Екатеринбургская балерина раскрывает секреты своей профессии

Жизнь на пуантах

Первая ассоциация со словом «балет» — изящная танцовщица в белоснежных пуантах, которая вдруг превращается в хрупкого лебедя. Грация, загадочность, чистота – все это делает каждую балерину «пришельцем» с неестественной красотой. Они испытывают на себе завистливые взгляды, чувствуют чье-то сожаление, но свою работу не готовы променять ни на что. Почему – нам рассказала балерина с двадцатилетнем стажем, педагог Школы балета, а в прошлом ведущая солистка Театра балета «Щелкунчик» Ольга Форостовец. 

Жизнь на пуантах

– Когда ты впервые встала на пуанты?

– Как правило, в балетных училищах и школах впервые на пуанты ставят детей в 9-10 лет: считается, что именно к этому возрасту стопа и мышечный корсет ребенка формируются правильно для балета. Мой педагог так и сделал. А занимаюсь балетом я с пяти лет.

– А в каком возрасте нужно начинать заниматься балетом?

– В балетное училище набирают с 10 лет, но желательно, чтобы до этого возраста ребенок был знаком с ритмикой, несложными развивающими танцами. Поэтому родители отдают ребенка на подготовительные занятия в танцевальные кружки. Критическим для начала занятий является возраст 12 лет: ребенку старше будет крайне непросто догнать своих сверстников.

– Чтобы выступать на сцене театра балета, нужно специальное образование? Или хореографической подготовки, усиленных тренировок и огромного желания будет достаточно?

– В академический театр оперы и балета любого города России берут только после профессионального балетного училища.

– Кто может заниматься балетом?

– Отбор в балете очень серьезен. В балетных училищах собирают целые комиссии по приему: смотрят гибкость стопы и спины, отсутствие предрасположенности к плоскостопию, выворотность, длину конечностей, рост, размер шага, прыжок, музыкальность. Конечно, полноватых девушек берут, если они подходят по основным критериям, но с оговоркой – «Похудеть». Если после первого года обучения девушки вес не сбрасывают, то их безжалостно отчисляют.

– Много ли в балете мальчиков?

– Мальчиков, конечно, чуть меньше, чем девушек. Поэтому внимание к ним всегда особое, для них много поблажек в начале обучения.

– Какова идеальная диета для балерины?

– Идеальная диета для балерины (и это вам скажет каждая вторая) – не есть. Вообще. Ничего. Если же совсем невтерпеж, то пища должна быть насыщенной белками. Углеводы необходимы тоже, но в ограниченных количествах – для выработки энергии.

– В чем обратная сторона медали прекрасного балета?

– Разве что травмы. Ничего иного найти не могу: для меня это норма жизни, сама жизнь.

– Насколько сильна конкуренция между балеринами?

– Каждая балерина хочет быть солисткой, и это абсолютно нормально. Для этого они, собственно, и мучают себя изнуряющими нагрузками. Но соперничество в балете здоровое и адекватное. Представьте: есть партия Белоснежки, которая подразумевает под собой девушку с белой кожей и меланхоличным типом характера. И возьмем, например, меня: ну какая же из меня Белоснежка, если я загорелая, неспокойная, живая. Меня ни за что не поставят на эту партию, хотя технически я справляюсь с ней идеально. Нужно понимать, что в балете есть нечто важнее конкуренции – это совпадение внешнего типажа с героем.

– Когда наступает «пенсионный возраст» балерины?

– Официально – около тридцати пяти лет. Но я знаю многих, кто танцует и до сорока пяти. А потом уже ничего нельзя поделать: зрителя ведь не обмануть. К тому же ослабевает техника. Да и возможно ли в таком возрасте сыграть партию юной Белоснежки?

– Продолжается ли карьера балерины после рождения детей?

– Подавляющее число балерин возвращаются в строй уже через три месяца после родов. Путем ежедневных тренировок тело вспоминает свою форму и в большинстве случаев в нее возвращается. Взять, например, Ульяну Лопаткину – великую балерину нашего времени. У нее есть дети, но она в прекрасной форме. Однако солистки, на которых завязан репертуар театра, пытаются до последнего отложить беременность, поскольку хотят подольше прослужить искусству. Поэтому рожают балерины чаще всего после 30 лет.

– Опиши будний день балерины.

– Каждый день ровно в десять часов утра в театре начинается урок. Потом – небольшая репетиция, перерыв. Около четырех часов дня – снова репетиция. Каждые среду, пятницу и воскресенье в шесть часов вечера начинается спектакль. А понедельник – всегда выходной: это день оперы.

– Чем настоящая балерина отличается от обычного человека?

– Бывших балерин, как говорится, не бывает. Мы более выносливы, стойки к перипетиям жизни. Мы умеем договариваться со своим телом, чувствуем его, всегда в гармонии с ним.

Памятка для балерины

Вес взрослой балерины (вне зависимости от ее роста) не должен превышать 50 кг. Во время обучения правила еще более строгие: идеальный вес высчитывается по формуле «рост минус 122». По типу телосложения предпочтительнее эктоморфы: у них тонкие жилистые мышцы, узкие ступни и кисти, короткий корпус. Стопа для балерины крайне важна: большой и указательный пальцы на ноге должны быть, в идеале, одной длины, с длинным мягким ахилловым сухожилием. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру