Не важно, что памятник князю Александру и его воинам воздвигнут в Пскове в доброй сотне верст от предполагаемого места битвы, да и само место сражения остается предметом ожесточенных споров историков и краеведов. Не имеет значения, что с чисто военно-исторической точки зрения масштаб столкновения уступал многим другим боям и походам, что почти сто лет вели с крестоносцами русские князья на западных рубежах Руси. Не принципиально, что образ Чудской битвы в глазах наших современников сформирован гением Александра Эйзенштейна, талантом Сергея Прокофьева и харизмой Николая Черкасова, а советские историки реконструировали события уже потом, задним числом после выхода на экран фильма «Александр Невский». Так оно было или нет, но пророческим оказался монолог Черкасова-Невского: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!»
Послевоенная, относящаяся к началу 1950-х годов, историческая реконструкция событий 700-летней давности хорошо известна. А других интерпретаций в советской атеистической историографии до той поры никогда и не было. Немецкие крестоносцы, завоевав Ливонию (Прибалтику) спланировали поход на восток с целью поработить русские земли. В 1240 году рыцари захватили Псков и Изборск и планировали поход на Новгород. Ярослав Невский превентивным ударом отбросил псов-рыцарей от Пскова и вынудил их принять бой на льду Чудского озера. Объединенная рать всех земель русских выстояла под ударом крестоносных рыцарей и в кровавой сече наголову разгромила орденское войско, перебив и перетопив под лет сотни крестоносцев и взяв многих в плен. После этой славной победы крестоносцы зареклись покушаться на земли Русские.
Все так. Но смешение реальных фактов, изощренных исторических интерпретаций, текущей политической конъюнктуры превращало Ледовое побоище в пророческий символ- предупреждение западным (читай – натовским) агрессорам. Этот смысл не утратил своей актуальности и сегодня. Поэтому он востребован. Но его, этого значения, мало. Такой простое и прямолинейное послание теряется в 770-летней исторической перспективе. Его явно недостаточно, чтобы весь патриотизм и волю к победе уложить в рамки одного не самого масштабного сражения. Есть что-то еще. Гораздо более важное.
Рыцари, как пишет Новгородская летопись, выстроились свиньей, пробили русский полк, но в ходе «сечи великой» и с помощью Святых Бориса и Глеба русские дружинники одержали верх. Побежавших рыцарей и чудь новгородцы гнали по льду семь верст. «Немцев» убили 400 человек, а чуди «без числа». В агиографической повести о житии благоверного князя Александра на помощь ему против «безбожных немцев» приходит даже Божье небесное воинство.
Рифмованные Ливонские хроники скромнее в описании поражения крестоносцев. Во-первых «войско русских» численно превосходило братьев–рыцарей. Бежать бросилось, не устояв, войско дерптского епископа. В сражении, согласно хроникам, пали двадцать рыцарей, а шестеро попали в плен. Погибших в сражении кнехтов, оруженосцев, слуг и бойцов чудского ополчения Ливонские хроники не упоминают. Принято считать, хотя прямых доказательств тому нет, что новгородские и псковские летописцы учли все потери рыцарского войска, а ливонский хроникер посчитал только полноправных братьев-рыцарей.
В глазах одной стороны, это было довольно масштабное сражение с жестоким и сильным врагом, по мнению другой стороны, масштаб был не столь велик, но поражение досадным. Тем более, что прекратились попытки Пскова отпасть от Новгорода под руку Ордена. Братья–рыцари перестали затевать набеги на новгородские владения. Местное православное духовенство и население убедилось, что князь Александр не допустит в русские пределы католических миссионеров, а сам не пойдет на союз с «латинянами» в ущерб православию.
Война Ордена с местными племенами была в самом разгаре. Ордену помогали предки латышей, эстонцам – новгородцы и суздальцы. Планировался большой поход на орденскую Ригу, но по просьбе эстонских островитян 20 тысяч русских дружинников осадили датский Таллин. Взять его не удалось, а Орден получил передышку. В 1224 году меченосцы штурмом взяли городок-крепость Юрьев. Оборонявшие его эстонцы и русские дружинники полоцкого князя Вячко были поголовно уничтожены. В живых, по орденским хроникам был оставлен лишь один русский воин. Ему дали «доброго коня» и отправили с донесением к Ярославу Всеволодовичу. Уже через 16 лет покоренная орденом чудь выступала за крестоносцев против Пскова и Новгорода в качестве вспомогательных войск.
