Источники «МК-Урал» в азербайджанской диаспоре раскрыли причины, побудившие их собраться расширенным кругом в кафе на проспекте Космонавтов в Екатеринбурге. В присутствии полицейских они настаивали на версии, согласно которой приехали поздравить своего друга, Агаяра Агаева, с 50-летним юбилеем. По неофициальной версии, которую подтверждает и начальник свердловского УБОП Константин Строганов, празднование дня рождения было лишь предлогом для сходки авторитетов, которые решали вопрос о назначении в Свердловскую область «смотрящего».
Для лидеров уголовной среды этот вопрос был безотлагательным. Средний Урал два года находился без «присмотра» со стороны московской криминальной верхушки. Именно там и заинтересовались многомиллиардными оборотами свердловских бизнесменов. Регион, оставшийся без попечения «смотрящего», стал сферой интересов авторитета Ровшана Джаниева, известного как Ровшан Лянкяранский. Его поддержкой и заручился Агаяр Агаев.
В противовес Джаниеву выступил неоднократно судимый 42-летний вор в законе Дадаш Бакинский. Однако последний физически не мог воспрепятствовать своему оппоненту – за десять дней до сходки на Уралмаше он был задержан в аэропорту Борисполя за убийство своего соратника и нападение с ножом на полицейских. Ровшан же извлек всю выгоду из этой ситуации. Оставаясь формально в тени, последний месяц он фактически руководил организацией сходки из Турции.
Именно с его подачи «юбиляр» Агаев Агаяр Гусейн Оглы под предлогом празднования своего дня рождения собрал в кафе на проспекте Космонавтов порядка двухсот гостей. Отказ от приглашения фактически означал неуважение к новому «смотрящему» над азербайджанской диаспорой, которым предполагалось назначить самого Агаева.
В числе гостей оказались как приезжие азербайджанцы из Ханты-Мансийского автономного округа, Перми, Челябинска и Москвы, так и местные «бизнесмены». В их числе «овощебазовец» Заур Гасанов. Личность Гасанова интересна тем, что он близко знаком с одним из руководителей Овощебазы № 4 Иваном Обуховым, задержанным за мошенничество с земельными участками. Считается, что Заур Гасанов выполняет функции «бригадира» на одном из самых крупных и скандальных складских объектов на Урале. В его обязанности входит сбор денег с дальнобойщиков, заезжающих на базу. Впоследствии средства передавались через третьи руки самому Обухову.
Между тем не все посетители кафе знали о намерениях виновника торжества. «Гуляки» пили и танцевали, наслаждаясь выступлениями приглашенных музыкантов. В числе последних была группа «Огни Баку», певец Агшин Феррат, Ниджат Меналы, а также мейханисты Интигам и Эхтирам Рустамовы, ставшие популярными после хита «Ты кто такой? Давай, до свидания!».
В разгар веселья криминальный «банкет» посетили бойцы СОБРа, оперативники Управления ФСБ по Свердловской области и УБОП. «Давай, до свидания!» громкой вечеринке вынуждены были сказать 167 празднующих, которых доставили в отдел по борьбе с организованной преступностью на Ясной, 22а (бывшее здание ГУ МВД по УрФО). Беседы с оперативниками продолжались до самого утра – с задержанных взяли объяснения и дактилоскопировали.
Теперь оперативникам предстоит выяснить, кому принадлежит изъятое в ходе спецоперации огнестрельное и холодное оружие. В кафе были найдены несколько ножей, бейсбольные биты, травматические пистолеты и даже удостоверения бывших сотрудников правоохранительных органов. Зачем на мирное, как заявлялось, мероприятие было приезжать, имея в наличии такой арсенал, неизвестно.
Между тем, ночной шмон в екатеринбургском кафе с участием «маски-шоу» может иметь далеко идущие последствия для всей уголовно-преступной среды уральской столицы. Людей Ровшана Джаниева, пытающегося укрепить свое влияние в Уральском регионе, считают причастными к убийству Деда Хасана в январе 2013 года (за голову самого Джаниева была объявлена награда в 5 млн долларов). В последнее время Ровшан примкнул к группе под руководством «вора в законе» Мераба Джангвеладзе (Мераб Сухумский).
Вероятно, именно Мераб Сухумский через своих людей координировал воровскую сходку в Екатеринбурге. Джангвеладзе считался одним из противников Деда Хасана (Аслана Усояна), выступавшего в середине 2000-х против местных ОПС «Уралмаш» и «Центр». Были у Усояна претензии и к Андрею Трофимову («Трофе»). За десять лет команда Хасана так и не смогла установить контроль над уральской столицей. Не смог воспользоваться шансом и Джаниев с Мерабом Сухумским – сходку пресекли оперативники ФСБ и УБОП.
Версию появления нового смотрящего» подтверждает и другой спорный факт, к которому можно относиться критически. В социальной сети «Одноклассники» от имени Агаяра Агаева появилось заявление, что теперь он командует городом. «Весь Уралмаш будет под нами. Есть я – Агаяр и Ровшан Джаниев, больше блатных быть не может», – пишет пользователь сайта, личность которого установить невозможно. Что интересно, последний раз он заходил на страничку в июне 2013 года, то есть за два с половиной года до событий минувшей ночи.

Спецоперации силовиков по указанному направлению нельзя считать законченными. Спустя два дня после «воровского собрания» ФСБ и ОМОН провели оперативные действия в кафе «Турист», что всего в километре от азербайджанского ресторана. Интересно, что именно кафе «Турист» ранее звучало в тексте письма, адресованного широкой общественности якобы от имени Агаяра Агаева, перенявшего криминальную эстафету после смерти «смотрящего» за областью Темури Мирзоева. «Агаяр Смотрящий города Екатеринбург, без пяти минут вор в законе. По любому вопросу жду в кафе «Турист», – написано в сообщении в соцсети.