Михаил Задорнов: «Многие тв-каналы трусят ставить меня в эфир!»

Весь 2011 год концерты Михаила Задорнова можно смотреть только на телеканале РЕН ТВ

Последние выступления Михаила Задорнова кажутся еще более смелыми и колкими, чем его же собственные прежние. Сегодня мы уже настолько привыкли к рафинированному эфиру российского телевидения, что острословие Задорнова в эфире телеканала РЕН ТВ поначалу вызывает некоторое оцепенение – настолько смело и ярко он шутит. При этом бросается в глаза, что шуток про «ну тупых американцев» в его рассказах становится все меньше, а вот про отечественных чиновников – все больше.

 

Весь 2011 год концерты Михаила Задорнова можно смотреть только на телеканале РЕН ТВ
«Я говорил про Россию и про Украину. В итоге все про Россию «вырезали», оставили только про Украину» (Фото Е.Сидякиной)

Меня ненавидят Владивосток и Украина

– Михаил Николаевич, раньше вас видели на разных телеканалах, а теперь, говорят, Задорнов стал, как модно сейчас говорить, «лицом» канала РЕН ТВ и весь 2011 год будет вещать только на нем. Зачем вам это?

– Ну зачем все эти громкие слова – «бренд», «лицо канала»…? Мы с РЕН ТВ сотрудничаем, потому что взаимопонимаем друг друга. На этом канале к моему творчеству относятся с уважением. А на других каналах трусят ставить меня в эфир, потому что мое мнение неформатное. А формат сейчас что? Чтобы на каждые 10 минут выступления была одна реприза про задницу и две про передницу. Я работаю с РЕН ТВ, потому что мы с ними разговариваем на одном уровне понимания творчества. Здесь не вырезают мои высказывания, как это делают другие. Вот вам пример: как-то, выступая на одном из телеканалов, я говорил про Россию и про Украину. В итоге оказалось – вырезали все, что касается России, а оставили только про Украину. Так после этого на Украине чуть демонстрации не начались. Мало того, что меня ненавидит Владивосток (в одном из концертов сатирик высмеял горожан – прим. ред.), так теперь еще и Украина! Мне в условиях такого прессинга сложно, поэтому я сам предложил РЕН ТВ сотрудничество. Все началось с того, что руководству канала понравились мои рассказы о любви, и они захотели снять по ним фильмы. Лирические, с юмором, без эстрады и сатиры. После чего мы с руководством канала надумали такую программу оживления телевизионного пространства мыслями, а не формами. Ведь сегодня на телевидении в основном одна и та же форма – бессмыслица, а точнее обессмысливание. А с РЕН ТВ мы, кажется, пустимся в хорошее путешествие.

– Геннадий Хазанов недавно сказал, что не понимает юмора артистов из «Камеди клаба». А вы когда-то положительно отзывались о них. Ваше мнение не изменилось?

– Я и сейчас говорю, что они талантливые ребята, но именно поэтому и горько смотреть на них. Они очень одаренные. Но пройдет лет 40, им будет примерно по 60–70, и их внуки будут говорить им: «Дедушка, а тебе не стыдно было?» Мне кажется, надо всегда выступать так, чтобы перед родителями и детьми не было стыдно. Ну, и перед внуками заодно. Хотя я подозреваю, что могут пройти годы, и молодежь изменится в другую сторону. И тогда внучки Ксении Собчак могут сказать: «Бабушка, какая же ты была целомудренная и нравственная в программе «ДОМ-2»! Но все-таки это фантазии...

– От чего зависит ощущение счастья?

– Счастливым не будешь, сколько бы бабок ни было, счастье от этого не зависит. Знаете, мои родители никогда не подчинялись общему мнению. Они узнавали СВОЕ мнение из своего сердца, а не из телевизора. К этому я и буду призывать во всех своих концертах на РЕН ТВ в течение 2011 года.

Мне все время звонят с разных телеканалов и предлагают какую-то дрянь. Вот недавно позвали обсуждать русский мат. Я знаю суть мата. Но им нужен скандал. А я не хочу скандала. Я хочу, чтобы мою точку зрения воспринимали без скандала. Или не принимали, но тоже без скандала. Из сказанного может показаться, что я исключительно хороший человек. На самом деле у меня есть стремление жить хорошо и быть хорошим, и этого достаточно, чтобы считаться хорошим. Но, как и у всех, у меня есть свои недостатки. Надеюсь к концу жизни (а мне осталось жить еще где-то лет 180!) их исправить, и стать совсем хорошим! (смеется).

– Еще в этом году милиция была переименована в полицию. Как вы к этому отнеслись?

– Милиция – это милые лица, чтоб вы знали. Когда я это опубликовал в «ЖЖ», кто-то мне написал: «А полиция, получается, «поганые лица»? Это, конечно, не так, но мне очень понравилось. Ну вот скажите мне: может ли Бараку Обаме прийти на ум, чтобы улучшить работу полиции, переименовать ее в милицию? Вообще наши правители познают Россию по Интернету. Когда мышь забирается на ногу слона, она думает, что слон – это его нога. Она всего слона просто не может увидеть. Так и наши правители не могут увидеть Россию целиком. Отсюда и «полиция»... Как я говорю со сцены, «мусора» – они и есть «мусора», так их и будут называть всегда. И на просьбу: «Откройте, полиция!» будут открывать только из любопытства.

В моём «ЖЖ» поначалу было много пакостников

– В последнее время вы много внимания уделяете борьбе с безграмотностью. Думаете, этот национальный недуг возможно победить, если на самых высоких уровнях в речах и написании допускаются чудовищные ошибки?

– Многие мои знакомые говорят: «Я был на день рождении». Кошмар! Или: «Моя коллега». В то время как коллега – он, мужского рода. Тогда если «моя коллега», то – «твой мама» или «моя папа». Поголовная безграмотность! Да – рыба гниет с головы. Преступление совершают ученые-филологи и лингвисты, которые не делают нашим правителям замечаний, потому что боятся сказать им, например, что нельзя говорить: «Мирные инициативы». Инициатива одна! Но правительству хочется показать, что они много инициатив проявляют. Еще у них – «мирные договоренности»...

Безграмотности будет посвящена целая программа на РЕН ТВ. Ученые нападают на меня, мол, как вы так смеете расшифровывать слова! Филологи на меня катят «баллон», а правителям нашим сказать ничего не могут. Как можно, например, говорить: «Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»? Это можно назвать тавтологией, но я бы назвал языковым извращением.

И пусть филологи не хотят, мы сами вернем грамотность хотя бы части населения, через мои концерты на РЕН ТВ. Объединимся с каналом и сделаем передачу, посвященную безграмотности. Кстати, народ в провинции говорит грамотнее. И оживление России начнется именно из глубинки. Потому что там нет рабского мышления по отношению к прибыли. В Москве считают – где прибыль, там и Родина. Россия немножко другая. Я много путешествовал, видел много замечательных людей – умных, образованных, интеллигентных.

– Вы второй год ведете свой блог в «Живом журнале». Не надоело еще? Там ведь авторам много всякого хамства и глупости пишут в комментариях…

– Мне понравилось его вести! Я сначала смотрел на эту идею скептически, потому что компьютер для меня как молоток и пассатижи. Чуждые мне предметы. Но оказалось, это хорошо. Сначала было много пакостников, а теперь они отпали! У меня обычно большие тексты, а эти люди так много читать не могут (улыбается). Мне нравится, что иногда те, кто у меня там в друзьях, подкидывают новые мысли, словно поливая меня «живой» водой и обновляя. И еще я благодарен «ЖЖ» за то, что он меня «режимит». Каждый вторник и четверг я должен выходить в эфир. Тут не расслабишься!

– Вы открыли библиотеку. Но почему-то в Риге, а не в Иваново, например…

– Чтобы открыть библиотеку в России, надо пройти через огромное количество чиновников, чего я на сегодняшний день сделать просто не в состоянии. А в Риге мы это сделали мгновенно. Бизнесмен Малышков дал свой офис под библиотеку – 400 кв. метров. И я сделал библиотеку за свой счет. Уже потратил 300 тысяч евро. Но вы знаете, это окупается радостью (улыбается). За день в библиотеке бывает от 40 до 60 человек… Я не ожидал! Думал, ну, 5–6 человек будут приходить. А их, напротив, все больше и больше. 10 000 читательских билетов уже выдано!

А РЕН ТВ помог ее компьютеризировать. Она современная, стильная, но не гламурная. Людям нравится ходить туда.. Особенно тем, кому за 40. У них же нет ночных клубов, куда они могут прий-ти, почитать, кофе попить… А у нас – такая пятизвездочная библиотека! Если книги нет, которую человек спрашивает, мы ее заказываем, привозим. Звоним ему потом, мол, завезли ваш любимый «маскарпоне» (смеется). Кстати! Представляете, за год две книги Умберто Эко украли, всего Маркеса и три – Кортасара! Но ни одной Донцовой, ни одного Акунина не взяли! Представляете, какой уровень у наших читателей?

Вообще, благодаря «ЖЖ» и библиотеке, я живу радостно. Потому что понимаю, что хороших людей гораздо больше, чем кажется, когда смотришь телевизор. И я хочу, чтобы другие это тоже заметили.

Да здравствует то, благодаря чему мы, несмотря ни на что!

– Вы много путешествуете по России. Происходило с вами что-то знаменательное за последнее время?

– Вы знаете, год назад я совершил путешествие от Курил до Байкала. Два месяца был в пути. Причем на перекладных – где на джипах, где на вертолетах, где на мохнатых яках, где на поезде. Даже заскочил на один день в Китай – через Амур перешел. Вот как, например, я могу забыть встречу с нашими ламами-бурятами? В Забайкалье стоят в степях разноцветные дацаны. Там такая красота! Я был в стеклянной комнате, где сидит буддийский монах Даши-Доржо Итигэлов. 80 лет назад он сел в позу Лотоса и ушёл в Нирвану, завещав своим ученикам навестить его через 30 лет. Его похоронили в кедровом гробу в этой же позе Лотоса. Через 30 лет ученики в тайне от властей откопали саркофаг с телом. Убедились в неизменности его состояния и закопали обратно. В 2002 году группа лам перенесла тело Итигэлова в Иволгинский дацан. Он сидит неподвижно, нарушая все мыслимые законы физики. Ему подрезают ногти, волосы. У него кожа градусов 30, теплая. Мне ламы дали «поручковаться» с ним.

– И что вы почувствовали в этот момент?

– Радость, что человек обладает безграничными возможностями. Некоторые заходят – плакать начинают. Чего плакать-то? Радоваться надо! Переход в другую жизнь – это радость. Ведь человек рождается, чтобы умереть, а умирает, чтобы родиться. И когда ты это знаешь, ты улыбаешься (улыбается). Это процесс нормальный, он правильный. В этом нет ничего страшного.

 – У вас вышла недавно книга «Я люблю Америку». Они больше не тупые? Вы изменили мнение?

– В названии, конечно же, заложена ирония. Я считаю, что у американцев нужно брать лучшее, что у них есть. И в этом смысле – никакого стеба. Но мы у них берем самое поганое. А то, что они умеют делать лучше нас, – нет. Действительно, их «жизни тела» можно позавидовать, быт у них налажен замечательно. А вот «жизнь души» нам надо свою сохранять. Недавно я был в Канаде. Подошёл ко мне наш эмигрант. Печальный, пожилой, хорошо одетый человек… Говорит: «Вы не представляете себе, как мне здесь одиноко. Если бы я знал раньше, какова здесь жизнь, я бы не уехал. Жена умерла, и с тех пор, как ее не стало, меня с днем рождения поздравляет только банк, в котором я держу деньги, и гостиница, где мы с ней последний раз останавливались». Ну разве не грустно?

– К слову о поздравлениях. В 1991 году вы поздравили Россию с Новым годом вместо президента. С тех пор прошло почти 20 лет. Сейчас этой записи нигде нет. Почему?

– Ее размагнитили сразу же. Потому что я там прикололся. Я поздравлял так, как поздравляли генеральные секретари. И никто не захотел заострять на этом внимание, потому что уж очень явным получился переход от серьезного к сатире. Прозвучал такой эпиграф, что, мол, жить мы будем не хорошо, но весело. Умным людям было понятно. Тогда же я рассказал про то, что в Новосибирске вот уже 15 лет висит плакат, на котором написано: «Да здравствует то, благодаря чему мы несмотря ни на что»! Вот эти слова я считал лучшим поздравлением народу России в тот момент.

– Если бы сейчас попросили, нынешний посыл отличался бы от прошлого?

– Еще как! Но… только на РЕН ТВ.
 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру