым на должность премьер-министра назначен Анатолий Гредин. 31 декабря, указом № 1239-УГ на должность начальника управления Госстройнадзора назначен Борис Трефелов. А между этими двумя указами за весь период с 7 по 31 декабря находится лишь одна публикация – от 21 декабря.

«Александр Мишарин Указом Губернатора Свердловской области назначил ряд членов Правительства Свердловской области», – именно этими словами и начинается данное коммюнике (которое 23 декабря опубликовала и «Областная газета»).

Возникает резонный вопрос: неужели, никто из Кабмина, кроме г-на Гредина, не заслужил «именного» указа о своем назначении с обязательной публикацией в «Областной газете»? Любой юрист скажет, что этого ситуация довольно щекотлива – каждый член правительства должен быть назначен указом губернатора, с номером, датой подписания и, желательно, с обязательной публикацией в СМИ. Что касается конкретно министра здравоохранения, как ни странно, указ о его назначении, скорее всего, уже есть. Только дата уж очень подозрительная.

По информации «МК-Урал», 3 февраля 2010 года Александр Мишарин подписал указ № 78-УГ об отставке с поста министра здравоохранения Владимира Климина, а 4 февраля он подписал указ № 79-УГ о назначении на освободившийся пост Аркадия Белявского. Эти два указа, а также № 1241-УГ о назначении заместителей министра здравоохранения, похоже, составляют государственную тайну – по крайней мере, ни в «Областной газете», ни на сайте губернатора их найти нереально.

Убедившись, что в открытых источниках «заколдованных» указов попросту нет, «МК-Урал» подготовил запросы на имя руководителя администрации губернатора Свердловской области Вячеслава Лашманкина (поскольку ни одна из нижестоящих структур ответственность на себя не взяла) и на имя министра здравоохранения Свердловской области Аркадия Белявского.

Ответ из Минздрава пришел просто шедевральный. «Вопрос о предоставлении Указов Губернатора Свердловской области находится вне компетенции Министерства здравоохранения Свердловской области». Из вышеприведенного ответа можно сделать два вывода. Либо Минздрав не знает каким правовым актом назначен руководитель этого министерства. Либо и.о. министра С.Б. Турков, подписавший ответ на запрос, попросту не желает предоставлять СМИ информацию в установленном законом порядке. К слову, на момент подготовки материала ответа из администрации губернатора так и не было.

Подведем итог. Как минимум с 23 декабря 2009 года Аркадий Белявский «замечен» министром здравоохранения. Если информация «МК-Урал» верна, то документ о полномочиях министра подписан  лишь 4 февраля. Кто-то скажет, мол, ничего страшного. Подумаешь, подписали «бумажку» позже, чем нужно. Главное – дать человеку работать, а не бюрократию разводить.

В оформлении сантехника подобная точка зрения, может, и была бы уместной. Но не применительно к министру. В распоряжении «МК-Урал» находится один очень интересный документ – государственный контракт о закупках от 29 декабря 2009 года, подписанный «министром» Аркадием Белявским. Подобного рода финансовой документации за подписью Белявского существует немало.

Возможно, коммерческим структурам, заключавшим контракты с Минздравом, в период с декабря 2009 по февраль 2010 гг., стоит еще раз оценить свои риски и задуматься, а кто, собственно, подписывал документы? Министр или «министр»? Подобные же вопросы могут возникнуть, кстати, и у назначенных (да и у уволенных) в этот период работников министерства. Каков их статус? Кто распоряжался их судьбой в эти месяцы? Как должна быть исчислена их зарплата?

Следственный эксперимент

«МК-Урал» попросил ряд юристов и представителей правоохранительных структур прокомментировать следующую гипотетическую ситуацию: финансовую документацию некоего министерства (касающуюся расходования средств областного бюджета) от имени главы этого министерства подписывает человек, полномочия которого не подтверждены соответствующим указом губернатора.

– В Российской Федерации давным-давно, абсолютно параллельно, существуют «Право» и «Реальность», – комментирует адвокат Иван Кадочников. – В «Праве» нормативно-правовой акт без надлежащего опубликования в специализированном издании не подлежит применению. То есть в порядке ч. 1 ст. 103 Областного Закона Свердловской области «О правовых актах Свердловской области» № 4-ОЗ Указ Губернатора Свердловской области, не опубликованный в «Областной Газете», не подлежит применению. Но сам по себе Указ Губернатора о назначении на должность министра является индивидуальным правовым актом. И он может и не публиковаться в «Областной газете». В переводе с «юридического языка» на «человеческий язык» это означает, что каждого документа есть номер, дата и, очень желательно, публикация в СМИ. Если этой публикации нет, то все, что было подписано до опубликованного Указа Губернатора, – имеет очень сложный и противоречивый характер. Как с позиции трудовых, так и с позиции гражданско-правовых, так и с позиции уголовных правоотношений. В «Реальности» же кадровые сложности и сложности во времени преодолеваются очень многообещающей приставкой «И.О.» или же на время согласований вся работа приостанавливается. В описываемой ситуации с Указом Губернатора Свердловской области вариантов может быть очень много. Самые негативные варианты: отмена всех документов, подписанных «министром» без «указа», возбуждение уголовных дел, дисциплинарные взыскания и т.д. Самые «позитивные»: повторное переподписание всех документов.

Что касается описанного «негативного» для гипотетического министра варианта, по словам коллеги г-на Кадочникова, заведующего «Адвокатской конторой № 1» Александра Савинова, ответственность злоумышленник может нести по целому букету статей. Как минимум, заметил адвокат, речь может пойти о ст. 330 УК РФ и ст. 19.1 КоАП (самоуправство). В случае же доказанного «злого умысла», подписание финансовой документации без соответствующих полномочий может быть расценено и как мошенничество.

К сожалению, и областная прокуратура, и СУ СКП РФ по Свердловской области комментировать гипотетические ситуации не стали, заявив, что какие-либо комментарии возможны только после соответствующего заявления. Представитель УФСБ по Свердловской области Анна Ластовецкая, выслушав предложенную «МК-Урал» задачу, предположила, что в данном случае вполне может идти речь об угрозе государственной безопасности (нецелевое расходование госбюджета), а этот аспект уже находится в сфере интересов ее ведомства.

Существует еще одна госструктура, имеющая право контролировать деятельность областных министерств – Счетная палата Свердловской области.

Председатель областной Счетной палаты Андрей Измоденов заявил «МК-Урал», что провести проверку деятельности того или иного министерства его ведомство может, но лишь при соблюдении двух условий. Во-первых, речь должна идти о проверке расходования средств областного бюджета. А во-вторых, СП начнет проверку только после соответствующего обращения от депутатов областной Думы. Впрочем, вероятно данная публикация заинтересует областных парламентариев. По крайней  мере, предварительный опрос позволяет на это надеяться.

 – Если речь идет о целевом или нецелевом расходовании бюджетных средств, депутаты вполне могут поставить перед Счетной палатой задачу провести соответствующую проверку, – заявила «МК-Урал» спикер областной Думы Елена Чечунова.

– Если описанная ситуация не является голословной, а подтверждается документами, фракция ЛДПР, безусловно, обратит на это внимание, – заметил депутат Облдумы от ЛДПР Кирилл Баранов. К слову, координатор свердловского регионального отделения ЛДПР, депутат Госдумы от ЛДПР Владимир Таскаев в беседе с «МК-Урал» выразил готовность поддержать своих коллег из областной Думы и оказать им всю необходимую помощь.

Другой депутат Государственной Думы, парламентарий от КПРФ, Алексей Багаряков также заявил о готовности поддержать однопартийцев-депутатов Облдумы от КПРФ в случае, если фракции КПРФ в Облдуме не удастся разобраться в проблеме на региональном уровне.

 – «Справедливая Россия», безусловно, обратит внимание на подобную информацию, – заявил в интервью «МК-Урал» депутат областной Думы Илья Гаффнер. – И в случае, если информация подтвердится, мы выступим с инициативой проверки со стороны Счетной палаты. Если же предписания Счетной палаты окажется недостаточно, мы готовы инициировать проверки со стороны всех правоохранительных структур. Мы сделаем все возможное для безопасности областного бюджета.

Словом, будем надеяться, «загадочные» указы № 78-УГ и № 79-УГ все же всплывут. А уж сличить даты на указе и госконтрактах и сделать соответствующие выводы сможет любой.

И напоследок – в ходе расследования, «МК-Урал» не мог не обратить внимание на то, что в отношении большинства остальных членов Кабинета министров ситуация столь же, мягко говоря, расплывчата.

Вспомним вышеуказанную публикацию в «Областной газете» от 23 декабря 2009 года, которая ссылается на некий указ губернатора о назначении «ряда членов правительства». В частности, в статье сказано: «Александр Мишарин 22 декабря прокомментировал подписанный накануне Указ Губернатора Свердловской области о назначении ряда членов правительства Свердловской области».

Предположим, этот правовой акт (а большая часть указов губернатора являются именно нормативными правовыми актами) был подписан 21 декабря 2009 года. 21 декабря «Областная газета» не выходила, поэтому указ должен был быть опубликован 22 декабря 2009 года. Желающие могут полюбопытствовать – такого указа в номере «Областной газеты» от 22 декабря нет. Ну а 23 декабря об этом указе пишут уже, как о свершившемся факте. Возможно любимый «4 пункт» всех указов Губернатора: «…опубликовать в «Областной Газете»…» «забыли» дописать. А раз забыли – то и публиковать не надо.

Вывод очевиден. Кроме премьер-министра Анатолия Гридина и трех «ключевых» министров (Минфин Константин Колтонюк, Минсоцзащиты Владимир Власов и МУГИСО Владимир Левченко, кандидатуры которых утверждала Областная Дума) никто публикаций о назначении в «Областной газете», судя по всему, не удостоился, а может просто и «не по рангу». Таким образом эти индивидуальные нормативные акты о назначении министров официального опубликования не удостоились, трудовые книжки наши министры никому не покажут, а как быть работникам министерств, как быть с крупными контрактами? Никто же правды не видел, а узнать не у кого: сами министерства и местные чиновники заговорщицки молчат. А при этом  все помнят о «советнике губернатора Долгановой», которая «вроде бы и есть, а вроде бы и нет».

Думаю, никто не будет удивлен, если аналогичные Минздраву «конфузы» с финансовой документацией проявятся и в отношении ряда других министерств: юристам еще предстоит ответить на вопрос: «А уполномоченное ли надлежащим образом лицо подписывало документы?». Остается надеяться лишь, что последствия от «самодеятельности» наших «министров» окажутся более-менее безобидными.

«МК-Урал» продолжит расследование

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру