Последние годы предприятие буквально лихорадит. Все меньше становится заказов, как снежный ком растут долги. И первыми это почувствовали именно работники предприятия: на СУСе начались перебои с выплатой зарплаты. Сейчас долг перед рабочими составляет порядка 1 миллиона рублей. Поставщикам, подрядчиками и банкирам строительное управление должно куда больше. По данным Арбитражного суда Свердловской области, только признанных долгов у СУС – более 76 миллионов. Эксперты строительного рынка уверены: предприятие испытает серьезнейшие финансовые затруднения. Не исключено, что уже в ближайшие месяцы Североуральское управление строительства может быть обанкрочено.
Как же один из крупнейших строительных трестов Урала, в недавнем прошлом возводивший целые города, оказался на грани банкротства? В этом попытался разобраться «МК-Урал».
Проблемы
В последний год строительную компанию начали преследовать финансовые трудности. Заказов становилось все меньше, а затраты на поддержание огромного хозяйства не уменьшались. Росли долги, стройки начали превращаться в долгострои. Копились проблемы.
Для того чтобы заткнуть возникающие дыры в финансировании, руководство привлекало кредиты и займы, не особенно задумываясь о том, как будет с ними расплачиваться. Скорее всего, руководители управления надеялись на «русский авось» или некие «будущие заказы». Но новых проектов не появлялось. А старые все глубже и глубже погружались в болото неплатежей. В определенный момент стало нечем рассчитываться с поставщиками и смежниками. А это значит, что уже начатые стройки встали.
Примером может служить строительство жилого дома по заказу администрации города Красноуральска. Сейчас стройка практически заморожена: за последние три месяца не возведено и одного этажа. На все требования городских властей закончить работу в срок представители СП ОАО «СУС» только разводят руками: у компании просто нет для этого денег.
Очевидно, что заказчики в такой ситуации перестают платить строителям. В самом деле – за что, ведь работы не ведутся. Более того, многие из них обратились в суд для того, чтобы взыскать с СП ОАО «СУС» неустойку за срыв строительства. Согласно данным сайта Арбитражного суда Свердловской области, уже сейчас завод должен своим кредиторам 76 миллионов рублей. И денег на погашение этих долгов просто нет.
В ближайшее время Североуральское управление строительства может лишиться большей части своей строительной техники. Дело в том, что техника эта оформлена в лизинг, а перед компанией «УралЛизинг» у СП ОАО «СУС» образовались многомиллионные долги. По условиям лизингового соглашения до окончания выплат вся техника считается собственностью лизингодателя, и он имеет право в любой момент изъять ее у должника.
Образовалась серьезная задолженность по налогам и сборам. Только просроченные платежи в пенсионный фонд России превышают 20 миллионов рублей. Из-за этого счета предприятия работают в режиме картотеки: все поступающие на них деньги автоматически переводятся в счет погашения долгов перед бюджетом.
Не менее сложная ситуация сложилась и во взаимоотношениях с банками. Крупнейший кредитор Североуральского управления строительства – Сбербанк России – согласился реструктурировать задолженность предприятия. Но как предприятие будет расплачиваться по этим долгам с заблокированным счетом – не ясно. К тому же это значит, что новых кредитов СП ОАО «СУС» уже не получит.
В результате предприятие оказалось в замкнутом круге: нет оборотных средств для того, чтобы купить стройматериалы и рассчитаться с рабочими, значит, остановятся стройки, значит, не придут деньги от заказчиков.
Причины
Эксперты в строительной области уверены: главная причина финансовых трудностей на предприятии – ошибки в стратегии развития предприятия, допущенные его руководством. Тест из закрытого города, привыкший работать в тепличных «советских» условиях, оказался не готов к работе на конкурентном рынке, да еще и в условиях кризиса.
Как говорят экономисты, главная ошибка директоров СП ОАО «СУС» – неумение управлять своей себестоимостью в условиях рынка. Привыкнув к государственным и военным заказам, на финансирование которых денег не считают, управление строительства не считалось с затратами на поддержание собственной структуры.