Родившаяся в германских университетах в XIX веке националистическая фраза «Дранг нах Остен» особо популярной стала в Прибалтийских губерниях Российской Империи. В середине позапрошлого века немецкое национальное возрождение и создание единого германского государства породили в немецкой прибалтийской среде настроения, мягко говоря, оппозиционные тогдашней российской государственной власти. Русская интеллигенция ответила постановкой т.н. «остзейского вопроса» и требованием окончательного упразднения политических, экономических, религиозных и культурных привилегий местных немцев. Нарождавшееся латышское и эстонское образованное общество первоначально дружно поддержало натиск на «немецких господ». В этот период горячечных русско-немецких споров и родилось историческое клише, мировоззренческая схема, согласно которой в XIII веке немецкие рыцари, неся свет западного христианства, рвались на восток, но их крестовый поход был остановлен на рубежах русских княжеств. Жертвой немецкой воинственности пали свободолюбивые эсты, ливы и латгальцы, на сотни лет оказавшиеся в немецком рабстве.
Собственно говоря, концепция остановленного «натиска на восток» по тем временам устраивала всех: и немцев, так как Прибалтика оказывалась в сфере их естественных национальных границ; и прибалтийских интеллигентов, которые «воспевали зарю национального возрождения»; и русских национальных идеологов. Последние получали символ успешного противостояния «тевтонцам» в свете растущего как на дрожжах геополитического влияния новой объединенной канцлером Отто фон Бисмарком Германии.
Классик русской истории Николай Карамзин упоминает Ледовое побоище мельком. Сергей Соловьев уже подробно пересказывает летописные источники. Николай Костомаров дает историософскую оценку, что-де в результате поражения на Чудском озере немцы оставили мысль завоевать русские земли. Сергей Платонов констатирует, что после ледового побоища крестоносцам пришлось оставить в покое русские земли. «Единственно верный» смысл Чудской битвы задали на всю вторую половину прошлого века официозные «Очерки истории СССР», изданные в 1953 году. В «Очерках» сражение стало «крупнейшей битвой раннего средневековья», в которой участвовали «объединенные силы» всей Руси, а от действий войска Александра Невского зависела «судьба Русской земли».
Мало кто задавался вопросом, а имел ли Ливонский Орден ресурсы для расширения не только владений, но просто сферы влияния? Орден Меченосцев, чуть не поголовно, уничтожили язычники-литовцы под Шауляем в 1236 году. Тевтонский орден разбился о польско-литовско-русское войско на поле Грюнвальда в 1380 году. Ливонский орден, не приобретя больше ни пяди земли на востоке, был изрядно потрепан новгородцами в битве под Раковором (Раквере) в 1268 году и окончательно ликвидирован Иоанном Грозным в 1561 году.
Во времена Александра Невского Ливонский Орден мог создавать проблемы приграничным русским городам, оказывать силовую поддержку торговой активности Ганзейского союза, и способствовать католическим миссионерам. Но покуситься на политическую самостоятельность северо-западной Руси Орден не мог. Из всех мыслимых направлений «экспансии на восток» реальную стратегическую опасность представляла экспансия религиозная. Не удивительно, что всякие экзотические религиозные веяния в те поры проникали в Московию с севера через Новгород.
Апофеозом немецкой концепции «Дранг нах Остен», но с отрицательным знаком и применительно к Чудской битве стал фильм Эйзенштейна «Александр Невский». Фильм Эйзенштейна по уровню исторической достоверности сравниться может разве, что с «Утомленными солнцем-2» Никиты Михалкова. К историзму в передаче фактов художественными средствами оба фильма отношение имеют весьма отдаленное, но настроение передают. Причем передают они не настроение современников битв, боев и походов, а мироощущение современников создателей фильмов. Поэтому и судить их можно только за это. Эйзенштейн, Черкасов, Прокофьев всю силу своего таланта положили на алтарь смысла защиты Отечества от бесчисленной, безликой и бесчеловечной «тевтонской силы». Вышедший на экраны в 1938 году фильм «Александр Невский» был для своего времени квинтэссенцией патриотических настроений и для защиты Отечества сыграл роль не меньшую, чем прославленные советские танки.
Не одно поколение русских князей осторожно и недоверчиво относились к разногласиям Патриарха Константинопольского и Папы Римского, продолжая греческую вероисповедальную и богословскую традицию. В конце концов, для тогдашнего политического класса куда более привлекательным было оставаться младшим стратегическим партнером увядавшей империи, чем вассалом римского престола. Падение Византии в 1204 году, разгром и разграбление Константинополя крестоносцами, превращение империи в вассальное Латинское королевство вызвало политический шок, сравнимый с нынешним исчезновением СССР. Да тут еще и монголы! Кстати, экзистенциальный страх перед монгольским нашествием у западноевропейцев, особенно у немцев, дожил до сегодняшнего дня. Образ звероподобного восточного монголоидного агрессора в прямой или косвенной
Разоренные монголами русские земли подсказывали князьям выход в поисках союзников на западе, т.е. в землях католических и за счет демонстрации религиозной верности Римскому престолу. Так поступил, например, князь Даниил Романович Галицкий, блестящий политик Галицко-Волынской Руси, получивший от Святого Престола титул короля. От гнева монголов союз с католической Польшей и Венгрией Галицкую Русь не спас, а вероисповедальные игры на века предопределили высокую степень напряжения религиозных конфликтов в землях, названных впоследствии Украиной. Твердым сторонником союза с католическими государями и Римской церковью был и брат Александра Невского – Андрей.
Александр Невский предпочел сохранить преданность вере отцов. Чего было больше в этом решении: внутреннего религиозного чувства или политического расчета? Неизвестно. Можно предположить, и вряд ли ошибиться, что верность византийской православной традиции была присуща тысячам детей боярских, дружинникам, купцам, ремесленникам, в общем - массе тогдашнего русского населения. Монгольское нашествие, гибель городов, разорение сел, полон и истребление населения воспринималось, как кара Господня. Как сбывшееся пророчество о конце света и нашествии племен Гога и Магога. Любая попытка князя организовать отпадение в веру латинскую была бы воспринята многими как подтверждение справедливости этой кары и неминуемость окончательной расплаты.
Александр Ярославич, видимо, хорошо понял, что страх Божий на Руси куда сильнее ужаса перед жестокими, но прямодушными и веротерпимыми монголами. Католики такой веротерпимостью не отличались. Выбор между политической независимостью и истинной верой был однозначно и бесповоротно сделан в пользу последней. И народ в большинстве выбор этот и понял, и принял. Недаром митрополит Кирилл спустя всего несколько лет после того как Александр Ярославич отошел ко Господу уже писал Житие будущего благоверного князя. Сохранение исповедания веры, православия через поколения стало основой русской национальной идентичности, национального характера, культуры и менталитета на огромных просторах восточноевропейской равнины, заселенной ныне потомками славянских, финских, балтийских, тюркских племен, т.е. великим русским народом. Вряд ли Александр Ярославич думал об этногенезе великороссов. Скорее он просто понимал, что уступки в вопросах веры и ему не по душе, и людям не по нраву. При этом Русь XIII века не знала антикатолической истерии и нетерпимости к западной ветви христианства.
Если для современников Александр Невский на льду Чудского озера продолжил начатое на Неве дело защиты веры православной, как от поползновений римско-католических епископов, так и от колеблющихся псковичей и новгородцев, то для потомков благоверный князь представлялся спасителем нации. Если современники святого готовы были сносить господство монголов ради исповедания веры православной, то для потомков этакое торжество веры над патриотизмом стало неприемлемым. Религиозное измерение из смысла Ледового побоища испарилось, вместе с неудобным компромиссом с ханами Золотой Орды.
Сегодня смыслов у Чудской битвы стало гораздо больше. Публика, воспринимающая отечественную историю посредством телевизора, вполне довольна противостоянием Невского тотальному западному нашествию. Читатели книг осмысляют евразийский политический компромисс между Русью и Золотой Ордой. Воцерковленные православные верующие видят, прежде всего, религиозное содержание деятельности князя Александра, а профессиональные историки складывают из всех этих смыслов единый во времени и социальном пространстве паззл.
Полностью материал опубликован на информационном портале «Повестка дня». http://agenda-u.org/