«Черный самоцвет»

Инновационный трамвай «Russia One» произвел фурор на «Иннопроме-2014»

16.07.2014 в 14:26, просмотров: 4463

«R1» оказался уникальным экспонатом даже для юбилейного «Иннопрома». Разработчики до последнего момента держали его в тайне, даже запрещали заходить внутрь до приезда премьер-министра РФ Дмитрия Медведева. Впрочем, все эти меры оказались оправданы – прототип действительно оказался революционной разработкой, как смартфон от Apple в свое время. Ведущие дизайнеры мира рассыпались в комплиментах в адрес КБ «Атом». Министр торговли РФ Денис Мантуров рекомендовал выходить с «R1» на международный рынок. 

«Черный самоцвет»
Фото: r1.uvz.ru

«Черный уральский самоцвет» – так назвал свое детище глава ОКБ «Атом», дизайнер Алексей Маслов.

«По форме – это кристалл, это драгоценный камень в металлической оправе. И камень, потому что он отражает город, в котором будет двигаться. А значит, вагон будет прекрасно интегрироваться в любой ландшафт – будь это лес, промзона, какие-то современные постройки», – рассказал он в одном из интервью.

Действительно, форма трамвая никого не оставила равнодушным. Главным образом, всех удивлял необычный наклон кабины водителя – под острым углом к земле.

– Обратный наклон кабины – это не только дизайнерское решение. Во-первых, трамваю нет необходимости быть гиперобтекаемым, это не скоростной японский поезд. Средняя скорость трамвая по городу – 24 км/ч, и у него может быть отрицательная аэродинамика при его массе. Во-вторых, благодаря такой кабине мы на 30% увеличили обзорность, что позволяет водителю лучше видеть людей как сбоку, так и спереди. А это значительно уменьшает вероятность того, что произойдет несчастный случай и человек попадет под трамвай, – объяснил разработчик.

Ультрасовременная «начинка» трамвая вполне соответствует внешнему облику и по эффектности, и по эффективности. Начнем с того, что выполненный из композиционных материалов корпус имеет модульную конструкцию, то есть поврежденные части легко заменить да и сам трамвай достаточно просто будет видоизменить, подстраивая его под те или иные условия. Тип вагона – челночный, предусмотрены варианты компоновки сидений (по максимуму «R1» сможет вместить до 270 человек!). Вагон оборудован кондиционерами, антибактериальными поручнями, Wi-Fi, HD-камерами видеонаблюдения (внешними и внутренними). Предусмотрена навигация по ГЛОНАСС и GPS.

При этом ходовая часть трамвая (т.н. «тележка») так же надежна, как и дешева. Она способна двигаться даже по рельсовому полотну с ощутимыми дефектами. При этом стоимость «тележки» – в два раза ниже западных аналогов. А ведь эта «тележка» составляет большую часть стоимости трамвая.

«Я задумался, почему инновационные трамваи иностранного производства стоят, как три «Майбаха»?» – рассказал в одном из интервью Алексей Маслов.

На «Иннопроме-2014» был представлен рабочий прототип. Несмотря на то, что трамваю еще предстоят испытания, теоретически его можно было бы поставить на рельсы и трамвай мог бы выйти на маршрут прямо с «Иннопрома». Предполагается, что серийный выпуск «R1» начнется уже в следующем году.

– Вполне реально, что в течение 2015 года мы начнем его серийное производство. Уже сейчас идет модернизация трамвайного производства Уралтрансмаша, которое готовится под создание такого трамвая. Планируется, что такие трамваи будут ходить в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге и Волгограде. Есть план по разработке на основе этого концепта нового трамвая, который будет ходить под землей, – поделился планами гендиректор ОАО «Уралтрансмаш» (входит в корпорацию УВЗ, именно на этом заводе и создавался первый «R1») Алексей Носов.

Эти планы вполне реальны, ведь УВЗ уже получил поддержку высшего руководства страны. Гость «Иннопрома» премьер-министр Дмитрий Медведев дал высокую оценку инновационному трамваю, а позднее в его присутствии было подписано соглашение о сотрудничестве в сфере городского электротранспорта между правительством Свердловской области, администрацией Екатеринбурга, ОАО «НПК «Уралвагонзавод» и ОАО «Газпромбанк». Свои подписи поставили также глава Минпромторга РФ Денис Мантуров и руководитель Агентства стратегических инициатив Андрей Никитин.

Присутствующие на «Иннопроме» ведущие промдизайнеры мира также были, мягко говоря, впечатлены.

Так, бывший шеф-дизайнер «BMW Group», легенда мирового автодизайна Крис Бэнгл назвал представленный прототип «замечательной работой» и отметил, что он «не ожидал увидеть в России подобный уровень промдизайна».

– Мой любимый экспонат здесь – это русский трамвай. Отличная работа! Только с таким уровнем промдизайна российские компании смогут конкурировать на мировом рынке, – заявил создатель автомобиля Mercedes SLK Мурат Гунак, возглавлявший дизайн-студии в таких компаниях, как Peugeot, Mercedes, DaimlerCrysler AG, Volkswagen.

Помимо этого, «R1» понравился и журналистам всего мира. Публикации, посвященные «черному уральскому самоцвету», вышли в США, Европе, Индии, Китае и Японии.