А структура эта оказалась огромной и неподъемной, ведь еще в советские годы Североуральское управление строительства было создано для того, чтобы строить заводы и целые города. Предприятие имеет собственные производства стройматериалов и огромный транспортный цех, множество производственных линий, собственных зданий, многочисленный штат. Все это хозяйство надо содержать. А техника, к тому же, имеет свойство устаревать и ломаться. Нужны постоянные затраты на ее поддержание в рабочем состоянии.
Пока у предприятия были заказы на строительство соответствующих объемов, вся эта махина жила и обслуживала саму себя. Но уже в начале 2000-х годов стало понятно, что в будущем столь масштабных заказов не будет. Казалось бы, надо приспособить строительное управление под нужды времени: распродать все ненужные машины и производства, модернизировать те направления, которые приносят реальные деньги.
Но менеджмент СП ОАО «СУС» решил идти своим путем и сохранить «советского динозавра» в первозданном виде. Строительный монстр за счет собственных «запасов прочности» продержался почти 10 лет. Постоянно возникающие в бюджете дыры кое-как латали за счет новых заказов. Но и они были не бесконечными.
В 2011 году наступила неизбежная развязка. Накопленные за последние годы ошибки в управлении и неподъемный груз долгов наконец поставили на грань банкротства СП ОАО «СУС».
Кто виноват?
Кто же несет персональную ответственность за предбанкротное состояние огромного строительного треста? Кто загнал предприятие и его работников в финансовую ловушку?
Мнение экспертов однозначно: нынешний и бывший менеджмент предприятия, который одновременно является и его собственником. В 90-е годы команда бывших советских строителей приватизировала завод, они же довели его до нынешнего печального финансового положения. На сегодняшний день команда управленцев Североуральского управления строительства владеет более чем 50% акций предприятия.
И в первую очередь это гендиректор СП ОАО «СУС» Юрий Шупенько, руководящий компанией с 2006 года. Именно с его именем и подобранной им командой управленцев наблюдатели связывают все финансовые провалы последних лет.
По информации из ряда источников, непосредственное отношение к СП ОАО «СУС» имеет и глава города Лесной Виктор Гришин. Раньше он работал в должности заместителя генерального директора СП ОАО «СУС». Существует мнение, что через свою жену он контролирует часть акций управления. К сожалению, в мэрии Лесного подтвердить или опровергнуть эту информацию не смогли. Однако точно известно, что родной сын мэра входит в состав Совета директоров ОАО «Среднеуральское управление строительства».
Перспективы
Что же ждет СУС и 1200 его работников в ближайшее время?
Директор компании Юрий Шупенько, похоже, продолжает надеяться на чудо. «Да, у нас есть сейчас свои сложности – не хватает денег, поэтому мы работаем не теми темпами, но мы надеемся, что на этой неделе с финансированием все решится. Приходит новый инвестор, и предприятие получит необходимый оборот», – поделился он с журналистами своими планами на будущее. Другие представители компании надеются на то, что СУС получит заказ на строительство для ТГК-9 новой электростанции в Нижней Туре.
Но эксперты в строительной сфере смотрят в будущее куда более реалистично. По их мнению, перспектив на выживание у СП ОАО «СУС» просто нет. Серьезные инвесторы не готовы вкладывать средства в погибающее предприятие без пула заказов. Что же касается строительства новой электростанции, то заказ на него может получить только крупный строительный трест, который не имеет долгов перед бюджетом и подрядчиками, может продемонстрировать положительный баланс. Таковы стандартные условия конкурсов на проведение строительных работ. И Североуральское управление строительства, находящееся в предбанкротном состоянии, под них явно не попадает.
Что же это значит для самого предприятия? Скорее всего, неизбежное банкротство и распродажу имущества с молотка. Не исключено, что все это случится с Североуральским управлением строительства уже в ближайшие месяцы.