30 мая заседание жюри конкурса эскизных проектов памятника кинорежиссеру Алексею Балабанову провел глава Екатеринбурга Алексей Орлов, сообщает Екатеринбург.рф.
«Имя Алексея Балабанова навсегда вписано в историю российского кино. У его фильмов есть истинно уральский дух. Творческий путь Алексея Балабанова начался в 1980-е годы на Свердловской киностудии. Наш город в то время был местом процветания андеграундной культуры и рождения особого направления в рок-музыке», – сказал градоначальник.
Победителем конкурса стал Мейрам Баймуханов. В его эскизе Балабанов сидит в пустом вагоне технического трамвая. Открытие скульптуры запланировано на 18 мая 2026 года, к 40-летию Свердловского рок-клуба. Решено разместить ее около Дворца молодежи (проспект Ленина, 1), недалеко от дома, где жил режиссер, и школы, в которой он учился.
Изначально были представлены эскизы, на которых трамвай стоит перед фасадом Свердловской киностудии. От трамвая по тротуару предполагалось направить надпись «БАЛАБАНОВ» в стиле модернистского плаката, похожую на луч от фонаря.
Образы и отсылки
Трамвай Мейрама Баймуханов только кажется пустым, на самом деле он везет не только скульптурное изображение Балабанова, но и большой груз дополнительных художественных образов.
На эскизе сидящий в трамвае режиссер словно обдумывает новый съемочный день фильма «Брат» (1997). Также создается намек на присутствие рядом актера Сергея Бодрова, игравшего в культовой картине.
Режиссер в узнаваемой одежде: широкая мешковатая джинсовая куртка поверх тельняшки, на голове – любимая «афганская» панама. Балабанов служил в военно-транспортной авиации, доставлявшей грузы в Афганистан и увозившей оттуда тела погибших (фильм «Груз-200»), позже был отправлен в ВМФ. Такой армейский опыт объясняет, почему режиссер носил и морскую, и десантную тельняшки.
Поезд и трамвай в российском кино образно связаны с революциями и другими историческими драмами. Балабанов в трамвае – это художник, взявший на себя тяжелую и во многом неблагодарную ношу осмысления лихих 90-х и их последствий.
Можно найти и связь с идеей посвятить памятник юбилею Свердловского рок-клуба: трамвай выглядит просторным и может стать сценой для музыкантов.
И еще один смысл, из-за которого Екатеринбургу могут позавидовать жители Санкт-Петербурга. Эскиз Баймуханова можно считать данью уважения ленинградскому грузовому трамваю ГМ Г-15, построенному в 1925 году на заводе «Красный Путиловец».
Эта машина сама по себе памятник российскому грузовому трамвайному движению, которое зародилось в Петрограде 1914 года и было наиболее развито в Ленинграде. В 90-е грузовой трамвай прекратил существование, как и многое из наследия СССР.
Свердловские корни
Алексей Балабанов родился в Свердловске в 1959 году. В школе с одноклассником Евгением Горенбургом (группа «ТОП», фестивали «Старый новый рок» и «Уральская ночь музыки») играл в группе «Кери». Четыре года работал ассистентом режиссера на Свердловской киностудии.
Снял три короткометражки с участием свердловских рок-музыкантов (Вячеслав Бутусов, Настя Полева, Егор Белкин и другие) и два клипа: для группы «Наутилус Помпилиус» – «Взгляд с экрана» (1988 г.) и для группы «Настя» – «Стратосфера» (1989). В 1990 году уехал в Ленинград, где с Сергеем Сельяновым учредил «СТВ».
Непростой конкурс
Вопрос о памятнике Балабанову был в связи с подготовкой к празднованию 40-летия Свердловского рок-клуба. Решение приняли в августе 2024 года на общественном Совете по сохранению и развитию культурного наследия Екатеринбурга при поддержке главы города Алексея Орлова. На первом конкурсе эскизов был жюри не нашло достойных работ. Зато вторая попытка оказалась более чем удачной.
В общем на конкурс заявились 47 участников, представивших 58 работ. В финал вышли 10 авторов. В жюри вошли скульпторы, а также коллеги, близкие и друзья режиссера. Свое мнение высказали продюсер Сергей Сельянов, музыканты Вячеслав Бутусов, Анастасия Полева, Евгений Горенбург, семья Алексея Балабанова.