Cтрана закулисье

Екатеринбургский ТЮЗ рассказывает, как создаются спектакли

Гардероб, фойе, зрительный зал, максимум буфет — это все, что видит обычный зритель в театре. А между тем, по другую сторону сцены от его взгляда «прячутся» гримерки, костюмерные, склады с реквизитом, пошивочные, декорационный, электроосветительный и другие цеха – целый театральный мир, в котором и создаются спектакли. Завесу в эту удивительную страну Закулисье для нас приоткрыл Екатеринбургский театр юного зрителя. 

Как все начиналось

Екатеринбургский ТЮЗ – один из старейших профессиональных театров для детей в России – был основан в 1930 году как передвижной театр. В свой нынешний «дом» на Карла Либкнехта, 48 театр переехал в 1977 году, а в 2014-м коллектив ТЮЗа отметил еще одно новоселье – театр вернулся в здание после масштабного капитального ремонта, который длился почти два года. Теперь Екатеринбургский ТЮЗ может похвастаться двумя залами (на 650 и 145 мест), уличным амфитеатром и одним из самых современных в стране оборудованием.

Чем удивлять будем?

Репертуар театра постоянно обновляется: каждый сезон в нем появляется три-четыре новых постановки. Планируется спектакль, как правило, за год, а иногда и еще раньше. «Например, первые переговоры с режиссером Анатолием Аркадьевичем Праудиным по поводу постановки «Похождений бравого солдата Швейка» были проведены в 2010 году – а премьера спектакля состоялась в ноябре 2014 года», – рассказывает Наталья Киселева, руководитель литературно-драматургической части Екатеринбургского театра юного зрителя.

Сейчас в «арсенале» театра 19 постановок, но уже этой весной их станет на три больше: в конце марта состоится премьера спектакля по сказке Ганса Христиана Андерсена «Русалочка», а в апреле – две премьеры на Малой сцене: совместный проект с французским режиссером и художником Эмили Валантен «Стоптанные на балу туфельки» и спектакль «Шли девчонки по войне», посвященный Дню Великой Победы.

Картина, корзина, картонка и маленькая собачонка

Реквизит для спектаклей тоже делают в театре – в декорационном цехе. Но нередко вещи приносят сами актеры и зрители – обычно это доставшиеся от бабушек и дедушек и не нашедшие применения в современной жизни кухонная утварь, аксессуары, кружева и ткани. Как показывает практика, именно такие «винтажные» предметы и оказываются самыми надежными. «Для «Швейка» купили новую, пластмассовую поварешку – и она сломалась прямо на сцене, в руках у актера. Пришлось в антракте бежать в столовую и брать поварешку там. Сейчас в спектакле «работает» старый металлический половник, который одна из сотрудниц принесла из дома», – вспоминает Нина Павлова, начальник реквизиторского цеха.

Здесь же, в реквизиторском цехе, готовят «еду» для актеров. «Если по сценарию герои едят, то и актеры должны есть по-настоящему – но при этом продукты и напитки должны быть такими, чтобы актер потом смог и танцевать, и петь, – подчеркивает Нина Павлова. – Например, за тарелку с бутафорским мясом мы прячем яблоки, в тарелки складываем фруктовое пюре, вместо коньяка завариваем крепкий черный чай, а вмес­то шампанского – зеленый».

Почетна и завидна наша роль

Труппа Екатеринбургского ТЮЗа состоит из 40 профессиональных актеров, среди которых три народных и девять заслуженных артистов России. Выходя на сцену, каждый из этих 40 человек проживает новую жизнь – жизнь своего героя. Перевоплощение оказывается настолько эффектным, что зрители забывают, что перед ними – всего лишь персонажи.

«В спектакле «Друг мой Колька» я играла пионера-трубача Костика. В антракте ко мне за кулисы пришел класс, и один мальчик очень активно со мной общался – бил по плечу, говорил: «Пацан, ты такой классный! Давай после спектакля встретимся, я хочу с тобой поговорить». После спектакля я выхожу на улицу – в платьице, с распущенными волосами; учительница меня узнала, подошла ко мне еще раз с детьми – и этот самый мальчишка с удивлением и недоумением несколько секунд смотрел на меня, потом протянул: «Баааба!» – развернулся и ушел. Для него это было шоком: «классный пацан», выступающий на сцене, оказался девочкой», – с улыбкой вспоминает Народная артистка России Любовь Ворожцова.

Любовь Ревякина, актриса Екатеринбургского ТЮЗа, Заслуженная артистка РФ:

– Для детей нужно играть так же, как для взрослых – только еще лучше. Если ребенку не нравится происходящее на сцене, если ему скучно, он просто не будет смотреть. Поэтому в детском театре нужна постоянная энергия. Дети не терпят никакого равнодушия со сцены.

Тысяча и одно платье

Святая святых любого театра – костюмерный склад. Здесь хранится несколько тысяч разных костюмов. Все они изготавливаются в пошивочном цехе ТЮЗа по эскизам художника по костюмам. Главное правило, которое предъявляется к одежде, – сценический костюм должен быть частью сценического образа актера. При этом далеко не всегда одежда оказывается удобной – часто актеру приходится «обживать» свой костюм. Не менее важную роль играет и внешний вид наряда – он должен удивлять зрителя своей красотой. Иногда для этого швеям и декораторам приходится проявлять не только ловкость рук, но и смекалку – например, для индийского Петуха из спектакля «Пеппи» использовались настоящие перья попугаев – сотрудникам театра их собирали в зоопарке.

В отдельном складе хранится обувь героев. Для одних постановок ее покупают в магазине и декорируют в соответствии с эскизом, для других шьют вручную – как, например, туфли Аладдина с закрученными носами.

Свистать всех наверх!

Одна из «изюминок» Екатеринбургского ТЮЗа – его сцена. Она представляет собой уникальную для города конструкцию с поворотным кругом и поворотным кольцом, которые могут одновременно двигаться в разных направлениях. Построена сцена по принципу «коробки»: по ее периметру стоят технические галереи – сооружения, в которых «прячутся» осветительные приборы, машины, создающие спецэффекты, элементы декораций и кулисного оформления. В Екатеринбургском ТЮЗе таких галерей три, и высота верхней из них соответствует высоте девятиэтажного дома.

Все оборудование, размещенное в технических галереях, закрепляется на специальных штанкетах. Сейчас процесс управления ими автоматизирован, а вот раньше все развешивалось и корректировалось вручную – притом, что вес одних только осветительных приборов превышает тонну. «Нужно было опустить штанкет, повесить под определенным углом осветительный прибор, направить его на определенную часть сцены, поднять штанкет, посмотреть, попал ли свет в нужное место. Если не попал, прибор опускался вниз, настраивался снова – и так далее, пока не будет достигнут нужный результат. По времени это занимало до 8 часов», – вспоминает Евгений Захаров, руководитель электроосветительного цеха. Сейчас на подготовку светового оборудования уходит не больше двух часов.

Первые «ингредиенты» спектакля

От момента задумки спектакля до его выхода на сцену проходит большой период времени. Начинается все с так называемого «театрального сговора»: режиссер, художник-сценограф (человек, который придумывает декорации) и художник по кос­тюмам вместе разрабатывают концепцию постановки. Как признается главный художник Екатеринбургского ТЮЗа Анатолий Шубин, со спектаклями для детей сложно работать: «От сказок всегда ждут невероятных спецэффектов, шоу. Но мало, чтобы декорации были просто эффектными – каждый их элемент должен быть использован актером, должен помогать раскрыть сценический образ».

Когда концепт спектакля придуман, начинается работа в производственных цехах. На подготовку декораций и реквизита для одной постановки может уйти несколько месяцев. «Очень долго создавались декорации для «Бременских музыкантов»: здесь были большие элементы, много оттенков одного цвета, которые наносились вручную. Все декорации мы делали впятером, иногда но ночам – но с удовольствием, потому что нам хотелось создать для детей что-то яркое и веселое», – рассказывает Олег Стрельцов, начальник декорационного цеха.

Светлана Учайкина, директор Екатеринбургского ТЮЗа:

– Миссия Екатеринбургского театра юного зрителя – «С детства и на всю жизнь». Когда зритель, который приходит к нам в первый раз будучи ребенком, вырастает, для нас очень важно предложить ему соответ­ствующий репертуар – более взрослые постановки. И поэтому очень отрадно видеть, когда наши повзрослевшие зрители возвращаются в наш театр уже со своими детьми.

Каждый день на сцену Екатеринбургского театра юного зрителя выходят 40 актеров. Еще почти 150 сотрудников театра – художники, композиторы, хореографы, швеи, декораторы, реквизиторы, костюмеры, гримеры, звуко- и светооператоры, капельдинеры – остаются за кулисами. Каждый из них на своем рабочем мес­те исполняет роль, отведенную ему в жизни театра. И каждая из этих ролей – главная. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру